16 АПРЕЛЯ 2019 года 13:00

Здоровый интерес

Бум инвестиций в ЗОЖ: попадут ли воронежские компании в ожидания потребителей?
Людмила Утицких
управляющий директор агентства массовых коммуникаций и стратегического планирования V-Marketing
Здоровый образ жизни — это не только полезно, но и модно. На волне массового увлечения воронежцев ЗОЖ компании активно вкладываются в это направление. Так, в конце прошлого года велнес-клуб «Янтарный» провел масштабную реновацию и расширил свои площади на 650 м2 — некоторые клубы в Воронеже имеют такую общую площадь. X-Fit запустил уже четвертый фитнес-клуб в своей воронежской сети. Сеть продуктов для здорового питания «ВкусВилл» продолжает экспансию в Северный микрорайон, открыв новый магазин в ТЦ «Московский проспект». Все больше ресторанов вводят вегетарианское и полезное меню, а в середине января открыл свои двери полностью вегетарианский ресторан «Лакшми Нараяна». Но все ли желающие смогут заработать на рынке продуктов и услуг ЗОЖ?

В каких направлениях ЗОЖ есть потенциал для заработка?

Чтобы ответить на этот вопрос, наше агентство эксклюзивно для DF провело исследование, в котором приняли участие 378 воронежцев. Они заполнили онлайн-анкету в гугл-формах (соответствующая аудитория подбиралась через таргетированную рекламу в соцсетях — «Фейсбук», «ВК»), ответив на вопросы о своем отношении к ЗОЖ, удовлетворенности товарами и услугами в этой сфере, а также о том, сколько и при каких условиях они готовы тратить на ЗОЖ. Результаты исследования разделены на группы в зависимости от доходов опрашиваемых, что позволяет делать выводы о спросе в эконом- и среднем сегментах.
Представителями среднего класса, по разным данным, для Воронежа стоит считать людей с достатком на члена семьи от 50 тыс. рублей.
Какими услугами и продуктами в сфере ЗОЖ пользуются воронежцы?
Какими услугами и продуктами в сфере ЗОЖ пользуются воронежцы (эконом-сегмент)?
Какими услугами и продуктами в сфере ЗОЖ пользуются воронежцы (сегменты средний и средний+ )?
При выборке более 350 человек статистическая погрешность обычно равняется плюс-минус 5%. В нашем случае она может достигать плюс-минус 10%: мы видим в некоторых ответах завышенные цифры. Например, данные по здоровому питанию в эконом-сегменте. Это связано с несколькими факторами:

  • некоторые воронежцы не отделяют затраты на ЗОЖ от общего потребления и выделяют на него от 40 до 90% общего дохода, не отделяя таким образом свою жизнь от принципов здорового/осознанного потребления. Всего таких респондентов около 21%;
  • в Воронеже очень узкая прослойка среднего класса. Это люди с доходом выше 50 тыс. рублей на члена семьи. Таких респондентов в нашем опросе оказалось 153 человека;
  • респондентами давались социально ожидаемые ответы. ЗОЖ — это модно. Следовать принципам ЗОЖ — это быть в тренде, к тому же это заботиться о своем здоровье, а значит, и о своем благополучии. Опрашиваемые хотели выглядеть лучше в своих собственных глазах, поэтому говорили о своем следовании ЗОЖ. Хотя они могут делать это отнюдь не регулярно;
  • недостаток информации о здоровом образе жизни. Кто-то понимает под ним просто умеренность в своих привычках, в том числе в питании, кто-то — специальное питание и регулярные тренировки. Или, например, купил свежие продукты на рынке — значит, уже правильно питаюсь, веду ЗОЖ. Этот фактор необходимо учитывать тем, кто хочет заработать на рынке ЗОЖ, — для начала потребителю нужна информация и консультирование о том, что входит в это понятие.
Сколько они тратят на здоровый образ жизни?
Сколько воронежцы тратят на здоровый образ жизни?
При том что респонденты тратят довольно серьезную долю дохода на ЗОЖ, делают они это в основном пассивно: покупая здоровую еду, меньше времени и внимания уделяя спорту и развитию полезных привычек.
Каких сервисов и продуктов не хватает сторонникам ЗОЖ?
Каких сервисов и продуктов не хватает сторонникам ЗОЖ?
При этом только 1% опрошенных заявил, что хватает всего: «продукты и услуги есть на любой вкус и кошелек». Но, как мы видим, воронежцев волнует не столько дефицит услуг или продуктов в сфере ЗОЖ, сколько их качество. Особенно остро эта проблема стоит в среднем сегменте — среди платежеспособной аудитории, с доходом 50-70 тыс. рублей на члена семьи, ее отмечают более 60% воронежцев. Около 10% от общего числа опрошенных сказали о том, что на ЗОЖ им не хватает времени и мотивации (силы воли).
Готовы ли воронежцы платить больше, если предложение и его качество вырастут?
Увеличить затраты на ЗОЖ готовы 60% воронежцев. Вот как распределились их ответы в зависимости от дохода:
Готовы ли воронежцы платить больше, если предложение и его качество вырастут?
Сможет ли бизнес на этом заработать?
Правильное питание. «Процент тех, кто заявляет, что правильно питается, явно завышен, — комментирует владелица компании «Титул проект» и гастрономического салона «Антрактъ» Елена Андросова. — Скорее всего, каждый понимает под правильным питанием свое. Это как с соблюдением поста: сейчас даже постные конфеты продаются, хотя это в корне противоречит самой идее поста. Так и здесь: например, исключил из своего рациона жареное или соленое и считаешь, что уже правильно питаешься. Экопродукты для действительно здорового питания стоят на 40-50% дороже обычных. Далеко не все даже платежеспособные воронежцы готовы на самом деле за них платить».

Владелец гастрономии «Брокколи» Виктор Деханов недавно закрыл свой магазин экопродуктов, сосредоточившись на кейтеринге. По его мнению, потенциал для заработка в этой сфере есть. Но только если открывать магазины не здорового питания, а качественных премиальных продуктов.

«Работая с продуктами эко, я понял, что под этой маркировкой очень часто приходят не только не полезные, а откровенно вредные для здоровья продукты, — рассказывает Деханов. — Для поставщиков это не более чем маркетинг. А когда покупатель начинает изучать состав, виноват оказывается продавец. Для большинства неважно, написано на продукте «эко» или нет. Потребитель ставит знак равенства между «качественно» и «полезно». Другая крайность — когда магазины здорового питания превращаются в аптеку: полезная, но абсолютно невкусная еда. За это покупатели точно не готовы платить. Кроме того, краеугольный вопрос ценовой политики: скоропортящиеся продукты без консервантов и прочих искусственных добавок сами по себе в 1,5 раза дороже обычных. Мы ставили наценку в 30%, и то многие покупатели говорили, что это дорого. Есть те, кто пытается продавать со 100%-ной наценкой».

Впрочем, более оптимистично видит будущее рынка совладелица магазина Health shop Наталья Ерыгина: по ее словам, за прошлый год спрос на продукты здорового питания вырос на 15%. Правда, средний чек одного покупателя относительно невысокий — 1 тыс. рублей.

Свободной видит нишу по доставке продуктов здорового питания основатель сервиса Fitness Food Menu Павел Лысенко. Сервис работает 4 года. И за это время Павел наблюдает рост спроса. При среднем чеке 750-850 рублей сейчас у него заказывают 120-140 наборов в день. На вопрос, насколько значима эта цифра в масштабах миллионного города, Павел пожимает плечами. По его мнению, это тот случай, когда предложение может породить спрос: чем больше будет таких сервисов, тем более популярной будет становиться эта услуга.

А вот пытаться заработать на ЗОЖ в сфере общепита точно не стоит, уверен директор компании «Стерх» Андрей Суверин:

«Сейчас доля заказов блюд здоровой пищи — 10%. Нужно сказать, что и число вредных блюд — жирного, жареного — сократилось до 20%. То есть посетители кафе и ресторанов чаще всего предпочитают компромисс: что-то относительно полезное, не вредное, но и не ищут каких-то изысков именно здорового питания. Открывать отдельные заведения для сторонников ЗОЖ — перспектива совершенно убыточная».

Спорт. «Конечно, не все 50% из тех, кто заявил о том, что занимается спортом, регулярно ходят в фитнес-залы, — считает совладелец CrossFit-клуба Skala Вячеслав Анферов. — Кто-то бегает по утрам, кто-то раз за сезон катается на лыжах. Аудитория, которая готова платить за спорт, в разы уже. Но она есть. А вот рынок фитнеса в Воронеже находится в зачаточном состоянии. Клубы с действительно качественным предложением и на уровне тренировок, и на уровне сервиса можно пересчитать по пальцам. Но начинают заходить действительно именитые игроки. Например, World Class. Я думаю, развитие этого рынка только начинается».

Превентивная медицина и косметология. Главный врач медицинского центра «Саквояж здоровья» Андрей Бердников предполагает, что возможности для роста рынка есть: «С ростом запроса на профилактику со стороны населения будет расти и предложение на рынке профилактических медицинских услуг. Следствие — открытие новых центров. Учитывая, что только 7% воронежцев со средним достатком пользуются превентивной медициной, потенциал роста в этом сегменте внушает оптимизм».

Но есть и другая точка зрения. Так, совладелец «Новых медицинских технологий» Леонид Кораблин считает, что рынок профилактической медицины и диагностики в Воронеже уже перенасыщен. И дело не в платежеспособности населения («посмотрите, в городе негде поставить машину — на новые автомобили деньги есть»), а в непонимании необходимости таких обследований.

«Позвоните в любую частную клинику и попробуйте записаться на комплексную диагностику — как раз превентивная медицина. Вас запишут: свободные места есть, очередь не стоит, — комментирует главный врач «Центра современной педиатрии» Денис Еремин. — И клиники у нас есть самого разного уровня: и с точки зрения цен, и с точки зрения сервиса. Проблема в другом: в менталитете (у нас по-прежнему — пока гром не грянет…) и в дефиците свободного времени. Большинство тянет с болезнями до последнего, пока не прижмет».

Заработать на ЗОЖ получится не у всех. Но, пожалуй, это та сфера, где не все определяют деньги. И то, что интерес к ней среди воронежцев растет, — уже здорово.
Ирина Ищенко
cоучредитель компании «Медицинский центр «Детский доктор»
Воронежцы явно недооценивают роль превентивной медицины в ЗОЖ

На наш взгляд, именно превентивная медицина может достоверно давать гарантии контроля за здоровьем и выполнять вполне конкретную функцию своевременного предотвращения проблем со здоровьем. Не секрет, что многие серьезные заболевания невозможно профилактировать с помощью правильного питания или спортзала, они обусловлены индивидуальным генетическим фактором. Именно поэтому регулярный контроль за состоянием основных функций организма может гарантировать своевременную профилактику и успешное лечение этих заболеваний. В нашей стране крайне низок процент людей, которые своевременно проходят ряд необходимых обследований и выявляют заболевания на ранних стадиях, что напрямую влияет на результат лечения. Главная задача медиков сегодня — менять привычный способ обращения за помощью, «когда уже невмоготу», показывать детям и взрослым, что заботиться о себе и своем теле заблаговременно — это правильно и выгодно.