19 сентября 2018 года 09:00

Все против одного

Сотрудники «сдадут» вас при форс-мажоре. Что делать?
Наталья Андросова
редактор журнала De Facto
«Буквально пару недель назад разбирали жалобу от 60 сотрудников одного из крупных промышленных предприятий Воронежской области, — рассказывает совладелец агентства юридического сопровождения «Прагматик», специализирующегося на трудовом праве, Лев Бабаян. — Владелец попросил коллектив перенести отпуска с разгара сезона, чтобы успеть выполнить заказы и внести очередной платеж по кредиту: крупная сумма была взята на модернизацию цеха, что улучшило в том числе и условия труда. Даже старожилы предприятия, недолго думая, накатали жалобу в трудовую на 20 листах с весьма формальными претензиями. Например, в цехе нет кулера. Хотя много лет их вполне устраивал питьевой фонтанчик. Владельцу пришлось думать не о том, как погасить кредиты и вылезти из долгов, а как с минимальными потерями выйти из свалившихся на него проверок».

Сколько сотрудников готово вас подставить?

Сотрудники сдают руководителей
Опрос проводился на портале De Facto и телеграм-канале издания с 17 по 31 июля. Ответили 203 человека.
Нелояльные сотрудники, как и профессиональные жалобщики и шантажисты, существовали всегда. Однако сегодня явление достигает таких масштабов, что становится реальной угрозой для компаний. Меняется как масштаб, так и форма явления.

Во-первых, нелояльность сотрудников стала более скрытой. Если раньше при упоминании о нелояльном сотруднике возникал образ вечно недовольного ворчуна, то сегодня сотрудник может выражать не только полное довольство, но и собачью преданность компании и лично руководителю. До тех пор, пока корпоративный корабль бодро рассекает волны. Но стоит появиться пробоине, как такие сотрудники не просто первыми бегут с судна, они его топят.

«Это люди, которые на корпоративах громче всех кричат «Ура!» и клянутся в любви и вечной преданности, — говорит владелец отеля «НеЧаев» Олег Мешалкин. — Но праздник заканчивается, начинаются реальные проблемы. А руководитель уже почти поверил, что все они одна банда пиратов, как у Стива Джобса. И сейчас все вместе ринутся в бой и все решат. Но на деле оказывается, что решаешь ты один. А эти самые преданные пираты не просто бросают тебя, они же первыми тебя подставляют».

Совладельцы агентства «Прагматик» Лев и Валерия Бабаян подтверждают это своей практикой: «К нам приходят на консультации в том числе сотрудники, которые злорадствуют, что «поимели» руководителя в сложной, форс-мажорной для компании ситуации».

Под форс-мажором мы в этом тексте подразумеваем сложные для компании и руководителя ситуации, из которых при грамотных и сплоченных действиях коллектива и владельцев предприятия можно найти выход. Если компания уже находится в стадии ликвидации, задержки зарплат длятся по полгода или ее проверяет УБЭП, и сотрудникам самим начинает грозить реальная уголовная ответственность, то было бы неправильным ожидать, что каждый член команды примет удар на себя, спасая своего руководителя.

Во-вторых, размеры явления достигают угрожающих масштабов. «В месяц к нам приходят 1-2 недовольных сотрудника, которые хотят насолить своему работодателю, — продолжают Лев и Валерия Бабаян. — Только в этом году обратились 5 местных компаний, у которых проблемы из-за подстав со стороны сотрудников были настолько велики, что они уже не могли решить их силами своих юристов».

И это данные лишь одного юридического агентства. Общая картина выглядит еще более угрожающей. Согласно результатам опроса De Facto, 30% бизнесменов уверены, что больше половины их сотрудников сдадут их при первом же форс-мажоре. Еще треть надеется, что в их компании найдется лишь несколько паршивых овец. А вот чуть больше четверти ответили, что такие сотрудники в их команде почти все. То есть счастливчиков, уверенных, что на своих сотрудников они могут положиться в трудной ситуации, только единицы.
Опрос проводился на портале De Facto и телеграм-канале издания с 17 по 31 июля. Ответили 203 человека.

Как они это сделают?

Кейс 1. «Когда у меня начались проблемы в строительном бизнесе (подрядчик не выплачивал нам деньги как субподрядчику, нечем было платить зарплаты), я судорожно искал другие заказы, чтобы расплатиться с людьми, — рассказывает Олег Мешалкин. — И уже почти договорился, но чуть-чуть не успел: один из сотрудников написал заявление в прокуратуру, чтобы на меня завели уголовное дело. А через несколько дней вся бригада уволилась и перешла к тому самому подрядчику. И вышла строить те же самые объекты, но от его лица. Когда я приехал и попытался что-то сделать, поговорить с людьми, меня обвинили в том, что я якобы срываю их работу».

На этом со строительной компанией Мешалкина, по сути, было покончено. Он уверен: возникни форс-мажор в его сегодняшнем бизнесе, ситуация повторилась бы в еще более жесткой форме. И один прецедент уже был: «Зная, что сейчас у меня и так непростое время и я не могу все вопросы контролировать лично, охранник прислал вместо себя получить зарплату жену, она же за него расписалась. А через 2 месяца он написал заявление в трудовую. Якобы он никакую зарплату не получал».

Кейс 2. Вскоре после временной приостановки работы завода «Янберг» его владелец Ян Белоглазов разместил в своем фейсбуке пост: «Нина работала у меня юристом. Исчезла на месяц и я хотел уволить ее по статье, но сжалился и уволил по ее заявлению. Я взял другого сотрудника на ее место. Спустя время Она очухалась и начала восстанавливаться через суд». Также Ян уточняет, что сотрудница хочет получить компенсацию, а также пишет о заводе «грязь». В ответном посте Нина Беляева назвала работу завода «преступлением против экологии», выставив на всеобщее обозрение всю юридическую кухню завода, а также не преминув добавить информацию лично о руководителе: «Зато деньги всегда находились на пиар завода и на отдых директора за границей 3-4 раза в год (США (Майами), Италия, Греция…). На бесконечные выставки и конференции по разным городам России Белоглазов Я.В. летал почти каждую неделю».
Орфография и пунктуация сохранены.
Татьяна Харина
директор кадрового агентства «Феникс»
Сотрудники всего лишь ведут себя зеркально руководителю

Если ты можешь поступить по-предательски по отношению к своим сотрудникам, то жди того же от них. Сотрудники чувствуют, как к ним относится руководитель. Сейчас я читаю книгу Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». И он очень скептически относится к техникам по командообразованию: люди быстро понимают, что это всего лишь техники. Если нет искренней заинтересованности руководителя в своих сотрудниках, нет уважения к ним, они это поймут. И главное — это должны быть не слова, а поступки. Конечно, даже у почти идеального руководителя могут найтись недоброжелатели. Но это будет уже единичный случай, а не общая тенденция.
Кейс 3. «В IT-компании возник кассовый разрыв, — рассказывает Лев Бабаян еще об одном своем деле. — Денег не было даже на зарплаты. Но руководитель быстро сориентировался, нашел новые заказы и по-человечески поговорил с сотрудниками: заказы есть, выполним их все вместе — сразу же получим деньги. Вместо того чтобы взяться за работу и тем ускорить выплату собственной зарплаты, сотрудники стали шантажировать руководителя, угрожая жалобами в различные инстанции. Несмотря на саботаж, руководству все же удалось найти средства и через 2 месяца выплатить все до копейки. Но 25 сотрудников из 52 этого не дождались — не доделав начатых заказов, демонстративно уволились».
Почему число нелояльных сотрудников так бурно растет?
Причина 1. Увеличение числа форс-мажорных для бизнеса ситуаций. «Чаще всего сотрудники подставляют работодателя именно тогда, когда у компании уже есть проблемы, — говорит Лев Бабаян. — А их число продолжает расти с началом кризиса. Чаще стали возникать кассовые разрывы, неплатежи или задержки платежей от заказчиков. А также увеличилось число проверок и их жесткость. В сытые годы можно было спокойно сидеть и получать зарплату. Сегодня же поводов для недовольства гораздо больше. И сотрудники хотят либо получить для себя максимально выгодные условия, не понимая, что в такой ситуации компания не может их обеспечить, либо просто отомстить работодателю, если что-то в его бизнесе пошло не так, а выторговать напоследок для себя ничего не получается».

Причина 2. Рост правовой «грамотности» сотрудников. «Сегодня очень много юридических компаний, предлагающих сотрудникам взыскать деньги со своих работодателей, — продолжает Бабаян. — Число юристов и правовых центров растет, что не всегда можно сказать об их квалификации. Поэтому они выбирают наиболее простые дела — прежде всего трудовые споры на стороне сотрудника. Позиция судов в большинстве случаев такова: сотрудник, как более слабая сторона, априори прав, таким юристам часто даже не приходится что-либо доказывать. При этом они активно рекламируют свои услуги. А на профильных форумах множество советов, как подставить работодателя с максимальной выгодой для себя».

Причина 3. На фоне ухудшения социальной и экономической ситуации в стране создается негативный образ работодателя-бизнесмена. Негативный образ работодателя как собственника и эксплуататора создается на федеральном уровне, прежде всего на ТВ в массовых передачах, считает глава «Новонадеждинского» Николай Паринов: «Даже, казалось бы, в патриархальной, консервативной аграрной сфере работники теперь при первом удобном случае бегут жаловаться. Коллеги-фермеры все чаще рассказывают: например, не повысили работнику зарплату в этом году, хотя он и так получал 40-50 тысяч рублей — он побежал чуть ли не в прокуратуру. И повод нашел: якобы поля обрабатываются вредными химикатами. И хотя с химикатами все нормально, фермеру теперь еще предстоит это доказывать. Проверки налетят на его поле, как стая саранчи. А все потому, что власть заигрывает с рабочими. Она хочет показать им, что она, несмотря на все, что творится в стране, хорошая. Нужно же переключить людей с реальных проблем в государстве на что-то другое. О какой трудовой дисциплине может идти речь, когда со всех экранов трубят о том, как что-то получить с «узурпаторов»?»

Причина 4. Сотрудники не привыкли выкладываться, им проще кинуть работодателя, чем напрячься при форс-мажоре. Подробно о том, что сотрудники не привыкли работать в полную силу и уже не в состоянии сделать усилие, даже когда это необходимо, DF писал в марте этого года в материале «Но снизу постучали».

«То, что руководитель часто принимает за предательство, — элементарная лень и тупость сотрудников, — считает эксперт рынка труда Игорь Мешков. — Бывает сложная ситуация. Босс ждет, что сотрудники поймут, поддержат, выйдут в субботу, приложат усилия, чтобы все разрулить. Но они настолько привыкли работать вполсилы, что даже элементарные усилия кажутся им совершенно невозможными. А шеф представляется тираном и деспотом. Они искренне считают, что вы требуете от них чего-то невообразимого. Легче уволиться, поставить руководителю ультиматум или по дороге домой зайти в трудовую, пожаловаться. А некомпетентность в сфере бизнес-вопросов, узкий кругозор и нежелание пошевелить мозгами не позволяют понять, что если они хотя бы просто начнут работать, то компания удержится на плаву и они же получат свои зарплаты, отпуска и прочее».

Причина 5. Общее снижение моральных и этических норм. «Недавно слышал термин «оскотинивание населения». Не будем сейчас углубляться в его глобальные причины, но я уверен, что такое явление есть, — считает Олег Мешалкин. — Люди просто подтираются моралью. Подставить, предать — это не только ничего не стоит, это похвально. И даже когда речь идет о достаточно близких людях. Что уж говорить о какой-то корпоративной этике? Как-то в Париже я дважды попадал на одного и того же таксиста, во время поездки мы приятно общались. И я, желая сделать ему что-то хорошее, предложил вызывать его напрямую, по его личному номеру, чтобы ему не пришлось отдавать процент с оплаты. На что получил отповедь: «Сэр, вам знакомо слово «этика»? Я не могу поступить со своим работодателем неэтично». Вы можете представить себе что-то подобное у нас?»

Причина 6. У руководителей становится все меньше времени и ресурсов на формирование корпоративной культуры. Но неправильно переносить всю ответственность только на сотрудников, считает Игорь Мешков: «Если руководитель в малом бизнесе не замечает своих сотрудников, в сложных для них ситуациях они предоставлены сами себе, а когда сложности возникают у него самого, он ждет, что они придут на выручку, жертвуя собой, — это просто смешно. А сегодня эта ситуация усугубляется. Из-за влияния негативных внешних факторов у руководителей все меньше личного времени на сотрудников. На профессиональных же эйчарах и различных формах мотивации они экономят тоже по объективным причинам. Например, меня звали в одну крупную воронежскую компанию эйчар-директором сразу трех абсолютно разных направлений. Да даже будучи волшебником, нормально выполнять свои функции, а следовательно, и поддерживать здоровую обстановку в коллективе на такой должности невозможно».

Можно ли предотвратить подставу или смягчить последствия?
«100%-ной панацеи нет, — считает Игорь Мешков. — Вы можете сколько угодно вкладываться в корпоративные мероприятия. Но вы ничего не сможете сделать с тупостью и нежеланием людей напрягаться. Вы можете объяснить бизнес-ценности топ-менеджменту, но среди рядовых сотрудников все равно найдутся те, кто посчитает более удобным вас подставить, чем рвать жилы на общее благо и ждать перемен к лучшему. Конечно, это не значит, что стоит вообще забросить корпоративную культуру. А если у вас малый бизнес — личное общение, по крайней мере, с ключевыми сотрудниками. Даже если человек начал какие-то действия против вас, стоит сначала с ним поговорить. Возможно, у него сейчас серьезные личные проблемы, а тут еще форс-мажор на работе. В этом случае, как бы вам самому ни было трудно и некогда, уделите ему время, возможно, вы сможете вернуть его в число преданных союзников. Но если ситуация повторяется дважды, то однозначно увольнять».

Что касается корпоративных мероприятий, Игорь Мешков считает, что обычные алкогольные посиделки уже не работают. Упор стоит сделать на тимбилдинг. Каким именно он должен быть — тема отдельного масштабного материала. Частично DF уже поднимал этот вопрос в номере за сентябрь 2017 года в материале «Эволюция спасибо».

Лев Бабаян советует подстраховаться заранее с юридической стороны: все проверки начинаются с бумаг. На бумаге отпуска, зарплаты и прочее должно быть в полном порядке и с подписями сотрудников.

А что делать, если подстава уже началась? «Когда у меня была такая ситуация, я обращался к человеку, который имеет опыт в решении подобных вопросов», — признается Олег Мешалкин.

Будет ли это «решальщик» или профильный юрист по трудовому праву, в любом случае лучше, когда это человек со стороны, уточняет бизнесмен. Вы можете доверять своим юристам, но 100%-ной гарантии, что они не встанут на сторону своих коллег, нет.

P.S. Да, число тех сотрудников, кто вас подставит при первом удобном случае, растет. И к этому нужно быть готовым. Но, обжегшись на молоке, нельзя постоянно дуть на воду. Наверняка в вашей команде есть и те, кто готов в трудной ситуации подставить вам не ножку, а плечо.
Как поведут себя ваши сотрудники при форс-мажоре?
Вадим Киржанов
гендиректор компании «Эколенд» (торговая марка «Принцесса вкуса»)
Всегда есть 10% «чертей», с которыми приходится бороться

Думаю, что в моей компании, как и в большинстве других, есть 10% людей с высокой внутренней мотивацией, которые готовы поддержать руководителя при форс-мажоре. И это вовсе не обязательно сотрудники с 10-летним стажем. Просто они внутренне нацелены на решение сложных задач, развиты как личности, у них высокие моральные качества. Хорошо, когда руководитель умеет видеть таких людей и окружает себя ими. Но их не так просто найти, поэтому пропорция примерно такая — 10%. Другие 10% — «черти», с которыми всегда приходится бороться. Это либо нелояльные сотрудники, либо временщики, которые пришли к вам переждать, пересидеть до получения более выгодного места. Конечно, они подставят первыми. А вот остальная часть — обычные люди, которые поведут себя в зависимости от ценностей компании. Если у вас действовали принципы лагеря наемников, когда люди много работали, выходили по субботам, но и хорошо получали, то они вряд ли по-настоящему вас поддержат. Если «жирных котиков» — хорошо получать и несильно выкладываться — тем более сразу начнется миграция в другие компании. Если же в вашей компании не было страусиной политики, вы адекватно вели себя с сотрудниками в других сложных ситуациях и сейчас честно расскажете о том, что их ждет, скорее всего, основная масса с пониманием отнесется к вынужденным разумным ограничениям. Хочется верить, что так будет и в моей компании. Но надеюсь, что все-таки форс-мажоров будет поменьше.
Андрей Кочегаров
гендиректор компании «Ресторатор» (сеть пиццерий «Стрекоза»)
Поддержит только треть

Думаю, с пониманием к каким-то вынужденным ограничениям отнесутся только 30% сотрудников. Конечно, это связано еще со спецификой именно нашей сферы. Зачем идти на какие-то уступки работодателю, если можно, условно говоря, перейти через дорогу и там устроиться на работу в тот же день. Например, на хороших поваров спрос превышает предложение. Это мы, работодатели, прилагаем усилия, чтобы найти грамотных специалистов. Поэтому сотрудники чувствуют себя весьма вольготно. И их мало волнуют чужие проблемы. Только свои. Впрочем, некоторые рестораны весьма «искусно» решают эту проблему. И без всяких форс-мажоров они постоянно задерживают зарплату сотрудникам. Отработал человек два месяца, а ему только-только за первый заплатили. И сотрудник не уходит, чтобы получить все деньги. Но насколько долго такой механизм будет работать — вопрос риторический. Лояльности это точно не прибавляет. Думаю, такой коллектив уж точно своего работодателя поддерживать не станет.
Александр Хайлис
владелец строительной компании «ВудСервис»
Старые кадры уже «не кинули». А вот новые, возможно, придется поддерживать мне, а не наоборот

Я собрал в своей компании костяк преданных мне людей. Сейчас затягивается согласование нашего проекта «Новоникольские сады», соответственно, по не зависящим от меня причинам я пока не могу обеспечить сотрудникам полностью те условия и тот рост бизнеса, на который они рассчитывали. Но они относятся с пониманием к временным потерям. Они понимают, откуда берутся зарплата и различные бонусы. У нас открытые, доверительные отношения. Но с проблемой, когда сотрудники кидают своего руководителя, уверен, мне еще предстоит столкнуться при расширении бизнеса и штата. В Воронежской области она гипертрофирована. Да, это замечательно, что власти удалось добиться практически отсутствия безработицы. На рынке труда всегда есть вакансии. Но это далеко не так замечательно для работодателей. Люди знают, что в любом случае найдут работу. Они не хотят учиться, не хотят напрягаться, а тем более терпеть какие-то сложные ситуации. Что-то пошло не так — плюнул, пошел в другое место. И если ты видишь, что нашелся сотрудник, который готов тянуть лямку и при этом у него есть соответствующие компетенции, то это ты бегаешь за ним, вкладываешь в него, иногда даже унижаешься. Но никак не он за тобой.
Евгений Миляков
директор компании «Источник света»
Отреагируют нормально. Если это действительно форс-мажор

Все зависит от того, какая ситуация произойдет. Если она действительно форс-мажорная и я, как руководитель, не мог ее предотвратить, то сотрудники отнесутся с пониманием. Задержка зарплаты на 2 месяца? Просьба с моей стороны перенести отпуск? Думаю, они пойдут навстречу. Я в каком-то смысле балую своих сотрудников. Как сказала одна из них, они живут как будто в заповеднике, настолько я оберегаю их от проблем. Поэтому я верю, что коллектив также ответит мне поддержкой. Но, повторюсь, если это действительно будет форс-мажор. Плюс все зависит от сложности ситуации.
Владимир Бубнов
бизнесмен и меценат
Уверен: 99% сотрудников меня поддержат

Если кто-то из моей компании не поддержит в тяжелой ситуации, то, думаю, это 1-2 человека. Не больше. Я уверен в топ-менеджменте. Это люди, которые начинали со мной 20 лет назад с рядовых должностей, а стали директорами по производству, техническими инженерами, руководителями направлений. Я выращивал их, они это помнят и ценят. Да и 95% рабочих не подведут в сложной ситуации. Бывало всякое. И зарплату приходилось на 3 месяца задерживать. Ждали, терпели, не уходили. Почему? Я всегда смотрел на них не просто как на рабочих, а участвовал в решении их личных проблем. Кому-то выделял квартиру, у кого-то лечил за счет компании родственников. Конечно, это не значит, что раз полное доверие, то надо забыть обо всех мерах безопасности. Например, поручая человеку руководство направлением, я никогда не делаю его учредителем. Как говорится, доверяй, но проверяй.
Андрей Благов
председатель совета директоров группы компаний «Черноземье»
Пережили с сотрудниками не один кризис — не подведут

Я считаю, что у меня коллектив сознательный: большая часть поддержит, не подведет. Мы долгие годы вместе. Некоторые сотрудники работают с 1998 года. Поэтому они знают, как я веду себя в кризисных ситуациях. А я уверен в них. Даже без всяких форс-мажоров большинство соглашается поработать сверхурочно. Не думаю, что сейчас так просто найти новую хорошую работу, что все готовы кидать своих работодателей и отправляться на поиски. Тем более когда ты уже долго знаешь и своего шефа, и с коллективом сработался.
Евгений Маслов
гендиректор группы компаний «ЭкоХлеб»
Надеюсь, что поддержат

Поддержат ли? Надеюсь. Скорее да, чем нет. Я лично общаюсь с каждым сотрудником, знаю, чем они живут, что их волнует. Когда вкладываешься в отношения в коллективе, по силам помогаешь, денег на ипотеку занимаешь, то ждешь и в ответ адекватного отношения. Считаю, что у нас сплоченная команда. Но все зависит, конечно, от каждого конкретного человека. Как говорится, друг познается в беде. Так и сотрудник.