20 НОЯБРЯ 2019 года 10:50

«Я просто хотел ходить на работу
в шортах»

Владелец сети пиццерий «День пиццы» — о девизе своего поколения, необязательности в бизнесе и призраках из 90-х
Владелец сети пиццерий «День пиццы» Никита Клеопа в 32 года открывает свою четвертую пиццерию, на этот раз в соседнем регионе — Старом Осколе. Он «украл» немало идей для бизнеса у «Додо Пиццы» и не стесняется об этом говорить. Зато не верит в пресловутую необязательность молодого поколения. И считает, что бизнес современная молодежь создает ради удовольствия, а не ради денег. О том, кто они такие — бизнесмены до 30-35 — и как им работается со старшим поколением, в его взгляде.
«Работа в шортах — вот манифест моего поколения бизнесменов»
В следующем году моей компании исполнится 6 лет. Мне кажется, что это солидный возраст, особенно для пиццерий. Но когда мне было 26-27 лет и я только создавал свой бизнес, я думал лишь о том, как уйти из офисного рабства. Я работал айтишником в московской компании. И несмотря на то, что IT — сфера самая прогрессивная и свободолюбивая, у нас был дресс-код. И жесткий график — с 9 до 6. Я сидел в офисе, даже если в этот момент мое присутствие там было абсолютно не нужно, и думал, как здорово было бы летом ходить на работу в шортах. И эти шорты стали своеобразным символом свободы, возможностью быть хозяином самому себе. Мне кажется, что этот образ — своего рода манифест моего поколения. Мы создаем бизнес ради свободы. А еще ради удовольствия.
«Ты можешь сидеть в гараже и строгать табуретки. Но если это в кайф, то это стоит делать»
Еще когда мне не было 20 лет, я работал в KFC и там получил свои первые знания о фастфуде. И когда я открыл свою первую пиццерию, то сначала сам раскатывал тесто, сам развозил пиццу. Но я считаю, что настоящий бизнес — это когда твоя пиццерия, твой бар — неважно что — работает, даже если тебя там нет. А когда ты все делаешь сам — пусть не руками, но завязываешь на себе все процессы, — это ремесленничество. Оно может перерасти в бизнес, а может так и остаться ремесленничеством. И у очень многих моих ровесников действительно остается. Они не масштабируют бизнес, сами продолжают стоять за стойкой в своих барах или делать что-то еще своими руками. Но я не считаю, что это плохо. При слове «ремесленничество» у меня возникает образ человека, который сидит в гараже и сам строгает табуретки. Но если ему это в кайф, почему бы и нет. Для моего поколения главное — получать удовольствие от того, чем занимаешься. Бизнес — это одновременно и хобби. Но если ты включишь голову, то сможешь на этом еще и заработать.
«Не верю, что сейчас возможностей меньше, чем в 90-е»

Труднее ли сейчас масштабировать бизнес? Я считаю, что легче. Да, многие ниши уже заняты. Но сколько свободных! Ну ладно, не будем про IT — там возможностей больше всего, но не каждому же родиться айтишником. Например, некоторые мои знакомые вычитали, что долго работать сидя вредно. И я случайно наткнулся на то, что бывают столы для работы стоя. Чем не ниша? Да, экзотично, но вложения для такого стартапа минимальные. При должной раскрутке идея найдет последователей. А технологии сегодня позволяют гораздо больше. Я иногда удивляюсь, как они, старшее поколение, вообще вели бизнес без смартфонов. Еще недавно счета пересылали по факсу! Да, что-то абсолютно новое создать сейчас трудно. Но я не вижу ничего плохого в том, чтобы подсмотреть идею, а потом, пропустив ее через себя, создать что-то самобытное. Некоторые коллеги утверждают, что мы многое скопировали у «Додо Пиццы». Ну и что? А «Додо Пицца» что-то скопировала у «Папы Джонс», как рассказывает сам Овчинников. Главное — что получилось в итоге.
«Молодые бизнесмены очень даже обязательные.
Но их испортили тренинги»
У меня есть кейсы, когда меня подводили и молодые, и уже «взрослые» бизнесмены. Например, открывая пиццерию на левом берегу, мы вложили около миллиона рублей в вентиляцию. И на финальном этапе гендиректор монтировавшей ее компании — а ему было около 50 — просто исчез… Вряд ли он решил сбежать с нашими деньгами — большая часть работ была уже сделана. Но на связь выходить перестал — может, его все достало, и он уехал на рыбалку в Урюпинск снимать стресс, а мы в панике искали, кто срочно нам все доделает. Но были у меня и случаи, когда мои ровесники или совсем еще зеленые бизнесмены — поставщики и подрядчики — также просто пропадали. Но мне кажется, что с их стороны дело не в необязательности. Их сильно испортили тренинги, на которых вещают: бери и делай что-то прямо сейчас. Даже если у тебя нет опыта, нет знаний, нет материальной базы — давай, открывай бизнес. А потом как-нибудь выкрутишься. Один такой известный тренер-практик хвастался: он открывал хостел, у него еще не было кроватей, зато уже были брони на несколько недель расписаны. У молодежи глаза загораются, они открывают свое дело. А потом не выкручиваются. И просто пропадают для своих заказчиков. Думаю, дело прежде всего в этом, а не в необязательности.
«Бизнесмену-ровеснику могу ночью написать в вотсап. С человеком постарше это не пройдет»
Я бы не сказал, что у меня есть какие-то сложности в общении с более зрелыми бизнесменами-контрагентами. Единственное — тяжелее коммуницировать из-за технического разрыва. Своему ровеснику я могу хоть днем, хоть ночью написать в вотсап. А бизнесмены постарше чаще просят писать им на почту или только звонить. Из-за этого принятие решений иногда затягивается. Но с этим можно смириться.
«Стал лучше понимать бизнесменов из 90-х, когда меня чуть не избили на переговорах»
Чему бы я хотел научиться у бизнесменов старшего поколения, тех, кто начинал в 90-е? Хотел ответить: жесткости. Но понял, что это не совсем так: я работаю с молодыми сотрудниками, и с ними жесткие подходы уже не прокатят. Скорее приобрести такой же богатый жизненный опыт. Когда к тебе приходил человек от конкурента и ты не знал, с оружием он пришел или без, то после этого любые жесткие деловые переговоры не страшны. Этот скилл у тебя отработан идеально. Но с другой стороны, не каждый, наверное, такой опыт выдержит. Кто-то сломается. Сломался бы я — не знаю. Один раз, 3-4 года назад, за моей спиной замаячил такой призрак из 90-х. Мы заказали у айти-компании сайт, они сделали не все так, как мы планировали, и стали упирать на то, что якобы все по ТЗ. Но мы подловили их на том, что мы заплатили за новую лицензию, а они поставили нам битую. При этом менеджер, который нас вел, куда-то быстренько слился, и на момент приема работ его в компании уже не было. В один из моментов спора владелец компании так разгорячился, что стал звонить своему «братану», чтобы тот приехал «успокоить коммерсов». Я сидел спиной к дверям и вскоре действительно услышал, как кто-то пришел с явно нерусским выговором. Но пока этот «братан» шел, владелец немного подостыл, и «успокаивать» нас не стали. Кстати, сам этот бизнесмен и все его сотрудники были как раз молодые, не из 90-х. Зато я понял, что стойкости у старшего поколения, которое наверняка не раз сталкивалось с такими ситуациями, стоит поучиться.
Навык.

Все материалы спецпроекта - по ссылкам!