21 ОКТЯБРЯ 2019 года 12:00

Дорога раздора

Проект трассы Шишкова — Тимирязева разделил воронежцев на два лагеря. Удастся ли им договориться?
23 сентября прошли публичные слушания по дороге через Олимпийский бульвар — от Шишкова до Тимирязева. Однако, пока проект окончательно не утвержден, страсти не утихают: в интернете множатся петиции и за, и против. Генеральный директор «Компании Агросфера» Сергей Андросов ежедневно стоит в пробке на Шишкова. Он убежден: дорога необходима. Критикует его точку зрения Сопредседатель воронежского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Михаил Аксенов.
Первый раунд
Аксенов (жестко): Помню, когда были слушания по развязке на улице Остужева, там звучала мысль, что ее построят для улучшения связи между микрорайонами. Но на деле получалось, что одной части населения — не самой многочисленной — она позволяла быстро попасть на левый берег, а всем остальным пришлось бы стоять в пробках. С проектом дороги на Шишкова похожая ситуация.

Андросов (спокойно): По факту эта дорога мешает жильцам двух домов, мимо которых она пройдет. Для остальных то, что там не будет многокилометровой пробки, станет большим благом. Ситуация как в крупной компании, где каждый отдел считает, что он самый важный. Но грамотный руководитель принимает решения, которые важны для компании в целом, а не для конкретного отдела, каким бы замечательным он ни был. В городе ситуация аналогичная: решения должны приниматься для всех людей, а не только для тех, кто живет в этих двух домах.

Аксенов (возмущенно): А кому станет лучше? Во-первых, нам говорят, что дорога с 4 надземными переходами позволит избежать заторов. Но на чем основывается этот тезис? Во-вторых, проектировщики утверждают, что установка светофоров спровоцирует пробки, поэтому их не будет. Но я смоделировал дорожную ситуацию в специальной программе, где видно, что светофор не приведет к образованию затора…
Генеральный директор «Компания Агросфера» Сергей Андросов
Генеральный директор «Компания Агросфера» Сергей Андросов
Андросов (парирует): Я практически каждый день езжу по Шишкова, если не нахожусь в командировке. Ближе к Московскому проспекту есть светофор. И я каждый раз разворачиваюсь после него, чтобы не стоять в пробке — светофор от нее не спасает.

Аксенов (иронизирует): Пусть так, но не стоит рассчитывать, что новая дорога разгрузит Московский проспект и Шишкова — ситуация там станет только хуже.

Ведущий (руководитель адвокатской конторы «Рывкин и партнеры» Станислав Рывкин) (удивленно): А что, так бывает?

Аксенов (возмущенно): Вся проблема в том, что жителям предлагают 4-полосную трассу, а на самом деле там нужна улица. Кстати, автомобильный поток из Коминтерновского района в Березовую Рощу будет на новой дороге еще интенсивнее, а там уже сейчас с утра пробка.
Сопредседатель воронежского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Михаил Аксенов
Сопредседатель воронежского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Михаил Аксенов
Андросов: Вы правы, пробка действительно может возникать ближе к Березовой Роще, но в этом месте, на мой взгляд, нужно что-то менять в проектировке дороги. Например, в каждом крупном городе есть скоростные трассы. В Бангкоке двухэтажные дороги, где второй этаж скоростной. Мне кажется, в Париже удачно реализован проект по развитию односторонних дорог в центре города — они принимают поток от пригородных магистралей. Поэтому в многомиллионном городе нет пробок, хотя достаточно много машин. А на Шишкова всем хорошо мы не сделаем, но городу объективно не хватает скоростных трасс, чтобы люди могли быстро добраться из одного конца города в другой.

Аксенов: Сейчас пробка возникает, когда в каждом из направлений едет более 1 тыс. машин. Более того, один из общественников обратил внимание на то, что магистраль предполагает 2 изгиба по 90 градусов, где скорость выше 60 км/ч ну уж точно не может быть. Зачем пытаться делать магистраль там, где она невозможна?

Второй раунд

Андросов (с сомнением в голосе): Вы говорили о демократии в принятии решений — нужно спрашивать мнения жителей Коминтерновского района. Но давайте немного масштабируем ситуацию: если всякий раз учитывать пожелания каждого человека, удастся ли управлять огромной страной?

Аксенов (с ходу): Когда мы говорим о демократии, например о выборах, нужно, чтобы они были конкурентными, регулярными и разноуровневыми. Если эти составляющие есть, то все будет работать. Если мы говорим о дорогах, то давайте сделаем дебаты, выложим их в соцсетях. То, что вы говорили ранее об этой дороге, подсказывает мне, что у вас есть недостаток информации. Но его могло бы не быть, если бы при проектировании дороги инженеры опирались на мнение местных жителей. Вот вы говорите, что установка светофоров не поможет. На чем вы основываетесь?

Андросов:
На своем опыте. Когда мы выезжаем с бульвара Победы на Шишкова, там идет дополнительный поток транспорта после Московского проспекта. Вполне логично, что проектировщики хотят поставить там надземный переход, чтобы транспорт проезжал быстрее — не останавливался, пропуская пешеходов.
Генеральный директор «Компания Агросфера» Сергей Андросов
Аксенов: Сейчас пробка образуется на пересечениях Шишкова с Хользунова и с Беговой не из-за наличия пешеходных переходов. Вся проблема в водителях, которые не знают ПДД и выезжают на перегруженный перекресток.

Андросов (улыбается): Возможно, вы и правы. Только у нас нет задачи разобрать каждый светофор и переход. Мы говорим о проекте в целом.

Аксенов (достает телефон): Сейчас я покажу ролик, который делал для соцсетей. На видео вечерний поток машин и пешеходы, которые пересекают Шишкова. Если вы едете вечером часов в 17, картина на Шишкова уже безрадостная. Обратите внимание — включаются светофоры. Конечно, цикл не очень гуманный: 30 секунд отведено пешеходам, а 1 минута — машинам. Напомню, что похожая ситуация была на проспекте Революции. Мы бились за то, чтобы на Комиссаржевской поставили светофор, хотя гаишники говорили, что он там не нужен — создаст дополнительные неудобства всем. В итоге уже несколько лет пробки на проспекте Революции нет, а пешеходы не гибнут под колесами лихачей.

Андросов:
На Шишкова проблема не в светофорах, а в самом развороте.
Сопредседатель воронежского отделения межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Михаил Аксенов
Аксенов (эмоционально): Да все просто решается: отдайте одну полосу общественному транспорту — и все поедут быстрее. Первые пару дней автомобилисты постоят в пробках, а потом на машинах будут ездить только те, кому это необходимо. Потому что многие ездят на машинах от памятника Славы до площади Ленина — там 10 минут на автобусе ехать.

Ведущий (скептично): Сомнительное решение. Может, мне удобнее ехать на машине, а вы меня на общественный транспорт пересаживаете!

Аксенов (возмущенно): Да у людей даже выбора нет!

Андросов: Если построить хорошее кольцо с выездом на новую дорогу, транспорт будет проходить быстрее.

Аксенов (вздыхает): О'кей, мы строим «шишковское» кольцо. В итоге те, кому нужно уехать с бульвара Победы в сторону Тимирязева, и те, кто движется в Березовую Рощу с Шишкова, вступают в конфликт — образуется пробка. При таких потоках кольцо не работает. Поток нужно дозировать с помощью светофора. Но если мы ставим светофор, зачем нужен надземный пешеходный переход? У светофора есть 2 важные функции: он переключает потоки и выравнивает их по плотности. Если мы сделаем дорогу на Шишкова такой, как в проекте, у нас сначала, конечно, уменьшится объем выхлопных газов, потому что машины будут проезжать быстро. Но через пару недель на этой магистрали будет в два-три раза больше автомобилей — вернется пробка и выбросов будет еще больше. Через это проходили все города мира.
Третий раунд
Ведущий: Все выглядит логично на первый взгляд. Но есть несколько сомнительных моментов. У меня нет сомнений в преимуществах демократии, но я не уверен, что взвешенный ответ о необходимости строительства дороги можно получить путем опроса жителей Воронежа. Хотя бы по той причине, что у них нет всей необходимой для этого информации. К тому же если мы сужаем область принятия решения до жителей Шишкова, то вероятность того, что будет принято заведомо неправильное решение, возрастает. Допустим, житель ЖК «Ботанический сад», который до строительства дороги гулял в парке, выступает против магистрали, потому что жить в зеленой зоне гораздо приятнее, чем около трассы. Но завтра его сын вырастет, ребенка нужно будет везти в школу, в секцию. А послезавтра ребенок вылетает из родительского гнезда, и его отец, который отстоял право жить без дороги под окнами, звонит и просит чадо приехать к нему. А сын отвечает: «Папа, там огромная пробка, не хочу 1,5 часа стоять в ней — потом приеду». А уж думать о тех, кто живет в других районах, — это и вовсе не наше дело. Считаете ли вы справедливым отдавать на откуп решение этого вопроса только жителям Шишкова?
 «Компания Агросфера» Сергей Андросов
Аксенов (задумчиво): Есть «соучаствующее проектирование», когда проектировщик узнает у воронежцев, чего они вообще хотят. А еще есть автомобилисты, которые живут на Шишкова и в ближайших микрорайонах. Что им нужно: быстрее выехать в другую пробку или доехать на работу вовремя? Да, такое проектирование — долгая работа, даже с людьми придется общаться, разрабатывать большой объем документации. Но результат будет лучше, чем сейчас.

Ведущий: Я вижу несколько проблем. Первая — у людей нет доверия. Вторая — нет полноты информации. Гражданина убедили, что дорога нужна, а 4 надземных перехода…
Михаил Аксенов
Аксенов (перебивает): Мало где в СМИ написано, что основная претензия жителей именно к надземным переходам. Их возведут около жилых массивов «Олимпийский» и «Ботанический сад» и два будет на Шишкова. В этих зонах огромный поток пешеходов! Появление переходов приведет к тому, что 30 тыс. жителей новостроек будет проще поехать на машине в соседний магазин, чем перейти дорогу по надземному переходу.

Ведущий (озадаченно): А там будет работать лифт? И почему вообще надземный решили сделать?

Аксенов (разъяренно): Там нет лифта! Только подъемник для инвалидов.
руководитель адвокатской конторы Рывкин и партнеры Станислав Рывкин
Гость (Денис Евграфов, активист общественного проекта «Удобный Воронеж»): Тоже хочу озвучить несколько тезисов. Во-первых, у нас нет никакого органа, который бы занимался моделированием городской среды и собирал аналитику. Во-вторых, нужно думать о том, как создать условия для людей. Увы, пока дискурс про машины и пропускную способность дорог. В свое время убирали трамвай, чтобы избавиться от пробок. Но почему люди садятся в машины? Потому что общественный транспорт не развивается, он некомфортный для воронежцев. Хотя город должен стимулировать пересаживаться на общественный транспорт. Как решить проблему? Пустить скоростные трамваи, городские электрички, сделать выделенные полосы для автобусов. Я поддерживаю Михаила — соучаствующее проектирование необходимо. Создаете дорогу? Пришлите проект до слушаний нескольким общественным организациям, чтобы они предложили корректировки.

Андросов: Позиция ясна, но мне, как человеку, который постоянно передвигается по Шишкова на машине, хотелось бы все же получить дорогу, по которой я буду ездить, а не стоять.
Кофейня «Замешательство»
Благодарим за предоставление площадки