19 Декабря 2025 года, 15:15
Недавно мы обсуждали, как выбрать психолога для ребенка, зависимого от смартфона, и не попасть на шарлатана, решившего заработать на волне спроса. Что ж, предположим, психолог найден. Но как замотивировать самого подростка обратиться к специалисту, если самостоятельно или с помощью родителей решить проблему не получается? Продолжаем тему с врачом-психотерапевтом, основателем "Центра психотерапии доктора Карпова" Игорем Карповым:

«Что нужно, чтобы ребенок захотел или хотя бы согласился на визит к психологу?

1.Ребенок выбирает смартфон как некую стратегию по решению своих задач: как уход от мира, или, наоборот, как способ социализации, получение каких-то эмоций/дофамина. Чтобы захотеть от этой зависимости избавиться, ребенок должен осознать, что этот инструмент – неэффективный.

2. Подросток должен поверить, что обращение к психологу решит проблему.

3. Победа над страхами. Например занятия с подростками часто проходят в группах. А у подростка, который все время сидит в смартфоне, как правило, как раз есть негативный опыт взаимодействия с группой сверстников. Или есть страх, что и психолог будет ему что-то запрещать, ругать, потому что именно так из-за смартфона поступали родители.

Как убедить?

Во-первых, покажите позитивный пример. Это может быть фильм про психолога, а в идеале про подростка и психолога, история о том, как психолог помог самим родителям или кому-то еще.

Во-вторых, создайте ситуацию, в которой будет легче пойти к психологу, чем не пойти. Как правило дети, постоянно сидящие в телефоне, это дети с низким уровнем энергии. Они выбирают то, что проще. Уткнуться в соцсети – это проще, чем выстраивать живое общение. Предложите на первый прием сходить вместе. Или проводите ребенка. Вам же самим проще заставить пойти себя в спортзал, когда за вами уже зашла подружка? Так и ребенку.

В-третьих, покажите ребенку, как он сможет лучше, эффективнее закрывать свои потребности, когда избавится от зависимости от смартфона. Например, отправьтесь куда-то вместе с детьми друзей и самими друзьями, которые привыкли к активному времяпрепровождению всей семьей. Создайте ситуацию, в которой ребенку будет комфортно и интересно вживую общаться с другими детьми. Или свозите его поиграть в футбол (любое другое занятие со сверстниками, которое у него будет получаться). Спросите, понравилось ли ему, как вы провели этот день. Если да, то поясните, что он сможет и дальше находить сверстников, с которыми ему будет реально интересно (такой контакт, например, мог не сложиться в школе или во дворе), но для этого ему нужно избавиться от зависимости от телефона.

Что нельзя делать?

Платить ребенку за походы к психологу (необязательно деньгами, в том числе шоколадками). Цель ребенка должна быть не отбыть время у специалиста, а решить проблему. 

«Заберу телефон и не отдам, пока не пойдешь к психологу». Скорее всего, он теперь точно не пойдет. Ну или пойдет только чтобы отдали.

Ну и самое главное: а вы сами реально готовы, что подросток перестанет сидеть в смартфоне? Что он начнет больше гулять со сверстниками, где-то тусить, иногда допоздна, или активно требовать вашего внимания. Чаще всего уход в смартфон не причина, а следствие. В «движовых» семьях, которые активно проводят время с ребенком, такая проблема возникает реже». 

  • Что может сделать руководитель, чтобы помочь сотрудникам снизить тревожность и настроиться на рабочий лад, рассуждает Игорь Карпов, врач-психотерапевт, основатель «Центра психотерапии доктора Карпова».