14 АВГУСТА 2020 ГОДА 09:00

Парад победителей:
Ольга Колодникова

Директор управления по арендным отношениям компании «Талай» (ТРК «Арена», ТК «Армада»)
Как переживал самый сложный период самоизоляции воронежский бизнес? Как его владельцы и управленцы видят свою стратегию в будущем? Чем пришлось пожертвовать? И когда удастся выйти на докризисные показатели?
О преодолении кризиса в проекте «Пандемия как война. Парад победителей» рассказывают владельцы и топ-менеджеры воронежских компаний: Ольга Колодникова, директор управления по арендным отношениям компании «Талай» (ТРК «Арена», ТК «Армада»)

«Торговые центры потеряли до 90% прибыли, но на господдержку рассчитывать не приходится»

— Да, торговые центры открыли, но пока преждевременно говорить о том, что кризис пройден. Будут ли новые ограничения? Будут ли дополнительные меры поддержки со стороны государства? Кто сможет на них претендовать? Как быстро восстановится рынок? Только получив ответы на эти вопросы, мы сможем в полной мере оценить ситуацию. Да, возможно, для кого-то острая стадия уже миновала, а кто-то, наоборот, только вступает в нее. Мы надеемся на лучшее, но предугадать сейчас что-либо сложно.
Еще недавно комплекс был закрыт на 90% — соответственно, арендаторы в принципе не могли платить арендную плату. В то же время наши обязательства никто не снимал: банковские кредиты, налоги, зарплата сотрудников, содержание торгового комплекса. В среднем прибыль по рынку просела на 80-90%, и мы не исключение. При этом ТЦ в список пострадавших отраслей не попали — о государственной поддержке пришлось забыть.

«Те, кто следовал тренду и развивал в своих ТЦ не только шопинг, но и досуг, первыми оказались под ударом»

— Небольшая часть арендаторов работали и во время режима строгой самоизоляции (магазины продуктов и товаров первой необходимости), часть смогла открыться только в июле, а некоторые остаются закрытыми до сих пор. Исходя из этого и подход к каждому был индивидуальный. Было бы глупо всех подгонять под одни условия. Нам удалось достичь договоренности по условиям на время действия ограничительных мер с 99% арендаторов.
В последнее время тренд качественных ТЦ шел к тому, что они теперь не только «о шопинге», но и должны закрывать потребности посетителей в досуге и отдыхе. Но именно на таких современных объектах ограничительные меры сказались наиболее болезненно. Развитию развлекательной составляющей мы уделяли большое внимание — в «Арене» такие операторы (кинотеатр, фудкорт и все, что касается детского досуга) занимают большую площадь, но они до сих пор остаются закрытыми, что, безусловно, отражается на финансовых потоках.

«Удалось обойтись без сокращений»

— Те сотрудники, которые могли работать в режиме удаленного офиса, соблюдали режим самоизоляции. Те же, чья деятельность была связана с функционированием объектов (а нужно понимать, что даже при закрытии 90% арендаторов торговый центр продолжает работать и требует обслуживания), конечно, были на рабочих местах, соблюдая усиленные меры личной безопасности. Всех обеспечивали средствами индивидуальной защиты, а рабочие места дезинфицировали.
У нас стабильный состав команды уже на протяжении многих лет — текучка кадров минимальна. Поэтому сделали все возможное, чтобы сохранить весь штат в этой кризисной ситуации, — никого не уволили, но зарплаты пришлось сократить.
«Показатели загрузки ТЦ — 80% от привычных цифр — позволяют сделать вывод, что у людей нет страха посещения центров, а это уже радует. Но к докризисным показателям мы надеемся вернуться лишь к концу 2021 года»

«А вот благоустройство парка у «Арены» пока пришлось поставить на паузу»

— Мы воспринимаем этот кризис как этап, который нужно пройти, не более того. Мы пересмотрели ряд операционных процессов внутри компании, выявили некоторые слабые звенья. Поэтому в чем-то ситуация может оказаться даже полезной в долгосрочной перспективе: иногда нужны встряски, которые заставляют изменить подходы к работе.
Конечно, не обошлось и без изменений в стратегии. Расстраивает, что пришлось скорректировать планы по инвестированию в развитие объектов и социально значимых проектов. В частности, нам пришлось отодвинуть реализацию большой программы по реновации парка Победы. Развитие городской среды всегда было частью нашей стратегии, мы понимаем, какое значение имеет парк для жителей района. Планировали продолжить его благоустройство, в 2020-2021 годах хотели установить фонтан, заменить покрытие детских и спортивных площадок, создать дополнительные зеленые зоны. Увы, работы пришлось приостановить. Тем не менее мы продолжаем ухаживать за парком, поддерживаем объекты в рабочем состоянии, буквально на прошлой неделе завершили ремонт спортивного павильона «Зарядка».

«При хорошем сценарии к концу следующего года вернемся на докризисный уровень»

— Рассуждая о будущем, хочется быть оптимистами. Однако все мы взрослые люди и понимаем, что покупательская способность будет снижаться — на это есть объективные факторы, на которые мы не можем повлиять. Пока что идет период целевых покупок: продукты, обувь, одежда и т. д. Плюс действует эффект отложенного спроса: пока магазины были закрыты, потребности накопились, сейчас небольшой всплеск, но он сменится спадом. А дальше надо будет внимательно смотреть за развитием рынка. Показатели загрузки ТЦ — 80% от привычных цифр — позволяют сделать вывод, что у людей нет страха посещения центров, а это уже радует. Но к докризисным показателям мы надеемся вернуться лишь к концу 2021 года. И это самый оптимистичный сценарий — при условии, что не придет вторая волна коронавируса или не появятся другие внешние факторы.
Что касается рынка в целом — как ни банально, все зависит от запаса прочности, профессионализма команды и готовности адаптироваться к новым правилам игры. Отношения с партнерами станут выстраивать более гибко. Некоторые игроки не выживут, и это наша новая реальность, которую придется принять. Думаю, что в ближайшие годы не стоит ожидать в Воронеже открытия новых ТЦ. Если говорить о России, те проекты, которые были заявлены на 2020 год, безусловно, откроются. А те, кто находился только в начальной стадии, скорее всего, будут вынуждены перенести открытие на несколько лет.

Все материалы спецпроекта — по ссылкам!