12 МАРТА 2020 ГОДА 14:00

Поделили на пять

Как покупка воронежской сети «Пятью пять» федеральным гигантом скажется на местном бизнесе?
Photo by David Clode on Unsplash
Виктор Левшаков
В середине февраля появилась информация о возможной покупке сети «Пятью пять» федеральным гигантом X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). По оценкам ритейлеров, на полках местной сети товары воронежских производителей занимают от 50 до 80%. Тогда как у федералов это всего около 30%. Смогут ли местные производители занять свое место после перезапуска сети? Почему изменение затронет не только их, но и сферы, далекие от продуктового ритейла и производства?

Что ждет «Пятью пять» после покупки?

В феврале многие местные СМИ уже сообщили о покупке X5 Retail Group «Пятью пять». Однако это оказался фальстарт. Федеральный ритейлер информацию о заключении сделки опроверг. Однако и не исключил ее возможного заключения: «Х5 рассматривает возможности для развития бизнеса во всех регионах России, в том числе точечные открытия магазинов в помещениях, которые занимают другие ритейлеры», — таким комментарием ограничились в группе.

Управляющий директор «Пятью пять» Евгений Лаврухин также отметил, что сделка еще не состоялась, но подтвердил процесс переговоров: «Мы достаточно подробно общаемся». Но, сославшись на то, что «в сделке заинтересовано много сторон и нужно согласовать все позиции», он не стал раскрывать детали.

Впрочем, на части самих магазинов «Пятью пять» (например, в Северном микрорайоне) уже появились объявления об их ликвидации и распродаже товаров (и, по всей видимости, в данном случае это не чисто маркетинговый ход) с 28 февраля по 2 марта. Такое же объявление вывесили в официальной группе «Пятью пять» во «ВКонтакте».
Сейчас «Пятью пять» — это 56 магазинов в Воронеже и пригороде, а также 2 складских комплекса. Компания выросла из уже подзабытого на местном рынке «Висант-торга». Некоторое время она работала под брендом «Пятерочка», но в 2011 году сменила название на «Пятью пять». И вот очередной рестарт. Впрочем, не исключено, что лицо, занимающееся операционным управлением на местном уровне, не изменится — Евгений Лаврухин повторно возглавил «Пятью пять» в сентябре прошлого года. До этого он два года руководил региональным кластером «Пятерочки», а с 2012 по 2015 год управлял той же «Пятью пять». У его коллег по рынку есть предположение, что топ-менеджер и после грядущего поглощения может остаться в структуре.

Для сравнения: сегодня, согласно данным на официальном сайте «Пятерочки», только в Воронеже насчитывается 131 супермаркет этой сети. Нужен ли ей прирост на еще 56 магазинов?

«При таком расширении федеральному ритейлеру важно правильно оценить потребительскую способность местного населения. Готово ли оно к такому потреблению?» — сомневается завкафедрой экономической безопасности ВГТУ Светлана Свиридова.

Если проанализировать географию присутствия «Пятью пять», то можно увидеть, что на проспекте Патриотов или Ленинском, Кольцовской улице или Машиностроителей супермаркеты уже соседствуют с «Пятерочкой», и это не единичные примеры. По всей видимости, после завершения сделки часть магазинов будет закрыта, а часть перейдет под управление федерального гиганта.

Какие последствия это будет иметь для местного бизнеса и региона в целом?

1
Прогноз 1. Влияние на экономику будет крайне негативным.
Воронежским производителям придется заново договариваться о заходе в сеть. И удастся сделать это не всем.

«Наш товар сейчас продается в «Пятерочке», но совсем не в тех объемах, как в местных сетях, — комментирует владелец кондитерского комбината «Сажинский» Сергей Сажин. — До федеральных сетей сложно достучаться, такое ощущение, что там не люди зачастую сидят, а машины. Диалог вести практически невозможно. Даже если ты зашел в федеральную сеть, это не значит, что ты сможешь теперь спокойно работать. Они диктуют правила: все договоры с ними односторонние. Я обязан по 40 пунктам, а они ничем не обязаны. Согласен, если не поставил — пусть с меня будет штраф. Но пусть и с них будет штраф, если они ничего не продадут. С такими гарантиями я мог бы планировать производство, набирать людей, учить их, мог бы и цену снизить».

Даже тем поставщикам, которые с полок «Пятью пять» перекочуют в «Пятерочку», вероятно, придется пожертвовать прибылью и пойти на другие жесткие условия сетей. Например, как рассказывал в одном из своих прошлых интервью гендиректор компании «Землянскмолоко» Андрей Романов, чтобы сохранить стоимость товара для потребителя на том же уровне и при этом работать по условиям федеральных сетей, ему нужно снизить себестоимость продукции почти в 3 раза.

Заместитель главы КФХ «Борть» Михаил Бородкин возможное закрытие местных магазинов прокомментировал кратко: для регионального поставщика «значим даже любой ларек», и иногда даже его закрытие может иметь критические последствия для бизнеса.

В последние пару лет ситуация осложнилась тем, что федеральные сети все больше продукции стали продавать под собственными торговыми марками. При этом поставляют ее собственные производства сетей — подробнее см. материал «Местным не место» в номере за июнь 2019 года. Другим же придется искать новые рынки сбыта. Так, воронежская компания «НАК», производящая сыры, уже работает с местными сетями других регионов.

«В той же Ростовской области есть три региональные сети — буквально за два дня мне удалось зайти во все три», — рассказывает руководитель «НАК» Траян Трифонов.
Сергей Наумов
лидер воронежского регионального союза предпринимателей «Опора»
Ситуация в сетях, даже федеральных, за последние несколько лет серьезно изменилась. Сейчас наши производители неплохо смотрятся на полках различных сетей. Исключение, пожалуй, Metro. Если будут перегибы в политике нового владельца сети в работе с местными поставщиками, мы, конечно, будем просить правительство Воронежской области, чтобы оно подключилось. В любом деле есть уздечки, за которые можно подергать. Можно вспомнить поглощение той же «Росинки» — все достаточно мягко прошло. Скандалов тогда никаких не было. Думаю, в этот раз будет так же. Насколько я знаю, в «Пятерочке» еще года полтора назад разработали систему, с которой ездили по всей стране и предлагали взаимодействие с местными товаропроизводителями.
Профессор ВГУ, доктор экономических наук Юрий Трещевский считает, что выходом может стать заход не в сети, а на крупные торговые площадки местных производителей. Как, например, рынок «Воронежский». И потенциал для их расширения и создания новых есть: «В том же Северном микрорайоне проживает около 350 тысяч жителей. Это численность Тамбова».

Однако все эти варианты потребуют времени. Не говоря уже о более мелких производствах, которые могут оказаться на грани закрытия.

Сокращение рабочих мест.
Пока стороны отказывались комментировать ход переговоров, все в той же официальной группе воронежского ритейлера появилось объявление: «Сеть «Пятью пять» бережно и с уважением относится к своим сотрудникам. Все сотрудники закрывающихся магазинов получат возможность трудоустройства в компанию «Пятерочка», где им будет обеспечена достойная заработная плата и предоставлены возможности для дальнейшего карьерного роста». Мнения под постом разделились: у одних вызывает сомнение, что место под новой вывеской с учетом закрытия ряда магазинов найдется для всех сотрудников. Другие пользователи вспоминают о покупке «Пятерочкой» «Росинки», когда сотрудников действительно массово не увольняли. Официально, кроме самого объявления, обе сети ситуацию не комментируют.
Потери ощутят даже компании, не связанные напрямую с продуктовым ритейлом. На работе одной местной продуктовой сети завязаны компании еще минимум из 5 сфер, таких как производство продуктов, сельское хозяйство, логистика, грузоперевозки, маркетинг, полиграфия и производство упаковки для продуктов питания.
Однако розничная сеть — это не только магазины, работников которых можно переобучить новым стандартам и переодеть под брендбук «Пятерочки». Это еще и ряд офисов: «приютит» ли и их X5 Retail Group? Речь, по оценке игроков рынка, может идти о 100-150 сотрудниках. А за этими сокращениями могут потянуться и сокращения в штатах местных производителей продуктов, которые начнут терять прибыль, — см. предыдущий пункт. Таким образом, количество вышедших на рынок труда воронежцев может составить как минимум несколько сотен человек.

Потери ощутят даже компании, не связанные напрямую с продуктовым ритейлом. На работе одной местной продуктовой сети завязаны компании еще минимум из 5 сфер, таких как производство продуктов, сельское хозяйство, логистика, грузоперевозки, маркетинг, полиграфия и производство упаковки для продуктов питания. Как скажется изменение на производителях продуктов, мы разобрали. Влияние же на остальные сферы DF подробно анализировал в материале «Местным не место» (июнь 2019 года). Не будем останавливаться на этом подробно еще раз, скажем лишь, что последствия могут затронуть всех, вплоть до тех, кто не входит в эту цепочку. Например, те же сотрудники, которые попадут под угрозу сокращения, тратили свои деньги в воронежских кафе, кино, сами покупали различные товары. Если же они даже на время лишатся рабочих мест — компании, работающие во всех этих сферах, недополучат своих денег.
2
Прогноз 2. Ничего критичного для экономики региона не произойдет. Напротив, есть свои плюсы.
«Обычно первый вопрос, который задают при таких поглощениях, — как это отразится на бюджете региона, — рассуждает Юрий Трещевский. — Но к этому последствию я бы как раз относился гораздо спокойнее. Для коммерческой структуры исходным является доход — под него формируются расходы. В бюджетной системе все наоборот. Перед тем как мы получим сверстанный бюджет региона, нужно обосновать те или иные расходы. Нам утвердят нормативы отчислений по федеральным налогам и, если будет не хватать, добавят трансфертные. Все, что касается налогов, которые являются «нашими», — это налоги на имущество юридических лиц и физических лиц, а также на землю. Они составляют всего несколько процентов от всех доходов нашего бюджета. Поэтому на экономике региона в глобальном смысле смена юрлица-налогоплательщика никак не отразится».

Насколько критичной будет ситуация для поставщиков, также нет однозначного мнения. Многие из крупных воронежских поставщиков продуктов отказались комментировать тему, вероятно надеясь договориться с новым владельцем «Пятью пять». А некоторые производители продуктов и вовсе уверены, что приход федералов может решить ряд местным проблем. Так, Траян Трифонов считает, что, несмотря на жесткие требования, федеральные сети «хотя бы нацелены на конструктивный диалог»: «Я продавал товар во всех «Светофорах» от Мурманска до Воркуты. Работаю с регионами, которые в трех тысячах километров от меня, и все хорошо — они рады сотрудничеству. А в той же сети «Пятью пять» разговор был не о том, с чем заходишь и чего хочешь, а о том, кто тебя прислал. Видимо, если скажешь, от кого ты, назовешь влиятельную фамилию, с тобой поговорят?»

Сергей Сажин, несмотря на сложности работы с федералами, тоже оценивает ситуацию двояко: «Да, мы активно работаем с «Пятью пять». Однако в последнее время отсрочки по платежам от них становятся все длиннее. Дебиторская задолженность продолжает расти. Работать в таком режиме предприятию крайне некомфортно. А если они уйдут, кто платить будет?»
Впрочем, еще год назад в проводившемся социологической службой «Ваше мнение!» для DF опросе только 35% воронежцев заявили, что регулярно ходят за продуктами в местные сетевые магазины. Поэтому удалось бы сохранить стабильность местному ритейлеру без заключения сделки с гигантом — это вопрос.
По данным источника DF, представители «Пятью пять» по крайней мере некоторым поставщикам рассылали гарантийные письма, что дебиторская задолженность будет закрыта. Однако не уточняется, будет ли решать этот вопрос сама компания или его возьмет на себя уже X5 Retail Group.

То же касается и сокращения рабочих мест. Корреспондент DF обратил внимание, что в ряде магазинов местной сети, например на улице Шишкова, часть отделов, где покупателей обслуживал продавец (например, колбасный), заменили самообслуживанием, сократив при этом и часть ассортимента. Сократилось и количество работающих касс, а следовательно, и кассиров. Хотя при этом еще в 2018 году (последние опубликованные данные), согласно ИАС Seldon.Basis, «Пятью пять» сработала с чистой прибылью в 10 с небольшим млн рублей. Впрочем, еще год назад в проводившемся социологической службой «Ваше мнение!» для DF опросе только 35% воронежцев заявили, что регулярно ходят за продуктами в местные сетевые магазины. Поэтому удалось бы сохранить стабильность местному ритейлеру без заключения сделки с гигантом — это вопрос. Остается надеяться, что и в случае ее заключения равновесие удастся сохранить и всем остальным игрокам, так или иначе завязанным на ритейле.