31 МАРТА 2020 ГОДА 12:00

Мокрое дело

Как сеть автомоек из Воронежа пытается освоить зарубежные рынки?
Валентин Васильев
Рынок автомоек Воронежа перенасыщен. По расчетам совладельцев сети «Мой-ка! DS», на 1 пост мойки в миллионнике должно приходиться 5 тыс. автомобилей. В Воронеже — в 2 раза меньше, около 2 тыс. машин. Как сеть работает на перегретом рынке? И станет ли удачной альтернативой выход за рубеж?

Уперлись в потолок: от основания компании до перенасыщения рынка

Сейчас в сети «Мой-ка! DS» 53 мойки. 15 из них в Воронеже. Сеть позиционирует себя как крупнейшая в регионе. А начиналось все в 2012 году с одной мойки на улице 9 Января. Основатель «Мой-ка! DS» Александр Шомин вдохновился идеей моек самообслуживания в США, где он некоторое время жил, и решил рискнуть — попробовать реализовать увиденное в Воронеже. На тот момент этот рынок был почти пуст. Подсмотреть, как это работает, было практически не у кого. Но главной сложностью для молодой компании стала не сама организация моек, а покупка земли под них, вспоминает технический директор и соинвестор «Мой-ка! DS» Андрей Бакаев. Большое количество участков было в муниципальной собственности, приходилось участвовать в тендерах, что удлиняло сроки открытия.

«Для каждой мойки мы высчитывали коэффициент перспективности, — рассказывает Бакаев. — Основные влияющие на него факторы — это пропускная способность улицы и наличие важных точек рядом: торгового центра, заправочных станций и других мест скопления большого количества автомобилистов».

Сейчас мойки сети есть практически во всех районах города. Однако клиенты считают, что, несмотря на их большое количество, расположение не всегда удобно.

«Я периодически пользуюсь мойками самообслуживания, примерно 1-2 раза в месяц, — говорит директор авторынка «Северный» Юрий Федоров. — Возможно, заезжал бы и чаще, но их посещение нужно планировать заранее — например, рядом с центром их очень мало. Поэтому если нужно срочно помыть машину — это неудобно».

Однако увеличивать количество моек, чтобы они были в шаговой доступности для клиентов, сегодня нет смысла, считают в компании: рынок и так перенасыщен. Это отчетливо демонстрируют резко выросшие сроки окупаемости новых объектов. Сегодня в Воронеже это 5-6 лет. Когда компания только заходила на рынок, вложения с одной автомойки отбивались всего за 2 года.

«Мойка на 6 постов под ключ — с оборудованием, со строительством, со всеми коммуникациями — обходится порядка 15 млн рублей. Но многое зависит от стоимости земли. В Москве, например, где мы тоже работаем, эта цифра будет выше — 20-25 млн рублей. Из них оборудование всего 6-6,5 млн рублей, все остальное — это стройка, благоустройство, техусловия, — раскладывает экономику Андрей».

Соучредитель Car Wash Center Николай Еремеев считает, что цифры слегка завышены и реальный срок окупаемости — 3-4 года.

«Но еще несколько лет назад в Саратове наша мойка вышла на самоокупаемость за 9 месяцев. Сейчас, конечно, таких показателей достигнуть просто нереально — конкуренция серьезно выросла», — комментирует бизнесмен.

Как компания удерживает позиции на перегретом рынке?

1
Возможность сокращать издержки за счет собственного производства.
У компании есть собственное производство оборудования для автомоек, которому 28 февраля исполнилось 5 лет. На заводе в 2 тыс. «квадратов» работают цех металлообработки, сборочный и тестовый участки, склад продукции и комплектующих, а также тестовое производство автохимии. Запускалось производство, чтобы снизить зависимость от зарубежных поставщиков во время резких колебаний курса. Сегодня выпущено уже 126 комплектов — не только для собственных моек, но и на экспорт в прибалтийские страны.

«Благодаря появлению собственного оборудования нам удалось сохранить стоимость открытия мойки практически на первоначальном уровне, несмотря на двукратный рост курса доллара в 2014 году», — отмечает Бакаев.

Благодаря сокращению стартовых вложений автомойки сети удерживают и конкурентную цену: 20 рублей за минуту (средний чек — 120 рублей). Тогда как, например, у мойки на Московском проспекте у облбольницы сети DM цена за минуту выходит 30 рублей (50 рублей за жетон на 1 минуту 40 секунд). В итоге в хорошие месяцы одна мойка в сети «Мой-ка! DS» дает 1,5 млн рублей, в несезон — 800 тыс.

Правда, появление собственного производства и его реклама вызвали и соответствующие ожидания у клиентов.

«Остужева 35 А. Явно пора обновить оборудование. А то заводом по производству оборудования собственным уже похвастались, а толку ноль. Сегодня приехал, заехал в первый бокс а на дисплее надпись о том, что он не работает. Потом оказалось, что и купюроприемник тоже не работает — все купюры вместе с администратором перепробовали — не принял ни одну.
В итоге пришлось монетки кидать, которые тоже через 2 на 3 выпадают.
А ещё в последнее время заметил, что время уже идет, а пена не подается в первые 10-15 секунд примерно, плюс пена стала совсем жидкая.На кузове не держится абсолютно», — пишет пользователь под ником Евгений Онегин в официальной группе сети во «ВКонтакте» (орфография и пунктуация сохранены).
2
Появление новых форматов и работа над сервисом.
Однако стоимость услуг, по словам Бакаева, стоит не на первом месте. Отдел маркетинга «Мой-ка! DS» регулярно проводит опросы, в том числе и в социальных сетях, чтобы получить обратную связь от пользователей. И гораздо более важную роль занимают комфорт и сервис.

Казалось бы, о каком особом комфорте или сервисе может идти речь на мойках самообслуживания, где все достаточно стандартно? Но недавно сеть запустила теплые боксы — они закрываются со всех сторон, тепловая пушка создает комфортную температуру для автомобилистов.

В этом году сеть планирует добавить на свои мойки пункты мобильной замены масла. Также будут модернизированы пылесосы.
Недавно мы запустили франшизу. И к сожалению, уже есть 2 судебных прецедента, по которым мы ведем попытку отзыва бренда. Контракты теперь составляем с каждым разом все тщательнее, прописывая досконально все пункты: состояние технического помещения, операторской комнаты, прилегающей территории, где должна лежать зимняя одежда, где летняя, где стоит швабра и т. д.
3
Изменение технологий для удобства автомобилистов.
Одна из распространенных жалоб автомобилистов на мойки самообслуживания — медленное переключение программ. Возникает пауза, шампунь или вода не подается, а оплаченное время идет. Благодаря расположению трубопроводов с разными веществами на крыше, непосредственно над боксом, в «Мой-ка! DS» утверждают, что смогли сократить паузы до 10 секунд.

Однако, как показывают отзывы, такая усовершенствованная конструкция действует не на всех мойках сети. Например, пользователь Роман Кузнецов пишет в официальной группе сети во «ВКонтакте», что переключения пришлось ждать 15-20 секунд.

«Решил помыть своё авто на чудо мойки напротив маг. Твой-дом. Набрал немного мелочи и бумажек и начал вносить их в манетоприемник. И после второй непринятий монеты — понял , что руководство данной мойки наглым образом обманывают своих клиентов ! Время сразу начало идти, даже без выбора пуска программы. Т.е я плачу за то , что кидаю им монеты??? Или за что? За пользования манетоприемником?? Вторую монету у меня аппарат отказался принимать, я повторил пару раз и пошёл в авто за другой манетой. Когда пришёл — время первой монеты уже истекло. Короче пока я заплатил 100р из них 50 по таймеру улетело за просто так», — пишет пользователь Саша Струков (орфография и пунктуация сохранены). Администратор группы подтверждает, что часть моек старого образца, где таймер начинает отсчет с момента внесения средств.

Алексей Шамарин
владелец издания и канала CarzClub.ru
Мне гораздо проще оставить машину и выпить кофе, пока работники мойки будут работать над ней. И многие мои знакомые рассуждают так же. Поэтому рынок моек самообслуживания уже давно достиг предела своего роста — у них есть определенная аудитория, автомобилисты с определенным бюджетом. Но особого потенциала для роста у этой аудитории нет: те, кто никогда не ездил на мойки самообслуживания, не будут на них ездить, потому что для них важен комфорт, качество мойки авто. Более того, как только появится более-менее достойная альтернатива по приемлемой цене, часть автомобилистов выберет ее. Например, такой альтернативой могли бы стать автоматические мойки. Думаю, в ближайшем будущем мы к ним придем.

Выход на зарубежные рынки как новая стратегия развития

«Мой-ка! DS» из воронежской сети постепенно переросла в федеральную. Почти параллельно с воронежской запустили первую мойку в Санкт-Петербурге. Сейчас сеть работает также в Москве, Казани, Самаре. А недавно первые мойки открылись в Тбилиси и Ташкенте. Компания видит перспективы для развития как раз на рынках ближнего зарубежья. В России, по мнению ее владельцев, возможности практически исчерпаны, кроме, пожалуй, удаленных восточных регионов. А вот на Востоке рынок не только практически свободен, но и себестоимость запуска ниже. Так, Андрей Бакаев рассказывает, что если в Грузии мойка обойдется примерно в ту же сумму, что и в России, то в Узбекистане она будет на 30-40% дешевле. Это зависит как от стоимости земли, так и от уровня экономического развития страны. Сейчас в компании посматривают в сторону Узбекистана, Кыргызстана, Азербайджана и Ирана.

«Решение искать новые точки роста в азиатских странах обосновано, — считает Юрий Федоров. — И тут дело не только в необходимых инвестициях — возможно, в странах Восточной Европы они будут немногим выше. Но там в разы жестче экологические нормы, которые российским мойкам будет сложно соблюсти».
А вот Николай Еремеев видит перспективы только в освоении российских регионов за Уралом, а выход на зарубежный рынок считает малоперспективным:

«Из азиатских стран действительно периодически поступают предложения о сотрудничестве. Недавно мы обсуждали такой вариант в Абхазии и в ходе переговоров поняли, что там другой менталитет, явное предпочтение отдается недорогому сервису — работать по российским ценам там не получится. Экономика проектов для работы там до конца не ясна».

Однако сам же Еремеев отмечает, что в других городах уже появляются роботизированные мойки.

«Да, сейчас они либо сырые — китайские, либо очень дорогие — из Европы. Но уже есть компании, которые их здорово модернизировали. И когда они смогут установить конкурентную цену — а я думаю, что этот момент недалек, — то, скорее всего, перетянут к себе клиентов как раз моек самообслуживания».

Так что, вероятно, всем крупным игрокам рынка автомоек самообслуживания уже в недалеком будущем предстоит оказаться на распутье. «Мой-ка! DS» свой первый шаг на новом пути уже сделала. В скором времени узнаем, насколько удачным окажется выбранное направление.