8 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА 12:00

Куда вывезет?

Выделенные полосы для автобусов на всех ключевых магистралях Воронежа: почему (а главное — как) это скажется не только на транспорте, но и на экономике?
Изображение с сайта Freepik
«Когда в Воронеже заработали платные парковки — я говорю про первое время, когда больше водителей опасались штрафов и вели себя более дисциплинированно, — у наших магазинов в центре существенно выросла выручка, — рассказывает владелица ювелирного дома «Сердолик» Ольга Шершнева. — Любое изменение ситуации на дорогах сказывается на продажах. Думаю, если из-за выделенных полос автомобилистам станет намного сложнее добираться в центр, выручка расположенных там ювелирных салонов рухнет вполовину».
Наталья Андросова
главный редактор медиагруппы De Facto

Что планируется?

Выделенные полосы для общественного транспорта в Воронеже, как сообщают в мэрии, планируют запустить уже этим летом. Если сейчас «пилотная» полоса действует только на Северном мосту, то новые охватят практические все ключевые магистрали города: ВоГРЭСовский и Чернавский мосты, Московский проспект и Плехановскую. Кроме того, прорабатывается вариант запуска выделенки и на улице 20-летия Октября. Полный список улиц в мэрии пока не называют — изучаются технические возможности для появления там выделенных полос.
Репутация и работа управляющей компании, к которой относится дом, — для вас это важный критерий при покупке квартиры?

Как это будет работать?

1
Точка зрения 1. оптимистичная.
По планам скорость прохождения участков с выделенной полосой на общественном транспорте должна вырасти минимум на 10-15 км / ч. Именно такие результаты, по данным мэрии, показала работа тестовой полосы на Северном мосту. На других участках ожидают даже большго увеличения скорости.

Главной целью введения выделенок называют снижение пробок именно для общественного транспорта и в перспективе уменьшение автомобилепользования.

«Опыт применения выделенных полос в сотнях городов говорит о том, что их введение помогает улучшить транспортную ситуацию, хотя почти везде сталкивается сначала с негативной реакцией многих автолюбителей. Во-первых, эта мера значительно увеличивает провозную способность улиц: не пропускает больше машин, а позволяет провозить гораздо больше людей за то же время, поскольку один автобус занимает столько же места, сколько пара автомобилей, но везет не 2-4 человека, а от 30 до 100. Во-вторых, повышает привлекательность общественного транспорта — на автобусах становится добираться быстрее, чем на личном авто», — комментируют в мэрии.

Как считает участвовавший в разработке проекта выделенных полос в Воронеже эксперт «РОСДОРНИИ Минтранса России» Владимир Пащенко, если 10 % автомобилистов в течение года пересядут для ежедневных поездок в центр на общественный транспорт, то проект можно будет считать не просто удавшимся, а показавшим весьма хороший результат. Например, даже чуть большего результата удалось достичь в Белгороде, где скорость движения автобусов по выделенкам на центральных улицах (Щорса и проспект Богдана Хмельницкого, по которым проходит около 80 % общественного транспорта) выросла почти в 2 раза.
2
Точка зрения 2. с учетом воронежских реалий.
По мнению экспертов, есть ряд факторов, которые могут повлиять на эффект от работы выделенных полос в Воронеже.

Фактор 1, основной. Воронежцы не готовы отказаться от личного автомобиля. Даже если на нем придется стоять в пробках. Помните кроликов, которые плакали, но продолжали есть кактус?

«Скорость движения автомобилей на Северном мосту после введения выделенки уже упала: в пиковые часы они едут (если это можно так назвать) по 10-15 км / ч, — говорит владелец издания и канала CarzClub.ru Алексей Шамарин. — Такая же ситуация может сложиться и на других участках, где предлагают ввести выделенные полосы. Проблема в том, что автомобилисты не будут пересаживаться на общественный транспорт: его реформа только началась, и пока он далек от того, чтобы на него пересели те, кто привык с комфортом ездить на личном автомобиле».

В мэрии на это парируют, что внедрение выделенных полос проходит в комплексе с транспортной реформой (подробно DF освещал ее в материале «Новыми маршрутами» в ноябре прошлого года). Например, в 2021 году закупят еще 58 автобусов большой вместимости.

Но, по мнению совладельца ряда автосервисов Дмитрия Шейкина, дело не только в комфортности или новизне транспорта. В Воронеже автомобиль — некий символ достатка, комфортной жизни, и отказываться от него из-за пробок не будут:
«За рубежом и в Москве такого нет: там другие доходы, и автомобиль не считается неким показателем статуса. Недвижимость — да, авто — нет. У нас же как только у молодого человека появляются хоть какие-то деньги, он стремится купить авто. А если не появляются, то покупает в кредит. Это некий символ, что он уже чего-то достиг», — рассуждает Шейкин.
Фактор 2. Не все автомобилисты будут соблюдать правила проезда по дорогам с выделенными полосами.

Как считают многие, в России строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. Если во время путешествия по Испании в таких крупных городах, как Гранада, на выделенных полосах кроме такси и автобусов можно увидеть разве что заблудившегося русского туриста, то если посмотреть на количество машин на выделенке на Северном мосту, то «туристов» у нас как-то многовато для некурортного города. По мнению Владимира Пащенко, очень многое будет зависеть от того, насколько строго будет контролироваться съезд авто на выделенные полосы, сколько будет установлено камер, будут ли дежурить экипажи ДПС. В мэрии отмечают, что на выделенных полосах планируется работа мобильных комплексов фото- и видеофиксации. А также новые закупаемые автобусы оснащены каждый 8 камерами. И запись с них тоже может послужить основанием для начисления штрафа, который будет взыскиваться приставами в случае неоплаты в течение 60 дней. Правда, далеко не все штрафы взыскиваются, а значит, и не всегда останавливают от нарушения.
«Ключевые улицы будут стоять, автомобилисты — нервничать и заезжать на выделенные полосы. А от этого неразбериха и пробки будут только увеличиваться», — уверен Алексей Шамарин.
Фактор 3. Наличие пересечений с выделенными полосами будет понижать их эффективность.

Сопредседатель реготделения организации «Город и транспорт» Михаил Аксенов напоминает, что в Воронеже уже была попытка ввести выделенную полосу на Плехановской в 2011 году. И существенно тормозило движение по ней большое количество пересечений с выездами с прилегающих улиц.

«В Белгороде выделенные полосы на улице Щорса организованы по осевому принципу, — приводит пример эксперт. — То есть это не правый ряд, а левый. Примерно как раньше в Воронеже шли пути трамвая. И остановки транспорта находятся так же, в центре улицы на специальной платформе. Благодаря этому практически исключены пересечения с выездами с других улиц, что увеличивает скорость потока и снижает количество ДТП».
Фактор 4. Перегруженность улиц автобусами.

«Да у нас на Московском проспекте 40 % участников движения — это автобусы и мелкие маршрутки», — замечает владелец автосервиса «Механизм» Станислав Ермошин.

Владимир Пащенко считает, что эффективность выделенных полос может быть ниже, если по ним будет идти большое количество дублирующихся маршрутов общественного транспорта. Впрочем, оптимизация маршрутной сети мэрией также запланирована. И заявлено, что уже в апреле в городе ликвидируют 16 маршрутов.

В результате действия всех этих факторов снижение автомобилепользования даже на максимум 5 % (а не на 10) уже можно будет назвать неплохим результатом, считает Пащенко. И вместо того, чтобы пересаживаться в автобусы, воронежские автомобилисты будут стоять во все усиливающихся пробках.

Рассмотрим, как повлияет на разные сферы экономики города введение выделенных полос.

Как появление выделенок скажется на бизнесе и экономике?

Ко второму сценарию склоняются большинство экспертов, поэтому мы будем рассматривать его как самый вероятный, а в первом рассмотрим только пару сфер, которые наиболее затронет транспортная реформа. Итак.
1
Сценарий 1 (по оптимистичной точке зрения).
Авторынок. По мнению директора «Fresh Auto Воронеж» Андрея Скрипского, даже в городах с метро и другим развитым общественным транспортом (например, в Москве) люди отказываются от личного авто в будни, но по-прежнему ездят в выходные. В Воронеже, по его мнению, изменений в спросе на авто тем более не произойдет. С ним согласен Дмитрий Шейкин:

«В Воронеже единственный фактор, из-за которого могут начать отказываться от личного автомобиля, — это стоимость владения им. Когда она станет слишком высокой, тогда изменения возможны. Но новые пробки — это точно не причина. Однако если 10 % воронежцев будут эксплуатировать автомобиль реже, не так часто будут ездить по будням, небольшое сокращение заказов автосервисы могут почувствовать. И, возможно, повысят стоимость своих услуг на такой же процент, чтобы удержать прежний уровень доходов».

Аренда недвижимости. Как считает Михаил Аксенов, если в Воронеже организация работы выделенок пойдет по белгородскому сценарию, это, снизив автомобильный трафик, повысит пешеходный в центре города. Что, в свою очередь, может положительно сказаться на посещаемости кафе, ресторанов и магазинов. А значит, привести и к росту цен на аренду в центре.

По словам руководителя риэлторского сервиса «Хоум Трейд» Светланы Чернавцевой, цены вряд ли вырастут значительно: все-таки пандемия заставила арендодателей демократичнее подойти к ценообразованию и пойти на уступки арендаторам. Поэтому скорее при таком сценарии цена не увеличится, а останется на том же уровне — в среднем до 1000 за «квадрат».

По мнению коммерческого директора агентства недвижимости «Трансферт» Галины Колокольниковой, если центр станет более привлекательным с точки зрения транспортной доступности, то там могут начать строиться новые, в том числе коммерческие, объекты:
«То, что в центре не осталось места, — иллюзия. Посмотрите, сколько заброшенных гаражей, пустырей и подобных участков. Да, они не всегда на первой линии и не подойдут для комплексной застройки. Но во всем мире в таких местах появляются новые здания. Ко мне часто обращаются частные лица, владельцы участков по 5-10 соток в центре с вопросом, что там можно построить. Думаю, если вопрос перегруженности центра машинами будет решен, то они активнее займутся этим вопросом и воплотят свои планы в жизнь».
1
Сценарий 2 (с учетом воронежских реалий).
Строительный рынок и девелопмент. По мнению Светланы Чернавцевой, спрос на квартиры в удаленных районах Воронежа, в том числе на левом берегу, даже если каждое утро стоять будут все 3 моста, падать не будет. Решающим фактором при такой покупке для большинства все же выступает цена (которая как раз в таких районах ниже), и транспортная доступность на ее фоне отходит далеко на второй план. Не повлияют новые пробки, по мнению риэлтора, и на спрос на коттеджи в пригороде: как правило, у их владельцев есть второе жилье в центре города. А вот на него спрос как раз может вырасти. Так, 8 % читателей DF в опросе в телеграм-канале издания ответили, что из-за возможного появления выделенных полос придется поискать квартиру ближе к офису.

«Конечно, такой спрос не будет массовым — все-таки даже не все собственники бизнеса уверены, что офис в центре для них — это навсегда, — говорит Галина Колокольникова. — Проще поменять офис. Так, до пандемии спрос на офисы на левом берегу и в Северном активно рос. Но из-за удаленки и непонятной ситуации в экономике эта тенденция замедлилась».

По мнению Светланы Чернавцевой, спрос на аренду офисов в центре может понизиться на 20 %. А вслед за ним начнет снижаться и цена: если сейчас на центральных улицах аренда в среднем от 600 до 1 тыс. рублей за «квадрат», то все больше помещений можно будет арендовать по нижней границе этого разброса цен.
Опрос проходил в телеграм-канале @factovrn с 1 по 5 марта. Проголосовали 309 человек.
HoReCa. Если сотрудники ежедневно будут опаздывать на работу, работодатели могут отправить часть из них на удаленку. Да и сами топ-менеджеры реже будут назначать переговоры в центре. Так, в том же опросе 9 % заявили, что реже будут ездить в офис / центр. Однако, как считает директор управления HoReCa ГК «Таркос» Максим Бобров, на кафе и ресторанах это практически не отразится:

«Даже если эти 10 % не будут ежедневно работать в центре, то что это значит для ресторанов — что они не придут на бизнес-ланч. Но выручка от бизнес-ланчей у большинства ресторанов — меньше 10 % от общей. Вечером же, в выходные люди все равно поедут в заведения, которые им нравятся. Поэтому сокращение доходов будет практически незаметным».

Непродуктовый ритейл и сфера услуг. Этой сферы изменения могут коснуться наиболее сильно.

«Когда я назначаю встречи с контрагентами в офисе, многие просят меня перенести их из центра или встретиться раньше или позже утреннего и вечернего часов пик: говорят, что, пока доедешь, а потом найдешь место для парковки, уже не захочешь никаких переговоров. То же самое и с любыми услугами и магазинами, — говорит Ольга Шершнева. — Я бы уже отказалась от некоторых своих магазинов в центре, если бы помещения не были в собственности. Магазины в спальных районах показывают куда лучшую прибыль, потому что туда покупатели могут спокойно доехать, припарковать машину. Думаю, что если пробки на подъездах к центру усилятся — а все идет к тому, что так и будет, — выручка упадет вполовину».

Правда, с такой точкой зрения спорит владелец детского бутика «Мишель Монтень» Александр Донкарев. По его мнению, если человек едет в конкретный магазин за конкретным брендом и этот бренд представлен в магазине эксклюзивно, то он все равно поедет туда, а вот ритейлу или услугам с типовым набором предложения в центре будет гораздо сложнее. Зато на 15-20 % может вырасти выручка магазинов в спальных районах.

Рынок труда.
«Расположение места работы — важный фактор при выборе компании для каждого второго соискателя, — приводит статистику генеральный директор «Смарт Персонал Сервис» Вячеслав Боричевский. — Причем этот критерий все чаще выходит на второе-третье место по значимости, из-за него все больше воронежцев отказываются даже от условий выше рыночных».
По мнению рекрутера, если ситуация с пробками ухудшится, то работодателям будет еще сложнее подобрать подходящие кадры на и так рынке соискателя. А топ-менеджеры будут использовать аргумент долгой дороги в офис как еще один повод поторговаться по зарплате или выбить более выгодные бонусы. С другой стороны, если офис будет расположен так, что до него будет удобно добираться по выделенным полосам, то спрос со стороны соискателей на линейные позиции из тех, кто едет на работу на автобусе, даже вырастет.

Телеком-услуги.

«Пандемия в разы увеличила спрос на услуги по организации удаленных рабочих мест, — рассказывает директор компании «Айтек» Евгений Христенко. — Наши клиенты 40 % своих сотрудников так и не вернули на работу в офисы. Но, когда я общаюсь с клиентами, я понимаю, что основным фактором для них была пандемия, и, кому надо, свой выбор в пользу удаленки уже сделали, а транспортная доступность вряд ли существенно изменит расклад. Все-таки мы не Москва, и лишние 20 минут пробки не мотивируют работодателей вкладывать ресурсы в перестройку рабочих процессов».

Будет ли влияние на экономику настолько ощутимым, что его почувствуют все? Скорее нет. Изменения коснутся отдельных сфер. И даже внутри одной, в зависимости от локации, одни почувствуют минус, а другие плюс.