1 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА 12:30

Кот в мешке

«Кустарные» игроки на газовом рынке: чем рискуют водители?
Валентин Васильев
«Заправить бытовой газовый баллон? Братишка, полтинник сверху — и все сделаем!» — ответили сотрудники одной из воронежских заправок. Почему безопасность на местном рынке газового топлива до сих пор стоит дешевле чашки кофе?

Псевдобезопасность: как недобросовестные игроки обходят требования закона?

О том, что газ — экологически чистое и недорогое топливо (а последнее особенно актуально во время постоянных скачков цен на нефть и бензин), написано уже очень много. Однако количество автомобилей на газе, по оценкам игроков рынка, по-прежнему не растет. Причин, конечно, совокупность, но, пожалуй, одна из главных — неблагоприятное впечатление об отрасли, которое формируется у потенциальных инвесторов и автомобилистов из-за недобросовестных действующих игроков. К примеру, одна из последних фишек владельцев «кустарных» заправок — подогнать оборудование таким образом, чтобы их станции относились к IV классу опасности. Такая хитрость позволяет избежать большого количества проверок, но это вовсе не значит, что объекты становятся действительно безопаснее. Сетевые же АГЗС в основном относятся к III классу опасности и, соответственно, отвечают более жестким требованиям и подвергаются регулярным проверкам.

В связи с тем, что практика снижать класс опасности становится все более распространенной, мы решили посмотреть своими глазами, как обстоят дела с газовыми заправками в Воронеже.
Свидетельство о поверке мерников для сжиженных газов, книга жалоб и предложений на сетевой заправке — все предоставили по первому требованию

«Ну а что вы хотите? Мы люди подневольные»: чем отличается работа сетевых и одиночных игроков?

В солнечное весеннее утро «три мушкетера» — журналист De Facto, водитель «ГАЗели», индивидуальный предприниматель Александр и управляющий партнер консалтинговой группы «Дивиус» Иван Гусев отправились на инспекцию. Для начала заехали на 2 газовые заправки, которые находятся буквально в 10 метрах друг от друга в районе Машмета.

Первое, на что невольно обратили внимание, — внешний вид. Если сетевая заправка встретила брендированными вывесками и стендом с ценой на топливо, то вторая заправка, несмотря на наличие стенда, запомнилась одиноким фургончиком с окошком 50 х 50 см для связи сотрудника с внешним миром. Нет, было, конечно, и на этой заправке нечто действительно привлекательное: плакат-растяжка с ярким изображением современной ГЗС и модного авто. Но если заглянуть за него, плакат прикрывал некое подобие колонки. Еще в нескольких метрах стояла замызганная цистерна с надписью «Пропан. Огнеопасно», из которой прямо по земле тянулись шланги. Впрочем, она неплохо сочеталась с заржавевшими фонарными столбами вокруг заправки — возможно, это единое дизайнерское решение. Вот насколько безопасное — судить уже не нам, а контролирующим инстанциям. Не совсем безопасным нашему водителю показался и въезд на заправку — не пересекая сплошную, заехать на нее можно только со стороны Масловки. Каких-либо дорожных знаков, которые обычно регулируют въезд и выезд с заправок, там тоже нет.

Дальше мы приступили к самой заправке: на сетевой нас встретили двое мужчин в рабочей форме, один из них и начал заправлять наше авто. Быстро, качественно, с улыбкой. У соседей же одна женщина отвечала и за заправку, и за кассовый расчет. Но надо отдать ей должное — женщина сделала все также быстро, уверенно и была приветлива в общении, стараясь дать ответ на каждый наш вопрос.

Плакат-растяжка с ярким изображением современной ГЗС прикрывает некое подобие колонки. Еще в нескольких метрах замызганная цистерна с надписью «Пропан. Огнеопасно», из которой прямо по земле тянутся шланги
«Да, женщина свою работу делает на совесть, — согласился водитель Александр. — Даже жалко, что ей приходится трудиться в таких условиях. Бывает наоборот: с виду заправка солидная, а сотрудники — разгильдяи. Я выезжаю на работу рано, в 3-4 часа утра, и еду заправиться, как правило, на ближайшую от дома заправку. Кстати сказать, сетевую. Приезжаю, а заправщиков нет. И так несколько раз, хотя заправка работает круглосуточно. Потом понял — у них есть специальный вагончик для отдыха, и каждый раз, чтобы не терять времени, я сначала сам шел будить их, а потом уже в кассу».

Пока машину заправляли, мы решили наведаться в мини-маркет. Думаю, не стоит пояснять, на какой из заправок он был. Но, как сказал наш водитель: «Без магазина на заправке я проживу, а вот качество газа и то, сколько он стоит, для меня действительно важно». Поэтому мы решили сравнить соответствие цифр на колонке и в чеке (были приятно удивлены, что на обоих заправках оказались готовы и к оплате банковской картой, и к просьбе предоставить кассовый чек).

На обеих заправках на стенде значилась цена за литр 22,5 рубля. И там, и там мы заправились на 500 рублей, но на сетевой вышло 23 л 2 мл — у водителя была карточка постоянного клиента и заправка, по сути, была по 21,5 рубля за литр, а во втором случае только 22 л 2 мл. На колонке горела сумма 499.95. Скидочную карточку на этой заправке приобрести нельзя.
Бывает, подъезжаешь — стоит какая-то избушка на курьих ножках, а с сотрудником беседует водитель «ПАЗика» с сигаретой в зубах… На прошлой машине я заправлялся на разных заправках, и у меня часто забивался фильтр. А теперь, когда стараюсь пользоваться только проверенными, такой проблемы нет — езжу и не меняю.
5 копеек сдачи, которые нам не дали — это, конечно, мелочь. Но насколько количество реально заправленного топлива совпадает с тем, которое показывают цифры на колонке? Иван Гусев, представившись владельцем транспортной компании, потребовал показать документы на оборудование. Сотрудница сделать это оказалась не готова: «Ребята, ну а что вы хотите? Мы люди подневольные» — и предложила позвонить директору заправки (по крайней мере, так нам она его представила).

«Валерий, здравствуйте (да, почему-то владельца звали Валерий, несмотря на ИП с другими инициалами)! Я Иван Михайлович. Вот я хочу понять, кто меня обманывает: водитель, которому я даю деньги на заправку, или ваше оборудование. Могу я посмотреть документы по проверке газового оборудования? А то математика немного не сходится, а чувствовать себя дураком я не привык».

«Добрый день! Я вас понял. Тут такое дело… Документы все есть, но они сейчас заперты, а меня нет в городе. Если хотите — можете в другой день в 8 утра подъехать — я вам все покажу».

Ни свидетельства о поверке мерников для сжиженных газов, ни книги жалоб и предложений, ни уголка потребителя в открытом доступе мы не увидели. Видимо, по мнению владельца заправки, все это следует хранить за семью замками.

На второй заправке все вышеперечисленное предоставили по первому требованию. Правда, единственную запись в книге жалоб и предложений, датированную 2 января, мы так и не смогли расшифровать, а жаль — там могла быть действительно ценная информация, ведь лучше всего оценить качество работы организации можно именно в праздничные дни.
Имеется запись телефонного разговора.
И в завершение поездки обратили внимание на соблюдение норм безопасности. Горстка песка, одна лопата и огнетушитель (его практичность можете оценить на фото) — весь арсенал, который будет в распоряжении сотрудников (читай — сотрудницы) безымянной АГЗС.

«Еще опаснее, когда работники идут навстречу посетителям в сомнительных затеях, — рассказывал Александр на обратном пути. — Бытовые и автомобильные баллоны отличаются по устройству: последние имеют специальные отсекатели, не позволяющие переполнить резервуар. Система подачи газа отключается автоматически при достижении нормы (не выше 85%). А в баллонах бытового использования таких отсекателей не предусмотрено. В лицензированных газонаполнительных станциях этот вопрос решается просто — баллон наполняется на весах. Сам резервуар обязательно проверяется на утечку, срок эксплуатации, наличие остатков тяжелых фракций. Но кому охота заморачиваться? Да, с 2017 года на обычных автозаправках бытовые баллоны заправлять запретили, но знакомые рассказывали, что вопрос решается просто и быстро: «Заправить бытовой баллон? Братишка, полтинник сверху — и все сделаем!»

На обратном пути Александр рассказал, на каких заправках он заправляется чаще всего:

«Я периодически езжу в командировки и в других регионах заправляюсь на «Белнефти», «Газпроме», на М4 — на «Интрансгазе», в Воронежской области — часто на ВТК. Я не хочу сказать, что однозначно несетевые заправки хуже, чем крупных сетей. Вовсе нет, бывают очень даже неплохие по качеству с конкурентной ценой. Но, к сожалению, на рынке много полулегальных игроков. Бывает, подъезжаешь — стоит какая-то избушка на курьих ножках, а с сотрудником беседует водитель «ПАЗика» с сигаретой в зубах… На прошлой машине я заправлялся на разных заправках, и у меня часто забивался фильтр. А теперь, когда стараюсь пользоваться только проверенными, такой проблемы нет — езжу и не меняю».

«Секретно»: почему попасть на базу газа — настоящий квест?

Но качество и безопасность заправки зависят не только от того, как процесс организован на месте, но и от качества поставляемого газа. Чтобы посмотреть, какой газ везут на местные заправки, мы обратились на несколько оптовых воронежских баз.

Откуда газ? Какой? Сколько? Есть ли контроль качества? На все эти вопросы ни на одной из них нам ответить не смогли. Или не захотели. «Нет директора на месте». «К нам нельзя посторонним». Или просто телефон в режиме «вечные гудки». Только на газонаполнительной станции «Интрансгаза» в Усманском районе Липецкой области согласились провести небольшую экскурсию для нашего экспедиционного отряда.
«У нас есть своя лаборатория, на которой проверяется качество топлива, — рассказывает директор газонаполнительной станции «Интрансгаза» Юрий Калинин. — И это не разовые акции, а постоянные — проверяем каждую партию. Газ приходит с паспортом: с помощью хроматографа мы проверяем соотношение пропана, бутана, других примесей, смотрим на плотность газа. И если качество низкое, то докладываем начальству и партия не идет на заправки. Да, это финансовые потери. Но мы осознанно идем на них. И периодически обогащаем газ. Это зависит от времени года: зимой добавляем пропан, летом бутан — плюс 10%».
Загрузка газовой станции — примерно 150 вагонов в месяц. Отсюда поставляют газ на АЗС нескольких сетей
На станции работают 19 человек. Этих сотрудников хватает для того, чтобы контролировать 44 подземных резервуара и 6 саркофагов, обеспечивать слив и отправку газа на заправки.

«Загрузка станции — примерно 150 вагонов в месяц, — продолжает рассказ Юрий Калинин. — Вот за полчаса до вашего приезда прибыл состав на 96 тонн. В основном к нам везут из Нягани — «Сибур», Сургута и Каргалы — «Газпром», Стенькино — «Роснефть».
Михаил Мулгачев,
независимый аналитик топливного рынка
Сегодня сэкономил рубль — завтра на ремонт потратил пять

И обычному водителю, и даже эксперту по топливному рынку крайне нелегко разобраться в качестве газа во время заправки. Больше того — это практически невозможно. Ни запах, ни какие-то другие факторы не дадут вам информацию. Но о качестве топлива во многом можно судить по внешнему виду заправочной станции. В большинстве случаев вы окажетесь правы. На что стоит обратить внимание:
1. Удобный подъезд и возможность разворота, если вы едете в другом направлении.
2. Больше одной заправочной колонки.
3. Наличие вывески/флага/щита с наименованием компании-заправщика.
Если этого нет, то, скорее всего, качество газа оставляет желать лучшего. Да, сразу вы, конечно, на трассе не заглохнете, но через какое-то время вам гарантированно придется снимать баллон для чистки — забьется фильтр, да и на машине все скажется — без ремонта не обойтись. Поэтому задумайтесь: стоит ли рисковать ради копеечной выгоды? Я уже не говорю о вопросах безопасности.

Как контролируют газовый рынок в регионе?

После проведенного эксперимента остались сомнения, стоит ли переводить авто на газ. И будет ли гарантия, что не попадешь на еще одну заправку, где документы надежно заперты, а может быть, и вовсе отсутствуют.

С вопросом о том, как контролируются газовые заправки в регионе, мы обратились в прокуратуру Воронежской области. Там нам дали такой ответ.

«Мы продолжим вести активную работу по тем направлениям, по которым работало ведомство под руководством Николая Анатольевича Шишкина, — заявил прокурор Воронежской области Александр Гулягин. — Это касается в том числе и ситуации с нелегальными газовыми заправками на территории Воронежской области. Все, что находится вне закона, будет пресекаться и наказываться».

DF продолжит изучать вопрос, как организован контроль на газовом рынке региона. И в следующих номерах мы дадим видение ситуации другими надзорными ведомствами.