Проблема: до сих пор при отъеме бизнеса действуют такие схемы из 90-х, как:
- подделка протоколов общих собраний участников ООО,
- смена адреса организации и регистрация ее в налоговой на нового руководителя и т. д.
Дело в том, что для нотариального удостоверения подписи нового директора необходимы учредительные документы (их нотариальные копии) и подписанный протокол участников собрания ООО, явка их самих к нотариусу при этом необязательна (если это прямо не предусмотрено в уставе). Копии документов «раздобыть» можно, а протокол, как правило, подделывают. При этом новым директором выступает чаще всего номинал, настоящие «серые кардиналы» в таких схемах не светятся. Оспорить потом такую сделку и вернуть себе права, как правило, можно. Но вот вернуть деньги, которые злоумышленники успели списать со счетов компании, часто проблематично.
Как предотвратить? - Учредительные документы должны находиться у руководителя компании, не стоит делать их нотариальные копии без необходимости. При желании учредительные документы могут быть переданы на хранение нотариусу;
- если у руководителя есть электронная подпись, ее также следует хранить в недоступном (даже для сотрудников) месте;
- проработайте устав организации — в нем можно прописать необходимость нотариального удостоверения принимаемых решений (правда, это усложнит проведение собраний и повлечет дополнительные расходы на оплату нотариальных услуг, но здесь решение зависит от соотношения рисков);
- периодически мониторьте сведения об организации в ЕГРЮЛ, это позволит оперативно выявить незаконные действия. Так, Александр Хайлис говорит, что в его компаниях сведения в ЕГРЮЛ проверяются ежедневно. Также на сайте ФНС есть сервисы, позволяющие отслеживать получение налоговой документов для регистрации — это позволяет выявить нарушения еще до их государственной регистрации и оперативно направить в ФНС возражения.