4 мая 2021 ГОДА 12:00

АвтоСтоп

Центр без машин: нужен ли он Воронежу?
Фото Lothar Wandtner с сайта Pixabay
Виктор Левшаков
В середине апреля новость о появлении еще 6 выделенных полос взорвала воронежский «Фейсбук»: из экспертов по футболу каждый превратился в эксперта по транспорту. Примерно в это же время прошли торги на благоустройство проспекта Революции: после реконструкции центральная улица может стать пешеходной по выходным. А платные парковки в ближайшее время пообещали оснастить камерами, которые будут идентифицировать даже авто с заклеенными номерами. Нужна ли Воронежу столь популярная во многих городах мира концепция «центр без машин»?

Как реализуются концепции центра без машин в других городах и странах?

Богота (Колумбия):
жесткие запреты + развитый пассажирский транспорт
«Во время моего путешествия по Колумбии в этом году местный житель, с которым я до этого был знаком виртуально через всемирную беговую программу STRAVA, сказал, что сегодня нам придется прогуляться пешком: он не может ехать на автомобиле. Как так, удивился я. Оказалось, что по будням в нечетные дни месяца движение запрещается автомобилям с четными номерами, а в четные — с нечетными, — рассказывает учредитель компании «Белтранс» Сергей Сергеев. — При этом штрафы за нарушения реально действуют: этот мой знакомый в «не его» день категорически отказался садиться за руль. Правда, есть и достойная альтернатива в виде пассажирского транспорта — скоростные автобусы (Сергеев показывает их на фото — это современные многосекционные автобусы в основном красного цвета, вместимость одного — до 270 человек).
В столице Колумбии Боготе действуют жесткие ограничения для автомобилистов. Зато есть развитый общественный транспорт: скоростные автобусы ходят по выделенным полосам с преимуществом на перекрестках, причем полосы расположены слева, то есть в центре улицы, а не справа, как во многих европейских городах.
Это и другие фото из Боготы — учредителя компании «Белтранс» Сергея Сергеева
Они ходят по выделенным полосам с преимуществом на перекрестках, причем полосы расположены слева, то есть в центре улицы, а не справа, как во многих европейских городах. По одной выделенной полосе движутся автобусы разных маршрутов, но при подъезде к остановке выделенная полоса увеличивается на одну полосу — для маневра автобусов (обгона, выезда / заезда), так как у каждого номера свое место остановки. Чтобы избежать выхода пассажиров на проезжую часть, к остановкам ведут подземные переходы или мосты. Сами остановки располагаются по центру улицы, на разделительной полосе, и к ним подъезжают автобусы с двух сторон — слева движущиеся в одном направлении и справа в обратном. Остановочные павильоны напоминают вагон метрополитена: по билету ты заходишь внутрь через турникет, в крытое помещение. Когда подъезжает автобус, двери автоматически открываются и у остановки, и у автобуса, и ты переходишь в него, не выходя на улицу. Это высокопольные автобусы для обслуживания пассажиров с платформ (а не с земли, как у нас). Далее, как в привычном метро, количество пересадок не ограничено».
На некоторых узких улицах центра и вовсе есть только автобусное движение, а автомобильное полностью отсутствует. Есть и другой вариант: если улица исторически недостаточно широкая, автобусы уходят в специальные тоннели (на въездах охрана), и остановочные площадки находятся также под землей.
В Боготе по будням в нечетные дни месяца движение запрещается автомобилям с четными номерами, а в четные – с нечетными. Так выглядит одна из главных авеню города в будний день.
Как рассказывает Сергеев, каждое воскресенье в столице Колумбии перекрываются и многие широкие центральные улицы, где местные жители с удовольствием гуляют, бегают, катаются на велосипедах. Но это уже вряд ли про борьбу с пробками, скорее про экологию и здоровый образ жизни. Хотя может носить и пропагандистский характер: постепенно привыкая комфортно перемещаться по городу в роли пешехода, колумбийцы отучаются без лишней надобности ездить за рулем.
Если улица исторически недостаточно широкая, автобусы уходят в специальные тоннели (на въездах охрана), и остановочные площадки находятся также под землей.
Вена (Австрия):
пешеходные улицы с комфортной средой + развитый общественный транспорт
По мнению коммерческого директора агентства недвижимости «Трансферт» Галины Колокольниковой, концепцию центра без машин удалось реализовать в Вене, где по самому центру, столь популярному у туристов, перемещаться на автомобиле просто нельзя. Кертнерштрассе — полностью пешеходная улица, к ней прилегают еще 2 пешеходные улицы и 2 площади, где также запрещено движение машин. На Марияхильферштрассе, соединяющей центр с одним из вокзалов, скорость движения автомобилей ограничена 20 км / ч, на некоторых участках с высоким пешеходным трафиком — 5 км / ч. За нарушение штраф или лишение прав от 6 недель. И к Европе неприменимо русское правило о компенсации строгости законов необязательностью их исполнения.

Илья Варламов в своем блоге добавляет, что Вена — это, прежде всего комфортный, дружелюбный для пешеходов город, они здесь в приоритете перед всеми остальными участниками движения. Практически нет подземных или надземных пешеходных переходов, а если где­то все же приходится куда­то спускаться, то предусмотрены лифты. А это значит, что пешеходам, в том числе с сумками, мамам с колясками, перемещаться удобно. Через весь город проходят велосипедные дорожки. При этом во все концы города можно добраться на трамвае, который по количеству перевозимых пассажиров обгоняет даже метро.

«У меня в Вене работает и живет сестра, и у нее немало знакомых, которые решили продать машины: смысла в них нет, на общественном транспорте перемещаться даже быстрее и комфортнее. Я проверила это на собственном опыте во время поездок к ней: транспорт ходит минута в минуту, опоздание — это скорее нонсенс, — рассказывает руководитель адвокатского кабинета Белик Г. П. Галина Белик. — Действует единая система проезда: купил один проездной и пользуйся любым транспортом. В метро очень часто можно спуститься прямо из торгового центра: движение и эскалатора, и поездов такое плавное, что кофе в стакане не расплескается. Но стоит отметить, что при всем этом удобстве для пассажиров общественного транспорта не забывают и о тех, кто добирается из удаленных районов или пригорода на авто, а уже по центру перемещается как пешеход или тот же пассажир. Практически у каждой станции метро есть парковки, где можно оставить авто на сутки за 3,6 евро. Для сравнения: чашка кофе в Вене в среднем стоит 4 евро».
А как вы относитесь к концепции «центр без машин»?
Опрос проводился в телеграм-канале De Facto https://t.me/factovrn с 16 марта по 16 апреля. Проголосовали 447 человек.
Сингапур:
высокая цена владения автомобилем
Здесь автомобиль не средство передвижения, а роскошь из­за нескольких факторов.

Платный въезд на наиболее загруженные дороги. Чтобы попасть в центр, автомобилист должен проехать через электронную рамку, которая списывает стоимость проезда со специального устройства, расположенного под лобовым стеклом каждого автомобиля. При этом платные — не всегда одни и те же участки: какие рамки работают, зависит от трафика на дорогах. Стоимость самого проезда также пересчитывается несколько раз в месяц в зависимости от загруженности дорог. Например, проезд по одной из центральных магистралей в час пик, по данным сайта Drive2, обходится в среднем в 170 рублей.

Сами цены на авто в среднем в 2 раза выше, чем в России. Также в 2 раза выше стоимость бензина. При этом для покупки автомобиля нужно получить специальную лицензию (или так называемый сертификат о праве) на конкурсной основе — да­да, сертификат получают через торги — сроком на 10 лет. Его стоимость может быть сопоставима с ценой самого автомобиля.
«В Сингапуре автомобиль действительно прежде всего роскошь, потому что как в средстве передвижения никакого смысла в нем нет. Если бы я там жил, точно не стал бы им пользоваться, да еще за такие деньги, — уверен успевший попутешествовать по Сингапуру до пандемии руководитель адвокатского бюро «Дмитриев и партнеры» Олег Дмитриев. — Есть скоростной трамвай, метро, но больше всего мне понравилось перемещаться на монорельсе — очень быстро и остановки в проходимых местах буквально каждые 100­200 метров».

Нужно ли и Воронежу следовать концепции «центр без машин»?

АРГУМЕНТЫ ЗА

1
Аргумент 1. Снижение автомобильного трафика сделает более комфортной городскую среду для пешеходов.
Если в центре снизится автомобильный трафик, то он станет более удобным для пешеходов, пишет у себя на странице во «ВКонтакте» основатель проекта «Пешеходный Воронеж» Леонид Черненко:

«Кроме проспекта Революции и Плехановской улицы, у нас почти негде гулять в центре. Ни одной полноценной пешеходной улицы у нас нет. Аллея по улице Карла Маркса, от «Пролетария» в сторону Юбилейного, постоянно прерывается перекрестками с неудобными переходами, парковкой».

Сергей Сергеев отмечает, что после того, как снижение автомобилизации началось на Манхэттене, а Таймс­сквер и вовсе стала пешеходной, перемещаться по этому району пешеходам стало в разы комфортнее, облик района изменился:

«На Манхэттене парковочные места постепенно превратились в уютные скверы. Уже в 2011 году, когда я там был первый раз, меня поразило большое количество зеленых столиков и стульев в центре Нью­Йорка. Очень удобно, можно отдохнуть или перекусить, не тратя времени на поиск места. Понимаю, как сложно учесть интересы всех при реализации таких проектов, но в итоге Таймс­сквер в 2011 году был назван лучшим местом для розничной торговли в мире. И для пешеходов это место одно из самых комфортных, где я был».
2
Аргумент 2. Сокращение времени на дорогу из отдаленных районов города в центр, в том числе, для автомобилистов.
По крайней мере, если речь идет о поездке на автобусе, считает руководитель представительства ТЦ «Русский автобус» в Воронеже Сергей Сычаев:

«Средняя скорость движения автобусов при комплексном изменении системы общественного транспорта (обновленный подвижной состав, «брутто­контракты» с Муниципалитетом, сокращение интервалов движения, разработка новых маршрутов, выделенные полосы для общественного транспорта и т. п.), в том числе и при ограничении автомобилизации, вырастет как минимум на 20%».

Сопредседатель воронежского отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков, впрочем, уверен, что положительные изменения почувствуют и те, кто все же будет перемещаться на автомобиле:

«В часы пик сейчас путь от любой окраины до центра занимает 1,5 часа при расстоянии до 10 километров. Скорость получается в районе пешеходной. История о том, что мы построим кучу развязок, как в Китае, невозможна. Нужно искать какие­то альтернативные пути. Сокращение автомобильного трафика в центр и увеличение доли общественного транспорта и есть такой путь. В целом мы должны дойти до показателя не более 50 минут из самой дальней точки города до его центра хоть на общественном, хоть на личном транспорте».
3
Аргумент 3. Благодаря росту пешеходного трафика на центральных улицах вырастет число посетителей расположенных там кафе и кофеен.
Прежде всего кофеен и летних кафе.

«Когда проспект Революции прошлым летом перекрывали на ремонт дороги, те, кто ездил к нам, так и продолжили, просто оставляли машину чуть дальше в парковочном кармане. Зато когда больше людей перемещается пешком или гуляет по городу, то больше заходят и за кофе с собой», — считает владелец кофейни Voron coffee Евгений Митюков.

Сергей Сергеев отмечает по своему опыту как потребителя, что, когда человек не проезжает мимо красивых уличных кафе, которых на проспекте Революции в прошлом году на фоне пандемии стало значительно больше, а идет мимо, шанс, что он присядет хотя бы выпить тот же кофе, значительно выше. Соглашается с этим и владелица Moulin cezve cafe Ирина Мулина:
«После введения платы за парковку часть воронежцев стала в спешке решать свои дела на проспекте Революции: они пытаются меньше платить за стоянку и быстрее уезжать. Если часть пересядет на общественный транспорт или такси, то проблема решится сама собой».
Правда, сказать, на сколько именно вырастут посещаемость кафе и средний чек, владельцы заведений пока затрудняются: это будет зависеть от того, по какой именно концепции пойдет Воронеж и сколько автомобилистов в центре могут стать пешеходами. А это тема отдельного исследования.

А вот представители непродуктового ритейла и сферы услуг придерживаются насчет того, вырастет ли поток посетителей их точек, другого мнения. Но об этом в следующем разделе.
Летним верандам на фоне коронавирусных ограничений разрешили работать раньше, чем кафе и ресторанам в помещениях, поэтому даже те заведения, у кого не было летних веранд, решили их открыть.
4
Аргумент 4. Улучшение экологической ситуации.
По итогам 2020 года в «Национальном экологическом рейтинге» Воронежская область занимает 52­е место из 85. За год наш регион потерял 2 позиции.

«Абсолютное большинство выбросов в атмосферный воздух сейчас идет от транспорта. Со снижением числа автомобилей, конечно, этот показатель должен стать лучше», — отмечает исполнительный директор воронежской общественной организации «Центр экологической политики» Виктория Лабзукова.

АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ

1
Аргумент 1. Воронежцы будут по­прежнему нарушать правила, что значительно снизит эффект от принимаемых мер.
Мы подробно останавливались на этом в материале про введение выделенных полос «Куда вывезет?» в прошлом номере журнала. Не будем повторяться: это как раз про строгость законов и необязательность их исполнения. Если воронежцы по­прежнему будут парковаться на платных парковках на весь день, заезжать на выделенные полосы, то вряд ли удастся добиться реального снижения автомобильного потока в центре. А значит, эффект от всех нововведений будет минимален (если вообще будет).
2
Аргумент 2. До того как вводить ограничения для автомобилистов, нужно завершить реформу пассажирского транспорта.
«В первую очередь необходимо не ограничивать, а привлекать людей в общественный транспорт, — считает Сергей Сычаев. — Для начала, чтобы люди пересели на общественный транспорт, необходимо, чтобы он всегда работал четко по расписанию, чтобы выдерживался интервал, чтобы скорость движения в потоке была быстрее личных авто. А в идеале автобусы должны быть с кондиционерами, специальными USB­розетками, чтобы пассажиры могли зарядить свои гаджеты, должен работать Wi­Fi. Во многих крупных городах такие автобусы уже есть, это совсем не фантастика, а норма. Следующий шаг — мобильное приложение, где можно отследить движение транспорта в реальном времени, оплатить проезд. Ясно, что ездить в таком транспорте пассажиры будут с гораздо большим желанием».

Если вернуться к перечисленным примерам городов с концепцией «центр без машин», то мы видим, что развитый общественный транспорт в них — неотъемлемая составляющая, пожалуй, не менее важная, чем система ограничений для автомобилистов. В Воронеже транспортная реформа уже запущена. Но пока она только на этапе реализации и еще далека от завершения.
3
Аргумент 3. Недостаточно развитая инфраструктура для пешеходов и велосипедистов.
Вспомним, что пишет Варламов о Вене — это прежде всего комфортная среда для пешеходов, а на велосипеде можно путешествовать по всему городу. Можно ли это же сказать о Воронеже?
«Предположим, если въезд в центр на авто ограничат, больше людей захотят добираться на работу на велосипеде. Я велосипедист с большим стажем, но не понимаю, как безопасно доехать до того же центра? Сейчас велосипед разве что на машине с собой можно возить, чтобы покататься по отдельным улицам, а потом загружать обратно в машину и ехать на ней домой», — возмущен председатель воронежского отделения «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселев.
4
Аргумент 4. Непродуктовый ритейл может ожидать падение потока покупателей.
Если за кофе «пешие» покупатели по дороге будут заглядывать чаще, то в те магазины, куда они специально приезжали на авто, — реже, уверены их владельцы.

«Не факт, что жители того же Северного вообще будут приезжать ради прогулки или похода в магазин, если им не нужно будет в этот день на работу в центр. А где парковать машину, если въезд будет ограничен? По своему опыту знаю, что, если проблема с парковкой, могу вообще не поехать в какое­то место, куда мне не срочно нужно», — говорит владелица сети салонов «Лик» и галереи «Лики Воронежа» Любовь Рощевкина.

Что ж, пока идет дискуссия, самое время сесть за руль и проехаться по центру — пока еще можно.