11 АВГУСТА 2020 ГОДА 09:00

Парад победителей: Андрей Суверин

Директор компании «Стерх»
(«Воронеж Кейтеринг», «Шоколадница», корпоративное питание)
Как переживал самый сложный период самоизоляции воронежский бизнес? Как его владельцы и управленцы видят свою стратегию в будущем? Чем пришлось пожертвовать? И когда удастся выйти на докризисные показатели?
О преодолении кризиса в проекте «Пандемия как война. Парад победителей» рассказывают владельцы и топ-менеджеры воронежских компаний: Андрей Суверин, директор компании «Стерх» («Воронеж Кейтеринг», «Шоколадница», корпоративное питание)

«Ситуация менялась так быстро, что принимать экстренные решения, как работать дальше, приходилось каждый день»

— Конечно, для нас, как и для подавляющего большинства компаний, коронавирус стал серьезным и неожиданным ударом. Первые две недели мы каждое утро собирали совещания и решали — что делать? Ситуация менялась постоянно и требовала новых оперативных решений. Сейчас, оглядываясь назад, понимаешь, что этот кризис мы прошли гораздо увереннее и спокойнее, чем все предыдущие. На этот раз мы чувствовали серьезную поддержку государства: никто не был брошен на произвол. Критиковать власть всегда модно, но не надо стесняться говорить ей и слова благодарности, когда она их действительно заслуживает. Зарплатный кредит, кредит на поддержку бизнеса, безвозмездная субсидия на дезинфекцию, отсрочка платежей по всем налогам на осень, снижение налога УСН — для нас все это стало хорошим подспорьем. Конечно, для тех, кто до сих пор выдает зарплаты в конвертах и уходит от налогов, такие меры бесполезны. Тем же, кто работает в белую, они действительно помогли.

«Прибыль не сократилась. Ее просто не стало»

— Разумеется, поддержка от государства серьезно помогла, но в целом картина, естественно, не была радужной. Что касается прибыли, то она не упала — ее просто не стало. Дело в том, что в корпоративном питании очень низкая маржинальность, и мы очень чувствительны к количеству гостей. С самого начала было понятно: какие бы чудо-идеи мы ни придумали, в любом случае уйдем в минус. Поэтому мы решили действовать по обстоятельствам, понимая, что только сообща, помогая друг другу, мы сможем вый­ти из ситуации с наименьшими потерями. Несмотря на уменьшение количества посетителей наших столовых на предприятиях, где огромная часть сотрудников перешла на удаленку, мы продолжали свою работу в штатном режиме. В качестве добровольной помощи организовали доставку горячих обедов части медперсонала больницы «Электроника». Мы об этом нигде не писали, но сейчас уже можно сказать. Ни в коем случае это не было рекламным ходом — просто вышли напрямую на знакомых врачей и сказали, что хотим им помочь. По мере возможностей. В итоге при том, что работа наша не останавливалась ни на один день, в пиковый момент объемы производимой продукции снизились на 70%.
Конечно, параллельно мы искали возможности для повышения эффективности. Занимались соцсетями, апгрейдом сайта. Освободившееся время уделили обучению персонала. Обычно с этим у нас сложновато — работаем практически в круглосуточном режиме. Разрабатывали новое меню, придумывали новые блюда. Сидеть сиднем и грустить, опустив руки, — это точно не наш путь. Мы всегда были уверены, что рано или поздно карантин закончится. И к этому моменту надо быть во всеоружии.

«Запустили интернет-магазин, чтобы продвигать основной продукт — корпоративное питание»

— Одним из нововведений стал запуск интернет-магазина готовых блюд SmileFood. Разрабатывали его своими силами и запустили примерно за две недели. Для нас это совершенно новый опыт, и было понятно, что в оперативном режиме придется постоянно что-то докручивать. Так и оказалось. Меняли личный кабинет, дополняли карточки блюд. Если сначала заказы развозила наша собственная служба доставки, то потом поняли, что с помощью Delivery Club это будет сделать гораздо удобнее — и нам меньше хлопот, и клиенты свои заказы получат быстрее.
Убытков интернет-магазин не покрыл, но свой процент товарооборота дал. Закрывать мы его не собираемся — продолжим развивать направление доставки. Честно говоря, особых иллюзий на этот счет мы не питаем. Я считаю, что доставка работает хорошо, только с традиционными проверенными блюдами. Это суши, пицца и т. п. Обычная домашняя еда имеет все-таки более узкий сегмент потребления. В первую очередь это офисные работники, которые в обеденный перерыв хотят съесть полноценный обед, а не очередную порцию фастфуда. В этой связи мы планируем использовать SmileFood как один из инструментов для продвижения и рекламы нашего основного продукта — корпоративного питания.
«Оглядываясь назад сейчас, можно утверждать, что этот кризис мы прошли гораздо увереннее и спокойнее, чем предыдущие»

«Можно проводить тимбилдинги и улыбаться на корпоративах. Но только кризис покажет, команда вы или нет»

— В тучные годы можно сколько угодно говорить о сплоченности команды, проводить разные тимбилдинги и улыбаться друг другу на корпоративных мероприятиях, но сущность коллектива проявляется именно в сложные времена. Да, были люди, которые самостоятельно изъявили желание уйти, но их единицы. 99% сотрудников остались, даже несмотря на некоторое сокращение зарплаты. Я уже не говорю о топ-менеджменте. Ни один человек не был уволен.
Исключительно добрые слова могу сказать и о наших бизнес-партнерах. И наши поставщики, и арендодатели проявили себя надежными и понимающими партнерами. Не было никакого выкручивания рук и ультиматумов.

«Расходы на санитарно-гигиеническую безопасность выросли в 4 раза»

— «Шоколадница» уже работает в прежнем режиме. Кстати, нам даже расстановку столов менять не пришлось — они у нас и так всегда стояли в 1,5 метра друг от друга. Цены остались на прежнем уровне. Есть даже такая вероятность, что придется их немного снизить. Что касается соблюдения санитарных мер безопасности — мы всегда уделяли им большое внимание. Но сейчас, разумеется, еще больше. Все понимают, что это дело нужное, но все должно быть в пределах разумного. Уверен, ни в одном бюджете не были заложены такие суммы на меры санитарно-гигиенической безопасности: перчатки, дезинфекторы и т. д. — наши расходы на эти статьи увеличились в 4 раза.
Корпоративное питание возвращается вместе с возвращением работников в офисы. И кейтеринг оживает. У нас уже есть предварительные заказы на август — сентябрь. Это дни рождения, свадьбы. Причем есть дни рождения, которые прошли еще в мае-июне, но только сейчас у людей появилась возможность их торжественно отпраздновать. Конечно, заказов пока немного, но всё наладится, я уверен.

«Верю, что уже в октябре все будет хорошо»

— Видел исследования, которые прогнозируют закрытие 40-50% рестораторов и операторов общепита в России. Я считаю, что нельзя вот так упрощать ситуацию. Стричь всех под одну гребенку. Если у предпринимателя, кроме его ресторана, нет другого бизнеса — это одна история. Если же его деятельность диверсифицирована — это другая. Столовая — это вообще отдельный разговор. Возьмем, к примеру, столовую с гарантированным трафиком, который исчезнет только при полном разорении соседних бизнес-центров. Сами понимаете, это крайняя ситуация. Конечно, какие-то компании общепита разорятся. В первую очередь те, кто до кризиса или сейчас нерасчетливо набрал кредитов и не в состоянии их отдать. Но если ты разумно управляешь своими финансами, то ты в любом случае справишься.
Вообще, сейчас наступил период ожидания. Минимизация всех затрат и оптимизация бизнес-процессов. На этом переходном этапе самое главное — сохранить квалифицированный персонал. Люди — наш главный ресурс.
Я не ждал быстрого выхода из режима самоизоляции, мы были готовы к затяжному кризису. И, судя по тому, как развивается ситуация, смею предположить, что уже в октябре все будет хорошо.