Решение 1. Целенаправленный отказ от доставки.
«Мы запустили как самовывоз, так и доставку. Но помимо шаурмы у нас можно заказать шашлык и люля-кебаб. На время режима самоизоляции решили сохранить за клиентами возможность выбрать любую позицию из меню», — рассказывает один из конкурентов «ШаурмаRoom» руководитель «Мини-ресторана № 1» Гор Гюлназарян.
Александр Двуреков же целенаправленно отказался от доставки, и его заведения работают только навынос. «Если самим организовывать доставку — это очень дорого, если сотрудничать с Delivery или «Яндексом» — это невыгодно», — рассуждает Александр. По его словам, популярные сервисы по доставке просят 30-35% с суммы заказа. В шаурме — дешевом продукте — это просто ниже себестоимости.
Решение 2. Заморозка аренды. Во всех точках Александру удалось договориться с арендодателем, что на время режима изоляции они платят только коммуналку.
«Нам повезло, что за все годы ставка по аренде осталась прежней — 1 тыс. рублей за «квадрат», — рассказывает Александр. — Здесь свою роль сыграло то, что у одного собственника я снимаю четыре помещения, и он уверен в моей обязательности и платежеспособности. Поэтому сейчас мы договорились, что временно оплачиваем только коммунальные платежи. А как только все закончится, вернемся к обычной ставке».
Если бы не это, «ШаурмаRoom» могла бы оказаться сегодня в гораздо менее выгодном положении, чем шаурмичные, работающие в формате павильона. На старте Двуреков отказался от этой идеи, так как заведение в формате кафе, по его мнению, выглядит солиднее, вызывает больше доверия у посетителей, чем павильон, работающий «на выдачу» шаурмы. К тому же в кафе можно посидеть, не спеша перекусить, послушать музыку, посмотреть телевизор, заказать напитки. И средний чек в таком заведении будет выше, чем в павильоне. Так, в «ШаурмаRoom» он 170 рублей при стоимости классической шаурмы 120 рублей. Правда, не все рестораторы согласны, что это очевидное преимущество даже при работе в обычном режиме, до самоизоляции. Ведь шаурма — это скорее быстрый перекус, чем повод для посиделок, считает
создатель сети пиццерий «День пиццы» Никита Клеопа:
«Когда понимаешь, что времени полноценно пообедать у тебя нет, шаурма — отличный вариант. Та же пицца — более сложный продукт, который нельзя быстро приготовить. Вернее, можно, но тогда она потеряет во вкусовых качествах. Но это вряд ли блюдо для долгого времяпрепровождения».
Решение 3. Отлаженная схема работы с поставщиками дает возможность экономить на продуктах.
«То, что сейчас взлетели цены на продукты и поэтому надо повышать и цену на продукцию, — лукавство, — заявляет Александр. — Сейчас цены на ряд позиций (например, на курицу) самые низкие за 6 лет нашей работы».
Впрочем, у него есть и свой секрет снижения издержек. Конечно, его 3 заведения не могут закупать продукты большим оптом, как, например, сеть Wаверма, по данным сайта, у которой только в Воронеже работает 7 точек. Поэтому Двуреков разработал свою схему.
«Новые поставщики заходят на рынок и серьезно демпингуют в течение 3-6 месяцев. В это время ты покупаешь у них товары по удобной цене, а потом на их место приходят другие, — делится он. — Или бывает, что появляются новые производители. Допустим, недавно мы перешли на белорусскую моцареллу — она очень хорошая по качеству и при этом цена за 1 килограмм на 30 рублей ниже продукта, с которым мы работали раньше».
Впрочем, насколько такой подход сказывается на качестве продукта, остается открытым вопросом. Так, наряду с восторженными отзывами о «божественной шавухе» в «ШаурмаRoom» встречаются и
негативные:
«Хрень вообще невкусная.... И она реально ПРЕСНАЯ какая то.... Есть намного вкуснее места в городе», — пишет в группе во «ВКонтакте» «Обзоры на шаурму в Воронеже» пользователь Егор Трубников.
«Очень сухая, хоть и с жирным (несвойственной для шаурмы) мясом, с соуса чуть подташнивало. Давно у них не брал по схожим причинам. Но сейчас вообще испортились», — отзывается на «Яндекс.Картах» пользователь под ником papapetra.
Еще одним немаловажным подспорьем стало резкое сокращение количества проверок после начала пандемии. По поводу шаурмы существует немало стереотипов относительно соблюдения санитарных норм.
«Покупка шаурмы — это русская рулетка. Большинство из владельцев шаурмичных совершенно не соблюдают никаких правил гигиены — там просто грязища, как в сарае! Второй фактор — это особенность приготовления самой шаурмы. Она безопасна только при условии большой проходимости точки. В ином случае идет бесконечный прогрев мяса на вертеле — создается очень нехорошая бактериальная обстановка. Соответственно, при покупке шаурмы велик шанс получить уже тухлятину, — убежден президент ГК «Русский аппетит» Вадим Дрейлинг. — И наконец, это не системный бизнес — им нечего терять. Имя, репутация, ответственность перед покупателями — таких понятий просто нет. Ну пришла проверка, выявила нарушения — и что? Он закрыл одно ИП, открыл другое, перенес палатку на 200 метров и снова работает. Повторюсь, есть исключения, но 90% на этом рынке работают безответственно».
Пользуясь таким отношением, многие конкуренты (а рынок до пандемии был явно перегрет, по оценкам самих его игроков) «натравливали» проверки на заведения Двурекова. Проверки от разных инстанций по заявлению шли целыми сериями и парализовывали работу. Зато после начала режима самоизоляции не было ни одной.