8 января 2019 года 13:00

Вошел во вкус

От балансирующих на грани убытков продаж лимонада до сети кондитерских — бизнес-путь воронежца Евгения Кузьмина
Наталья Андросова
редактор журнала De Facto
Владелец сети кондитерских «Варина мама» Евгений Кузьмин называет себя предпринимателем «по нужде»: пошел в бизнес, когда не на что стало содержать семью с новорожденным ребенком. Сегодня же «Варина мама» одной из первых местных кондитерских, где речь идет не о промышленных масштабах производства, попробует зайти в федеральные сети.

Как родилась идея проекта

Евгений Кузьмин смеется, что нужда — лучшая мотивация стать предпринимателем. Он не верит, что с предпринимательской жилкой рождаются. Хотя, пожалуй, это как раз его случай. Свои первые деньги он начал зарабатывать еще в студенческие годы: заметив его успехи в КВН, ему предложили проводить мероприятия. Окончив вуз, активный молодой человек остался работать председателем студенческого профкома. Но когда после женитьбы на Ирине родилась дочка Варя, Евгений понял: общественной работой и периодическими свадьбами и корпоративами семью не прокормить. Остро встал вопрос о покупке квартиры. Родители молодой семье помочь не могли.

«По основной работе я поехал в Москву и твердо решил подсмотреть там идею для собственного бизнеса, — вспоминает Евгений. — Прогуливаясь по ГУМу, увидел там островки с лимонадом».

Как говорил Пабло Пикассо, «великие художники воруют». Кузьмин решил открыть подобный островок в Воронеже. На старт бизнеса понадобилось около 300 тыс. рублей. Половину он накопил, по-прежнему зарабатывая на свадьбах, еще 150 занял у родственника.

«Многие крутили пальцем у виска, говорили, что так бизнес не делается, — рассказывает Евгений. — А я купил оборудование и начал искать место в торговом центре с хорошей проходимостью. Начал вести переговоры с «Градом». Мне отказали. Помогло членство в молодежном парламенте: в думе я нашел возможность обратиться к Евгению Николаевичу Хамину, и при его содействии я все-таки встал в «Граде».

Старт бизнеса пришелся на весну. Тогда в торговом центре еще не установили вендинговые автоматы, островков с соками и кофе тоже было мало. По словам Евгения, за лимонадом выстраивалась очередь. Начинающий предприниматель раздал долги и накопил на первый взнос ипотеки. И тут, как выражается Евгений, наступили холода. С ними похолодание пришло и в бизнес. Кроме сезонного спада спроса упала покупательская способность: начинался кризис. «Если раньше я приезжал и искал на парковке свободное место, то той зимой найти его не стало составлять труда», — вспоминает бизнесмен.

Кроме того, нарастала конкуренция. Появились автоматы с водой, другие островки с напитками. В некоторые месяцы работа была в ноль, иногда прибыль составляла 5-6 тыс. рублей. По словам Евгения, ему удавалось удерживать бизнес на грани, без убытков. Однако платить ипотеку было нечем. Бизнес просуществовал еще 2 года. И предпринимателю удалось даже довольно выгодно его продать: по сути, он продавал сам островок, довольно удачную локацию. Но Евгений признается, что постепенно рос доход от продажи тортов. Их пекла на дому его супруга Ирина, кондитер по образованию.

«Если сейчас этот рынок достаточно насыщен, то тогда конкуренция была в разы ниже, заказы пошли очень хорошо, — рассказывает Евгений. — Мы продавали много тортов через группу во «ВКонтакте». Говорят, сейчас очень модно общаться с клиентом исключительно в соцсетях и мессенджерах. Тогда о таком тренде никто еще не слышал. Мы просто делали, как удобно и нам, и клиенту. Поняв, что торты на заказ могут приносить деньги, мы взяли помощницу, вложились в оборудование. Начали вести инстаграм. Тогда, в 2014-2015-м, там еще не было такого обилия местной рекламы, как сейчас. И продажи начали расти очень резко».

Первая «Варина мама» располагалась в ЖК «Северная корона». В этом же комплексе и жила семья Кузьминых. Но мощностей стало не хватать. Все чаще клиентам приходилось отказывать. Тогда Евгений взял кредит, кондитерская начала расширяться. «Мы сами делали ремонт, чтобы сэкономить, — делится Евгений. — Но зато на логотип из заемных 200 тысяч потратили 50. Это наше лицо, наша узнаваемость».
Евгений Кузьмин Варина мама

«Главный страх — услышать, что изделия стали хуже»

Сейчас «Варина мама» — это 2 кондитерские: на Ломоносова и проспекте Революции. В команде 25 сотрудников. Только через «ВКонтакте» в день поступает около 40 запросов на заказные торты. Кроме тортов в меню пирожные и десерты. Несмотря на достаточно высокую розничную цену — 900 рублей за килограмм торта, Евгений планирует заход в сети, сейчас в активной стадии переговоры с федералами.

«Когда я только показал менеджеру фото нашей продукции, она сказала, чтобы мы пока не делали такого же предложения никому — хотят получить эксклюзив на полку, — Евгений явно гордится своим детищем. — Мой самый главный страх — это услышать, что наши изделия стали хуже, чем раньше. Поэтому, перейдя на масштабное производство, мы сохранили все те ингредиенты в составе, которые моя супруга использовала для домашних тортов. Да, это дороже, но это основа вкуса».

На все доводы о том, что в сети сложно войти, а еще сложнее работать, Евгений только машет рукой. Ведь когда он только начинал бизнес, в него тоже не верили, а он доказал обратное. Однако его коллеги по рынку смотрят на идею более скептически. Так, член Ассоциации кулинаров и рестораторов Черноземья, основатель собственной кулинарной школы Инна Питерова считает, что сейчас не самое подходящее время для захода скоропортящегося дорогого продукта в сети с точки зрения спроса: доходы населения не растут.

«С другой стороны, в некоторых федеральных сетях есть достаточно дорогостоящие торты «У Палыча», а также Mirel, — рассуждает эксперт. — Но это федеральные компании с хорошей узнаваемостью, с огромными маркетинговыми бюджетами. Сможет ли с ними конкурировать местная «Варина мама»?»

Критикует она и другую идею Евгения — зарабатывать на онлайн-мастер-классах для кондитеров. По ее словам, эта ниша также давно занята федералами. И доказать, что рецепт торта местной кондитерской лучше, чем столичной, будет достаточно сложно.

Но Евгений, не считающий себя прирожденным предпринимателем, вошел во вкус. На этом его идеи по дальнейшему развитию не заканчиваются. «Когда я буду точно уверен, что франчайзи сможет получать стабильную прибыль хотя бы в 150 тысяч рублей в месяц, я, возможно, начну продавать франшизу», — мечтает он.

Что ж, посмотрим, смогут ли его сладкие мечты сбыться. Пока же как минимум у него уже есть работающий и сладкий бизнес.