20 НОЯБРЯ 2019 года 10:45

Испытание возрастом

У вас все больше контрагентов, которым нет и 35. Как с ними работать?
Валентин Васильев
«Недавно мы отказались от сделки на 2,5 млн рублей, — владелец консалтинговой группы «Дивиус» Иван Гусев (34 года) вполне доволен. — Нас не просили сделать ничего противозаконного. Просто заказчик не разделял наших ценностей и взглядов, и мы понимали, что рано или поздно работа с ним перерастет в тяжелый, нудный процесс. Да, я представляю, что сейчас подумают 40-50-летние: они не привыкли отказываться от заработка, даже если работа, которую ради него придется выполнять, не нравится — надо терпеть, есть слово «должен». Но в моем коллективе большинство — не старше 30. И для нас работа должна быть в кайф».
Наталья Андросова
главный редактор медиагруппы De Facto

Конфликт поколений: как он проявляется в бизнесе?

25-30-летние все чаще открывают свой бизнес или занимают топовые должности в компаниях. Это поколение с другими ценностями. Они не помнят кризисов 90-х. У них не было голодной юности, и в компании не приходили рейдеры в масках. Они начали карьеру при современном укладе экономики и не представляют себе иного. Они приезжают на деловые встречи на гироскутере и в рваных джинсах. Они просто другие. А поколению маститых бизнесменов предстоит с ними работать. Теперь это их новые подрядчики и заказчики. И найти общий язык не всегда оказывается легко.

«25-30-летний бизнесмен или топ-менеджер? — удивляется президент компании «Рудгормаш» Анатолий Чекменев. — Да это ни о чем! Это все равно как требовать от маленького мальчика, чтобы он вдруг стал мужчиной. Чаще всего это история про то, что родители занимали высокие должности или владели компанией, а потом неожиданно их дети стали такими талантливыми, что сразу заняли их место. Я возглавил компанию в 40 лет. И до этого отработал в ней 20 лет, прошел все должности, начиная с низов. Считаю, что даже если хочешь создать свой бизнес, пойди сначала поработай в найме, получи опыт — и профессиональный, и жизненный, а потом открывай свое дело».

Гендиректор «Формат-Центра» Владимир Гончаров (32 года, свое дело начал в 24) признается, что ему потребовалось лет 5, чтобы доказать, что он самостоятельная фигура в бизнесе:

«Старшие уверены: если руководитель моложе 30-35 — он чей-то ставленник, родственник или ширма, за которой серьезный человек. Был случай, когда служба безопасности одной крупной компании сказала: «Что-то они слишком юные ребята, чтобы заниматься таким бизнесом». Сделка не состоялась».

Старшее поколение бизнесменов не только часто не верит в самостоятельность своих юных коллег, но и уверено в их необязательности. Так, только 2% читателей DF заявляют, что их никогда не подводили партнеры/подрядчики в возрасте до 30. Зато 11% считают, что молодежь крайне необязательная, а еще 4% сталкивались с безответственностью молодых бизнесменов и управленцев несколько раз.
Опрос проводился с 29 октября по 5 ноября на портале De Facto, в телеграм-канале издания, пабликах в соцсетях и е-мейл-рассылке. Проголосовали 250 человек.
Подводили ли вас партнеры/подрядчики из поколения Z (до 30 лет)?
Опрос проводился с 29 октября по 5 ноября на портале De Facto, в телеграм-канале издания, пабликах в соцсетях и е-мейл-рассылке. Проголосовали 250 человек.

Они другие: что отличает новое поколение?

Отличие 1. Молодежь чаще других создает абсолютно новые бизнесы либо применяет новые подходы в традиционных бизнесах.

«У нас есть подрядчик — IT-компания, где всей команде, включая владельца, до 30 лет, — рассказывает председатель совета директоров компании «ВоронежСельМаш» Егор Коблик. — Они создали бизнес абсолютно с нуля — приложение-агрегатор шиномонтажа и автомоек, грузового транспорта. Например, нам неудобно взаимодействовать с шиномонтажом напрямую — не все из них оформляют необходимые документы, а с некоторыми и по безналу проблема расплатиться. А это приложение выступает посредником. Идея новая для всей России. При этом у парня-создателя никогда не было ни шиномонтажа, ни автомойки. И это не укладывается в голове у тех, кому ближе к 40 или за 40. Наше поколение считало, что нужно сначала самому понять, как работает тот же шиномонтаж. Мы боимся ошибиться. А здесь раз — и создали бизнес буквально из воздуха».

Да, конечно, не все молодые предприниматели создают компании в тех сферах, которых до них просто не существовало. Но даже те, кто заходит, в казалось бы, уже вдоль и поперек изученные, применяют в них новые подходы. Например, создатель компании «День пиццы» Никита Клеопа пообещал клиентам: «61 минута или пицца бесплатно», выстроив соответствующим образом производство и доставку. Для Воронежа это было ноу-хау, которое выстрелило.

Отличие 2. Новое поколение проще относится к деньгам и к их потере.

Полгода назад Иван Гусев ввел в своей компании бирюзовую систему управления. Каждый сотрудник (вернее, теперь Иван называет их коллегами) сам назначает себе оклад и круг задач, которые он будет решать. На встречи стали приходить 25-летние менеджеры проектов и говорить, что они полностью самостоятельно принимают решения (у них в компании же все равны). Почти 80% клиентов просто отвалилось, не разделяя ценностей компании, ее новые взгляды на бизнес. Резко упала прибыль, и до сих пор несмотря на то, что начали появляться новые крупные клиенты, она не вернулась на прежний уровень. Молодой руководитель же выглядит вполне довольным.

По его словам, при авторитарном режиме управления он дошел до того, что каждый сотрудник должен был прикладывать пальцы к специальному сканеру, считывающему отпечатки, чтобы руководитель удостоверился, что все были в офисе вовремя. А сам Иван понял, что просто не хочет приходить на работу в собственную компанию. По его мнению, лучше на каком-то этапе потерять деньги, но не интерес к собственному бизнесу.

«Они не потратили столько времени и сил на создание бизнеса, как те, кто начинал в 90-е, — рассуждает гендиректор компании «Эколенд» Вадим Киржанов. — Для них создать бизнес или расстаться с ним — это легко, это игра. Да, они не хотят быть в ней просто управляемыми танчиками, а хотят быть принимающими решения геймерами».

Егор Коблик добавляет, что 40-45-летние, создававшие бизнес с нуля, помнят о своей голодной юности в 90-е. Чтобы начать жить лучше, они пахали как проклятые.

«Мы привыкли выкладываться и часто забывали, что в это время растут наши дети, — говорит он. — И если у нас бизнес рушится, то далеко не каждый способен начать все заново — слишком много сил вложено. А у 25-30-летних бизнес может быть на грани гибели, а они спокойно идут играть с ребенком в футбол. Они рассуждают, что не пошло в одном деле — завтра пойдет в другом. Они разведут руками и скажут: «Ну что ж, видимо, в этом году не заработаю на новую машину — какая ерунда, поезжу на такси». Иногда мне кажется, что материальное для них полностью обесценилось. Кто-то скажет, что это необязательность. Но где-то в глубине души я им завидую».

Отличие 3. Свое дело для них — это одновременно хобби.

Оно может не приносить больших денег (тогда как для тех, кто старше 35, на первом месте все-таки стояло обеспечить семью, жить лучше, чем в 90-е). Зато оно должно быть «по кайфу».

«Я работал в найме в крупной воронежской компании, в которую многие хотели бы попасть, но мне было там скучно. Зато самим производить мороженое и торты из него — это интересно, здесь огромный простор для творчества. Сейчас бизнесу уже 3,5 года. И пока мне это в удовольствие, я буду этим заниматься», — рассказывает сооснователь производства натурального мороженого Creme&Caramel Сергей Балягин (28 лет).

Егор Коблик рассуждает, что для его поколения на первом месте слово «должен», взялся — терпи. А молодые бизнесмены ищут себя и без сожаления закрывают тот стартап, развивать который им уже неинтересно. Даже если он приносит неплохие деньги.

Отличие 4. Молодые бизнесмены идут на риск, даже когда он может привести к фатальным последствиям.

Директор «Бюро рекламы» и совладелец ряда других бизнесов Олег Любивый (34 года) считает, что столь легкомысленное отношение к риску играет со многими его ровесниками злую шутку:

«Они считают: открыл бизнес — и все, бинго. Поначалу все идет так легко, деньги на стартап есть. Почему бы не рискнуть. Но когда компания начинает работать, выясняется, что заработать так быстро, как планировалось, не получится. А финансовой подушки на то, чтобы поддерживать бизнес в течение первого года, просто нет».

Отличие 5. Они ведут переговоры в новых форматах.

Иван Гусев уверен, что еще несколько лет — и старые традиции заключения крупных сделок «в бане» сойдут на нет:

«Все больше молодых бизнесменов ведут здоровый образ жизни. Если мне нужно что-то обсудить, я приглашаю человека пообедать. И если меня приглашают в баню с выпивкой и для обсуждения контракта, откажусь — скорее всего, на таких переговорах меня попытаются прогнуть».

А небольшие сделки молодые бизнесмены и вовсе заключают в «вотсапе», в переписке или в голосовых сообщениях, даже без личных встреч.
В основе такой организации лежит принцип самоуправления. Как правило, в ней нет руководителей либо их минимум, решения принимаются коллегиально.
Данис Латыпов
руководитель и учредитель агентства недвижимости «Этажи» (33 года)
Если раньше бизнес начинали в 30+, то теперь — едва разменяв третий десяток
В девяностые главными качествами для успешного бизнесмена были готовность идти на риск, напористость, умение устанавливать связи или, как модно было говорить, «решать вопросы». В те годы рынок рос, и в любой нише можно было добиваться успеха — достаточно было начать дело и иметь силы сохранить его. Кстати, на мой взгляд, нынешним бизнесменам не помешало бы поучиться у предыдущего поколения настойчивости и упорству в ведении дел.

Сейчас конкуренция повысилась в разы, и на первое место вышло умение понимать и чувствовать своего клиента. Также важно совмещать следование долгосрочной стратегии компании и способность быстро подстраиваться под обстоятельства, реагировать на тренды, а при необходимости даже менять свою нишу.

Следующее поколение предпринимателей станет еще более мобильным и инновационным. Маркетинг станет решающим фактором успеха — чем насыщеннее рынок, тем острее борьба за клиента. Изменится и возраст бизнеса. Если сейчас люди, как правило, начинают свое дело в 30+, то в скором времени это начнут делать, едва разменяв третий десяток.

Как с ними работать?

Как сократить количество конфликтов с подрядчиками и клиентами, которым еще нет 35, но при этом не остаться в убытке?
1
Рекомендация 1. Просто принять, что сегодня для построения карьеры и своего бизнеса не нужны годы.
И если перед вами 25-летний бизнесмен, построивший бизнес «из воздуха» и при этом не чей-то сын или протеже, то, скорее всего, не «выскочка», а действительно талантливый профессионал. Но, конечно, последнее нужно проверить — через рекомендации и портфолио его компании.
2
Рекомендация 2. Прописывайте все договоренности и устанавливайте жесткие дедлайны.
Да, молодые бизнесмены не привыкли прописывать договоры на десятках страниц. И даже если они их подпишут, конечно, это не всегда гарантия, что работа будет выполнена в срок. Однако все же договоренности должны быть зафиксированы. Но в удобной для обеих сторон форме.
«Мы придумали решение на случай, если все договоренности заключаются в «вотсапе», — рассказывает Егор Коблик. — Прикрепляем в нашей CRM сообщение из «вотсапа», прописываем в допнике, что оно является одним из пунктов договора».
Даже если в суд вы не пойдете, то психологически понимание того, что все договоренности зафиксированы, действует неплохо.
3
Рекомендация 3. Пусть молодой партнер сам предложит решение проблемы, но приведет примеры, когда такая тактика оказалась успешной.
Задавайте больше вопросов, почему ваш контрагент предлагает именно такое решение, рекомендует создатель стратегического диагностического согласования STRADIS Михаил Молоканов. Смиритесь, что позиция «я старше — значит, я прав» для них не работает. Например, гендиректор и основатель компании «1 C: БухОбслуживание — Система № 1» Андрей Николаев (35 лет) признается, что не раз сталкивался с ситуацией, когда клиенты старшего возраста обращались к нему за решением проблемы, а потом старались продавить свое видение. Как правило, он отказывался от таких заказов.
4
Рекомендация 4. Строить работу не по принципу человеческих взаимоотношений, а на основе четких и прозрачных перспектив.
Если контрагенты из более старшего поколения могли годами с вами работать, потому что вы сто лет знакомы, вы друг друга не подводили и, наконец, вы вместе ходите в баню, то для молодых бизнесменов это абсолютно не повод продолжать сотрудничество. Если другое предложение им показалось более интересным (даже не всегда финансово, а просто более «прогрессивным»), они без сожаления прекратят сотрудничество. Вадим Киржанов считает, что здесь работает тот же принцип, что и с карьерной лестницей: молодой сотрудник остается в команде, только если он понимает, какие перспективы ждут его через год, а какие через два. Так же и с сотрудничеством в бизнесе: какие интересные проекты вы реализуете вместе сейчас, а какие перспективы открываются после их завершения. И это должны быть не просто уверения в том, что сотрудничество будет долгосрочным, а список конкретных планов.
И помните: уже завтра клиентов и подрядчиков из нового поколения будет еще больше. Поэтому начинать договариваться стоит уже сегодня.

Все материалы спецпроекта - по ссылкам!