9 ИЮНЯ 2020 ГОДА 14:00

«В 90-е люди хотели работать. А сейчас очередь не стоит»

Владелец ГК «Интрансгаз» Игорь Татаринов — о том, как пандемия изменит рынок труда
До ухода в бизнес Игорь Татаринов был профессиональным военным.
СПРАВКА
Игорь Татаринов в 90-е пробовал себя в разных видах бизнеса.
В конце 90-х основал компанию «Интранс» (по сути, это были первые в Воронеже частные цивилизованные маршрутки).
2000 год — основал ГК «Интрансгаз» (сеть газовых заправок, к которым позже прибавилась собственная газонакопительная станция).
«Готов принимать на работу и сейчас. Но где кадры?»
— В 90-е ситуация для бизнеса была совершенно иной: несмотря на все сложности, палку воткни в землю — она прорастет и зазеленеет. Трудолюбивый человек с предпринимательской жилкой всегда мог найти, куда приложить свои усилия, мог открыть свое дело. Попробовать себя в одном, не пошло — в другом. Сегодня же те, кто потеряет свой бизнес, уже вряд ли смогут открыть новый: просто нет свободных ниш. Но — самое главное — люди были иные. На таких людей можно было опереться. Помню, когда я руководил строительным кооперативом, ко мне приехал бывший сослуживец. Он посмотрел, что за день сделала бригада, и говорит: «Я один готов столько делать, только работу дай!» Да, тогда пришло новое время с новыми правилами, но еще осталось советское воспитание, прививавшее трудолюбие с детства. А сейчас пандемия, кризис, компании якобы закрываются, но очередь ко мне на работу не стоит! Я готов заменить несколько человек, если придут грамотные и ответственные специалисты. Но где они?
«Прививка от безделья? Не поможет!»
— У меня сотрудница отработала 3 года. Но за эти 3 года не было никакого развития, желания что-то узнать с ее стороны. Ровно по завершении рабочего дня она вставала и уходила, не задерживаясь ни на минуту. О том, чтобы остаться, изучить документы, которые ей самой нужны для работы, не было и речи — никакой инициативы с ее стороны. Когда началась пандемия, я стал по очереди сотрудников отправлять в отпуска. Замечу, в оплачиваемые отпуска. Столько людей в офисе стало просто не нужно. Практически все понимали, что мера необходимая. И только эта девушка возмутилась: «Мне нужно дней 10 отпуска на лето оставить». Да откуда мы знаем, что будет летом? Я сказал ей посидеть дома 10 дней, поизучать пока документы, а потом вернуться на ту же должность. Она не вернулась. Сказала, что попробует себя в чем-то другом. Значит, на жизнь хватает. Думаю, это общая тенденция среди «белых воротничков». Есть люди, которые работают за процент, и то не спешат на работу выходить: выходные власть объявила — значит, выходные. Какая тут прививка от безделья? Ее просто не будет. Конечно, есть и другие сотрудники. Как правило, люди старой закалки. Которые сами говорят: «А зачем я компании нужен, если я 12 дней на выходных буду сидеть? За что меня содержать все это время?»

Рабочие и вовсе не почувствуют кризиса — спрос на такие кадры есть всегда. Рабочих рук не хватает. Будут, конечно, недобросовестные работодатели, которые, даже не пострадав от кризиса, будут искусственно занижать зарплаты, чтобы сэкономить. Вот от таких рабочие пострадают.
«Задранные зарплаты приблизятся к рыночным — станет меньше понтов»
— Конечно, мне тоже где-то пришлось урезать зарплаты. Например, у руководителей высшего звена в моей компании они всегда были немного завышены по сравнению с рынком. Пришлось их сократить на 5-10%. Но если человек получал солидную сумму, то вряд ли такое изменение будет для него болезненным. Скорее зарплаты просто приблизятся к рыночным, станет меньше понтов. Но такая экономия — это капля в море. Выручка упала на 22%.

Сокращения зарплат коснулись только топ-менеджеров, но операторы заправок тоже что-то потеряли: они получали процент с литра, а когда предприятия встали, заправляться стало в разы меньше машин. Зато и среди рабочих, и среди офисных сотрудников мы обошлись без б/с. Что будет дальше, придется ли как-то еще ужимать ФОТ — пока неясно. Нет, сейчас совсем не 90-е. Тогда я мог планировать хотя бы на полгода, сейчас не могу и на 2 дня. При этом меры поддержки транспортной отрасли мне непонятны. Нужно ли поддерживать частных перевозчиков, владельцев маршрутов? А чем тогда хуже моя компания, почему мои сотрудники должны страдать? Есть одна надежда — эта кризисная ситуация будет мотивировать людей экономить и переходить на газ. В 2008 году такая тенденция наблюдалась.

Все материалы спецпроекта — по ссылкам!