27 ОКТЯБРЯ 2020 ГОДА 15:00

Без права на ошибку

На фоне пандемии контрагенты массово
не выполняют обязательства. Как снизить риски?
Фото с сайта Pixabay
Галина Белик
руководитель адвокатского кабинета Белик Г. П.
Пандемия стала лакмусом для проявления недобросовестности. На фоне снижения доходов компании ищут малейшие поводы и зацепки в договорах, чтобы не выполнять свои обязательства. Если ранее предприниматели опасались нарушить договор, то сейчас многие оценивают, что выгоднее: сохранить средства и выплатить неустойку по суду или взять кредит под проценты у банка. Часто неустойка оказывается ниже, чем проценты по кредиту. Масла в огонь подливают суды, которые до недавнего времени сильно снижали неустойку, идя навстречу пострадавшим от пандемии предприятиям. Чтобы снизить риски таких ситуаций, нужно тщательнее подходить к составлению договоров, выполнению всех формальных условий. Рассмотрим на примерах.
— Мы работали с крупным вагоностроительным заводом по 50%-ной предоплате. Выставляли счет без договора. Но куда уж может быть надежнее — предприятие с 3 млрд прибыли, — рассказывает финансовый консультант производственной компании «Дон» Дмитрий Поздняков. — По этой же схеме они заказали у нас редукторы. Но, видимо, по какой-то причине необходимость в товаре отпала. Товар готов — заказчик его не забирает и не переводит оставшуюся сумму. Судиться долго и дорого, мы в Воронеже, заказчик в Питере. Если раньше предоплата была самой надежной гарантией, то теперь уже и это не спасает.
1
Пример 1
— Мы арендовали помещение 5 лет. И планировали в этом году продлить договор. Вложили в ремонт несколько миллионов — у нас премиальная стоматологическая клиника и соответствующий интерьер, — рассказывает главный врач и совладелец «ССК» Денис Козлов. — Но в апреле из-за пандемии стоматологии закрыли: мы могли принимать только по острой боли и, соответственно, потеряли 95% своих доходов. Обратились к арендодателю с просьбой дать нам скидку или хотя бы рассрочку. Прошел месяц. От собственника помещения никакой реакции. И вдруг нам отключили электричество, воду, опечатали помещение. Мы хотели хотя бы забрать дорогостоящие препараты из отключенных холодильников. Но нас не пропустили! Вместо этого мы получили иск — с нас требовали аренду за апрель — май и даже за июнь —август, когда мы в помещение попасть уже не могли. Однако вся переписка с просьбой предоставить рассрочку также велась корректно и сохранена для передачи в суд.

Из-за перегруженности судов заседание по этому делу состоится только в середине октября. Все это время, с весны, владельцы клиники не могут работать, не могут забрать свое оборудование.
Рекомендация
Все требования арендаторов были законны, с 8 июня арендатор, пострадавший из-за пандемии, вправе расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке независимо от условий договора, если арендодатель отказался от снижения арендной платы. Но есть одно «но». Договор аренды истекал 12 августа. И в нем был пункт, что за полгода нужно уведомить арендодателя о том, что договор планируется продлить. Вероятно, если бы стоматологическая клиника это сделала, то реакция собственников помещения была бы другой — они были бы уверены в долгосрочных отношениях и вышли на переговоры. Но на фоне уже тогда напряженной обстановки из-за коронавируса арендатором этот пункт был упущен.

Однако и арендодатель, в свою очередь, не принял мер, чтобы прояснить этот вопрос у арендатора. Сразу начал чинить ему препятствия в работе, не подумав о том, что невозможность пользоваться помещением освобождает арендатора от исполнения его обязанности по внесению арендной платы. И теперь клиника, по сути, осталась на улице, не имея прав на помещение, а только долги за аренду. Как правило, в договор лучше включать пункт о его автоматической пролонгации, если стороны не оповестят друг друга о расторжении. Также необходимо четко указывать, на что именно и в каких случаях контрагент может расходовать обеспечительный депозит. А уж если арендодатель уклоняется от уменьшения арендной платы — арендатор вправе заявить иск о его понуждении к заключению соответствующего дополнительного соглашения.

В данном случае, поскольку арендодатель первым обратился в суд с требованием взыскать платежи, факт его уклонения от снижения арендной платы и лишения возможности пользования помещением может быть заявлен арендатором в качестве возражения на такой иск.
2
Пример 2
— В договорах со всеми нашими контрагентами была прописана неустойка, если заказчик вовремя не оплатил нашу работу, — рассказывает владелица рекламного агентства BTL FAMILY Оксана Жечкова. — Однако размер неустойки был ограничен — не более 10% от суммы заказа. Пользуясь этим, некоторые заказчики — весьма крупные федеральные компании — перестали вовремя оплачивать выполненную работу, ссылаясь на якобы потери из-за пандемии. Им оказалось даже выгоднее, если мы подадим на них в суд, но зато они какое-то время смогут сохранить в обороте деньги, а сумма неустойки все равно будет ничтожной.
Рекомендация
Как показывает практика, суды и так часто урезают сумму неустойки. Зачем ее искусственно ограничивать в договоре? Если контрагент «иначе не подпишет», то сразу становится ясно, что ему есть чего бояться. Поэтому необходимо просчитать, выгоднее ли вам, исполнив договор, получить оплату уже, скорее всего, в судебном порядке. Либо стоит вообще отказаться от заключения такого договора. Кроме того, лучше указывать поэтапную оплату, что позволит вам уже на начальном этапе понять, что партнер неблагонадежен и срывает платежи.

Также в договоре необходимо прописывать полный перечень работ, который вы оказываете заказчику. Так как часто не оплативший работу заказчик в суде начинает ссылаться на то, что якобы работа выполнена не в полном объеме либо это не совсем те услуги, о которых была договоренность. Размытые формулировки в договоре такой позиции только помогают. Если вы уверены, что уложитесь в определенные сроки выполнения каждого вида работ, то также включайте их в договор — в суде это поможет взыскать неустойку именно начиная с того дня, когда конкретная работа была завершена.
3
Пример 3
В моей практике во время пандемии было уже несколько случаев, когда устно достигнутые договоренности были искажены в договоре. Так, одна компания достигла устраивавшей ее договоренности со своим контрагентом. Переговоры длились несколько часов. Наконец, договор на устраивающих всех условиях был составлен. Но… с досадной опечаткой! Юрист контрагента с тысячами извинений предложил опечатку быстро исправить. На подпись буквально через минуту принесли новый договор. И уставшие представители компании моего клиента его подписали — ведь перед этим они досконально прочитали его весь, а исправили только опечатку. Но уже после того, как подписи были проставлены, изучая внимательно договор, подписанты обнаружили, что там добавилась еще одна строка, существенно ухудшающая для них условия.

Другой пример, где дело было выиграно нами из-за неточной формулировки. Штатный юрист компании исполнителя хотел пояснить, что заказчик, ссылаясь на несоответствие товара по качеству, передал его для устранения недостатков, однако их наличие не подтвердилось. А написал так: «Согласно письму заказчика товар не прошел входной контроль. Так как товар имеет несоответствие по качеству, он был принят нами для устранения недостатков, после чего возвращен». Судом принимается во внимание буквальное значение слов и выражений.
Рекомендация
Даже если в договоре тут же при вас вашим контрагентом была изменена якобы одна буква, еще раз изучите его перед подписанием. Если переговоры длились несколько часов и вымотали вас, лучше перенесите подписание — день отсрочки менее губителен, чем согласованный вами невыгодный вам документ. Помните, что компании сегодня идут даже на недобросовестные действия, чтобы выжить в условиях кризиса. Даже обычная переписка с контрагентом должна тщательно проверяться, чтобы избежать двояких толкований, которые могут быть использованы против вас. Избежать суда можно, только если вы будете вести все документы и переписку именно так, как будто готовитесь представить их в суд.
4
Пример 4
Мой клиент, производственное предприятие, приобрел генерирующую подстанцию. Продавец воспользовался тем, что в договоре не был указан четкий перечень продаваемого оборудования, и передал лишь самое необходимое для ее функционирования, тогда как покупатель рассчитывал на все, что он осматривал вместе с продавцом.
Рекомендация
В договоре должен быть четкий перечень, что именно входит в приобретаемый объект. Это относится к абсолютно любой сделке.
Подходя более тщательно к составлению договоров и деловой переписке, вы сможете избежать многих спорных ситуаций, даже если контрагент действует недобросовестно. В любом случае, если ваш контрагент не выполняет обязательства, прикрываясь пандемией, стоит отстаивать свои права.

Так, предприятие «Торэкс-Хабаровск» (учредителем на 1/4 являлась жена Фургала Лариса Стародубова) приобрело у моего клиента техническую продукцию на 2 миллиона рублей еще в октябре 2019 года, но не оплатило ее. Сначала компания писала гарантийные письма, требуя отсрочку, а затем, после начала пандемии, и вовсе забыла об исполнении обязательства. Из переговоров стало известно, что теперь начисляемых процентов должник не боится, поскольку суд сможет их уменьшить или отменить, «войдя в тяжелое положение предприятия на фоне пандемии». Но вспомним: долг возник еще задолго до пандемии! Нам удалось взыскать в суде не только долг, но и пеню.