6 яНВАРЯ 2020 года 12:00

Взрывоопасно!

Удастся ли новому игроку закрепиться
на перенасыщенном рынке АЗС Воронежа?
Валентин Васильев
В конце осени прошлого года на улице Димитрова открылась автомобильная заправка самообслуживания Flash. Это уже третья АЗС ростовской сети в Воронеже и области. Как удалось новому игроку (и при этом не имеющему известного на федеральном уровне бренда) зайти на уже поделенный топливный рынок региона, на котором уже много лет не появлялись новые компании? Удастся ли ему на нем удержаться и как-то повлиять на уже сложившийся расклад сил?
Наталья Андросова
главный редактор медиагруппы De Facto

С чем столкнулся новый игрок на местном рынке?

Сегодня у Flash уже три заправки в Воронежской области — на улице Менделеева в самом Воронеже, в Россоши и новая на Димитрова. Всего у сети 59 заправок в 10 регионах. Большинство в Ростовской области (там же расположен и головной офис) и Краснодарском крае.

Как встретили нового игрока в нашем регионе? Как Воронежская топливная ассоциация, так и другие крупные игроки местного рынка («ВТК», «Калина Ойл», «Роснефть», Shell) отказались комментировать этот материал.

Генеральный директор «Флэш Энерджи» (работает под брендом Flash) Константин Воробьев рассказывает, что при заходе на воронежский рынок сразу столкнулся с двумя сложностями.

Сложность 1. Высокая конкуренция.

По данным исследования Flash, в Воронеже более 130 АЗС, на которые приходится около 320 тыс. автомобилей. То есть чуть меньше 2,5 тыс. автомобилей на 1 АЗС.

«Эти показатели говорят о том, что автовладельцы Воронежа могут без очередей и с хорошим выбором заправить свои автомобили, — говорит Константин Воробьев. — Конкуренция среди АЗС высокая». По мнению Воробьева, рынок уже поделен между действующими игроками и зайти на него сложно.

Владелец специализированного издания и канала CarzClub.ru Алексей Шамарин подтверждает, что, с его точки зрения, как автомобилиста, рынок АЗС в городе и регионе насыщен: стоять в очередях на заправку приходится только в часы пик, да и вряд ли 1-2 машины впереди, по его мнению, можно назвать очередью.

Сложность 2. Недоверие воронежцев к незнакомому бренду.

По словам гендиректора сети Flash, в Ростове-на-Дону, Краснодаре и других регионах присутствия сети автомобилисты принимали ее появление более лояльно.

«Неизвестность нашего бренда в Воронеже вызывала массу вопросов и опасений у потребителя, — комментирует Воробьев. — Парадоксально, но факт: были претензии к тому, что у нас цена ниже, чем у конкурентов! Думаю, дело в том, что независимым АЗС в Воронеже в целом недостаточно доверяют».

Что для вас важно при выборе заправки?
Что для вас важно при выборе заправки?
Опрос проводился с 4 по 13 декабря 2019 года на портале De Facto, в телеграм-канале издания, пабликах в соцсетях и е-мейл-рассылке. Проголосовал 741 человек.

«Демпинг» как способ закрепиться на сложном рынке

Flash строит в Воронеже автоматизированные АЗС: ни заправщиков, ни кассиров на них нет. Автомобилист может заправить свою машину сам и через терминал расплатиться наличными или картой. Формат относительно новый для Воронежа — до этого такую заправку в 2018 году открыла «ВТК» на Остужева, на «Лукойле» на некоторых «традиционных» заправках есть зоны самообслуживания: работающие по такому принципу отдельные колонки. Однако на территории той же заправки «ВТК» работает «Макдоналдс». На станциях Flash нет ни мини-маркетов, ни кафе. Как поясняют в компании, такой формат позволяет открыть станцию даже в местах с плотной городской застройкой. Прежде всего благодаря экономии на затратах на строительство и эксплуатацию такой заправки, по словам Константина Воробьева, удается снижать цену на бензин:

«Мы стараемся держать цену от 50 копеек до 1,5 рубля ниже АЗС, принадлежащих ВИНКам, при этом предлагая топливо с их заводов-изготовителей. Топливо закупается либо на бирже, либо мелким оптом у представителей заводов-производителей в регионе».

Среди своих поставщиков в Flash называют «Газпром добыча Астрахань», Рязанский НПЗ, Саратовский НПЗ, Уфимский НПЗ группы «Роснефть».

«На удивление в Воронеже с недоверием восприняли нашу ценовую политику, — добавляет Воробьев. — Хотя, выбирая стратегию, мы изначально ориентировались на социальные слои населения, высокочувствительные к уровню цен на топливо».

По словам гендиректора Flash, формат самообслуживания снижает издержки на эксплуатацию станции на 15-20%. А строительство одной такой АЗС обходится около 25 млн рублей, срок окупаемости составляет 6-8 лет.

Владелец сети газовых заправок «Интрансгаз» Игорь Татаринов говорит, что стоимость строительства одной заправки может начинаться от 15 млн рублей — сумма может расти в зависимости от участка, где строится АЗС, качества строительных материалов и т. д. По его оценкам, инвестиции в открытие станции самообслуживания без касс, мини-маркета и буфета могут быть на 40% ниже, чем полноценного комплекса. Плюс экономия во время эксплуатации.

«60% в расходах на содержание одной станции — это зарплаты, — комментирует Игорь Татаринов. — Да, за автоматической АЗС тоже закреплен человек, который периодически приезжает для ее обслуживания. Но 50% по сравнению с традиционными заправками, где работают операторы, в месяц на таких станциях точно экономят. В год это порядка 4 миллионов рублей».

Кроме того, как рассказал один из игроков местного топливного рынка на условиях анонимности, большинство мини-маркетов и кафе на АЗС работают в убыток. Для станций это прежде всего имиджевый момент, повышение лояльности посетителей, а не способ получения прибыли.
В «Яндекс.Отзывах» потребители говорят о разнице в два рубля с ценами на заправках федеральных брендов.

Получится ли у сети закрепиться на воронежском рынке и нарастить количество заправок?

Мнения по качеству топлива на заправках Flash у воронежских автомобилистов разделились. В «Яндекс.Отзывах» можно найти прямо противоположные (орфография и пунктуация сохранены).

Имя Ф.: «Заправляюсь уже давно, проблем никаких. В общем, льется то же самое, что и на других, только дешевле на 2 рубля. У кого там что троит, машины свои проверяйте, меняйте топливные фильтры и чистите форсунки своевременно».

Михаил Ш.: «Абсолютно худшее топливо которым я заправлялся в Воронеже за последние лет 5..!! 27.09 залил 25л 92 бензина. На следующий день машина затроила, задергалась.. движок работал как будто Дизельный. На высоких оборотах даже заглохла..! Вечером того же дня поехал на заправку на которой заправляюсь всегда, налил до полного ( примерно 55 литров) и вуаля.. буквально через 20 км все выровнялось».

Поэтому главное, на что делает упор в своих отличиях от конкурентов Flash, — это цена. Сможет ли при таком подходе сеть занять прочные позиции на рынке?
1
Мнение 1. Такой подход может выстрелить только в короткой перспективе.
«С точки зрения финансовых показателей строительство заправок самообслуживания — выигрышное направление, — считает Игорь Татаринов. — Но не в долгосрочной перспективе. Мы, как сеть газовых заправок, в принципе не можем пойти по такому пути. Но кроме того, что у нас есть операторы, мы целенаправленно вложились в буфеты на наших заправках, расширили в них ассортимент. Да, пока бешеного спроса нет, но постепенно культура поездок меняется. Например, для европейцев выпить чашечку кофе утром на заправке перед загородной поездкой — традиция. Думаю, постепенно изменения произойдут и в Воронеже, и тогда в выигрыше останутся как раз те, кто создал на своих заправках соответствующую инфраструктуру».
2
Мнение 2. Цена сегодня уже далеко не определяющий фактор.
И те, кто сделал на нее ставку, проиграют. Например, в опросе DF о том, что для вас важно при выборе заправки, только 3% выбрали цену. Примечательно, что для 81% важно наличие кафе и мини-маркета, а для 14% на первый план выходит качество.

«У меня машина на дизельном топливе, поэтому в первую очередь обращаю внимание на качество, а не на цену. Топливная аппаратура дорогая, так что не хочется стать иллюстрацией пословицы «Скупой платит дважды». Наверняка я такой не один, и большинство продолжит заправляться в проверенных местах», — рассуждает владелец автосервиса «Механизм» Станислав Ермошин.

Алексея Шамарина смущает отсутствие заправщиков на новых станциях, что, по его мнению, сократит количество потенциальных клиентов:

«Да, цена топлива, разумеется, для меня не последний фактор, но и не приоритетный. Комфорта при обслуживании оператором она не заменит. Плюс сейчас очень много акций, программ лояльности практически у всех АЗС, и за счет них разница в цене нивелируется».

По мнению сторонников этой точки зрения, новый игрок вряд ли сможет продолжить серьезно наращивать количество заправок на рынке и в лучшем случае будет занимать совсем незначительную его долю.
3
Мнение 3. Новый игрок может составить достаточно серьезную конкуренцию уже действующим.
По мнению независимого аналитика топливного рынка Михаила Мулгачева, кроме низкой цены, у автоматизированных АЗС есть неоспоримое преимущество:

«Практика недолива бензина, к сожалению, стала совсем не редкостью, причем это дело рук рядовых сотрудников, а не владельцев компаний, которые терпят двойной убыток: финансовый — от недобросовестных работников и репутационный — от недовольных клиентов. И если эта проблема не будет решена, то, возможно, все больше автомобилистов будут уходить на автоматизированные заправки».

Главный редактор журнала «АвтоБизнесРевю» Евгений Еськов считает, что и цена сыграет свою роль:

«Потребители сейчас, как на автомобильном рынке, так и в целом, стараются экономить. Если на автоматизированных АЗС автовладельцы смогут получить тот же бензин, но дешевле за счет оптимизации расходов предприятия, то, конечно, те будут пользоваться спросом».
Опрос проводился с 4 по 13 декабря 2019 года на портале De Facto, в телеграм-канале издания, пабликах в соцсетях и е-мейл-рассылке. Проголосовал 741 человек.
Константин Воробьев пока не раскрывает конкретных планов по тому количеству заправок, которые он надеется запустить в Воронеже и области. Но, по его мнению, несмотря на насыщенность рынка сейчас, перспективы есть: строятся новые жилые районы, где в шаговой доступности будут нужны новые АЗС. Что ж, узнаем, кто окажется прав, а пока… вы не забыли заправиться?