12 октября 2018 года 12:05

Держать
лапу на пульсе

Воронежский питомник собак начал проводить детские праздники и корпоративы. Что из этого вышло?
Анастасия Иванилова
Владельцы воронежских питомников собак сходятся во мнении: заработать в этой сфере становится все труднее. Цена на местных щенков не растет, а за действительно именитыми собаками покупатели ездят в крупные питомники в других городах. В итоге для многих заводчиков работа с животными становится лишь дополнительным источником дохода и занятием для души, а не основным бизнесом. Питомник «Хаски36» попытался из хобби сделать бизнес: создал для любителей собак ряд допуслуг. В сезон он зарабатывает больше на праздниках с хаски, катаниях на упряжке и фотосессиях, чем на продаже самих щенков. Но удастся ли заводчикам построить полноценный бизнес в непрофильной для них сфере?

Как питомник изменил концепцию?

Сейчас в «Хаски36» 14 собак: 12 хаски и 2 лайки — западносибирская и самоедская, а также 2 енота. В год собаки приносят от 2 до 5 пометов по 2-8 щенков в каждом. По словам совладелицы питомника Светланы Никишиной, щенков раскупают в течение двух месяцев. В питомнике оставляют только тех, что нужны для селекции. Однако несмотря на то, что спрос на собак есть, цена на них упала почти в 3 раза.

«Когда мы только начинали, вложив в создание питомника около 500 тысяч рублей и приобретя в 2004 году 2 лайки, а в 2005-2006-м и 2 хаски — кареглазую и голубоглазую, щенок стоил 30 тысяч рублей, — рассказывает Светлана. — Сейчас хаски можно купить и за 10-20 тысяч».

В начале 2000-х эта порода была редкостью. Сегодня мода на хаски не прошла, но их стало легче купить. Плюс не последнюю роль в снижении цены сыграл демпинг со стороны непрофессиональных заводчиков.

«Крупных, профессиональных питомников в Воронеже не более 10, — рассказывает владелица питомника лабрадоров и самоедов Mira Race Татьяна Семыкина. — При этом все они занимаются разведением разных пород, практически не конкурируют друг с другом. А вот «разведенцев», которые могут содержать в обычной двухкомнатной квартире до 20 собак, к сожалению, много».
хаски в Воронеже
Это же наблюдение подтверждают и покупатели собак. Так, управляющий партнер компании «Стерх» Андрей Суверин привез собаку породы акита-ину из питомника в Рязани. По его словам, в Воронеже мало профессиональных питомников, а некоторые породы, как, например, его собаки, не представлены вовсе. Зато непрофессионалов хоть отбавляй. Крупных же питомников, которые можно назвать полноценным бизнесом со стабильной прибылью, в Воронеже практически нет.

«Наши собаки ведут свою историю из питомника «Золото Аляски», — рассказывает Светлана Никишина. — У каждого животного покупатель может посмотреть родословную и титулы. Например, Дантес Сибирский Граф имеет титулы «Лучший кобель», «Кандидат в юные чемпионы России», «Лучший представитель породы», а Елис Вилада — «Юный чемпион России» и «Взрослый чемпион России». На стоимость щенка влияют не только родословная и титулы родителей, но и окрас. Вместе эти факторы составляют где-то 80% цены. Самый дорогой и часто запрашиваемый вариант у нас — это черно-белый голубоглазый мальчик. Кареглазые собаки пользуются меньшим спросом. Видимо, это как-то связано со стереотипным восприятием хаски как черно-белой собаки с голубыми глазами из фильмов «Белый плен», «Снежные псы». Но, к сожалению, если на окрас покупатели обращают внимание, то настоящую родословную отличают не все. Квартирные заводчики умудряются продавать собак вообще без документов. Зато недорого».

Не все узнают и про условия содержания родителей щенка. Например, хаски — спортивные собаки, которые должны вести активный образ жизни. В итоге все больше покупателей идут к непрофессиональным заводчикам.
собаки хаски в Воронеже
«Только на корм для собак в месяц уходит около 20 тысяч рублей, — говорит Светлана. — И вскоре мы поняли, что даже на него средств от продажи щенков может не хватить».

Сюда добавляются ветеринарное обслуживание (40 тыс. рублей в год), оформление документов для выставок и продажи (от 20 тыс. рублей) и прочие расходы (более подробно экономику проекта см. на полях этого материала). С уменьшением стоимости щенков доходов стало хватать практически только на содержание животных. Занимаясь исключительно собаками, их хозяева не смогли бы даже прокормить свою семью.

Так «Хаски36» встали перед необходимостью смены концепции. Однако они не пошли по стандартному пути, когда питомник за деньги готовит собак к выставкам, оказывает услуги гостиницы, пока хозяева уезжают в отпуск, или дрессирует собак. Их спектр услуг шире и нестандартнее.
Экономика проекта «Хаски36»
Стартовый капитал
от 500 тыс. рублей
Расходы на ремонт вольеров
120 тыс. рублей (примерно раз в 5 лет)
Доход от продажи щенков
250 тыс. рублей в год
Доход от дополнительных услуги (фотосессии, катания и пр.)
100 тыс. рублей в год
Доход от проведения занятий в Федерации ездового спорта
20 тыс. рублей в год
Итого доходов за год
370-400 тыс. рублей
Расходы на корм для животных
240 тыс. рублей в год
Расходы на оформление документов для выставок, продажи
20 тыс. рублей в год
Расходы на участие в выставках (при участии в одной выставке)
10 тыс. рублей в год
Расходы на актировку помета (осмотр специалистом щенков помета, для того чтобы оценить внешний вид и здоровье новорожденных)
3 тыс. рублей в год
Расходы на ветеринарное обслуживание
40 тыс. рублей в год
Продвижение
до 10 тыс. рублей в год

Сыграет ли новая стратегия?

Самая популярная услуга «Хаски36» — фотосессия с животными за 4 тыс. рублей. «Когда мы бегали или гуляли с собаками, прохожие часто просили сфотографироваться с животными, — рассказывает Светлана. — Так родилась идея проводить профессиональные фотосессии».

Помимо фотосессий «Хаски36» проводят детские праздники и корпоративы. Стоимость зависит от количества людей, возраста и массы детей (чем тяжелее каждый ребенок, тем больше устает собака, приходится привлекать больше животных), количества мастер-классов. Как правило, праздники проходят на природе и включают в себя обучение катанию в упряжках, пикник, прохождение квеста или викторины.
фотосессия с собаками
«Праздник-приключение может занимать целый день, — говорит Светлана. — Разбиваем палаточный лагерь, завтракаем. Потом обучаемся катанию на собаках. Кто-то из гостей может выступить каюром и управлять упряжкой собак, другие попробуют себя в роли пассажиров. Накатавшись, проходим активный квест: с помощью собак ищем спрятанный в лесу клад. В теплое время года праздник может завершиться купанием в водоеме, костром, шашлыками и даже ночевкой в лесу — по желанию заказчика».

Отдельно можно заказать катание с собаками: на карте, роликах, санях или тюбинге — в зависимости от времени года. Подарочные сертификаты на катание «Хаски36» продают за 4,5 тыс. рублей.

«Не думаю, что дополнительные услуги как-то негативно отразятся на основной деятельности питомника, — считает владелица питомника немецких овчарок «Солнечная дубрава» Елена Никитина. — Люди работают с собаками, развивают породу, которой занимаются, развивают своих животных».

Но вот насколько такая стратегия может быть долгосрочной, задается вопросом создатель агентства детских праздников NOVAstory Ян Сидоренко:

«Не считаю, что это очень широкая ниша. Например, обращаясь к нам за организацией праздников, родители никогда не просили, чтобы в шоу участвовали животные. Правда, в «Алисе из Страны чудес» у нас есть эпизод с живым кроликом, но это лишь маленький эпизод, основное действие завязано на работе аниматоров. Да, есть дети, которые любят собак, и родители устроят для них такой праздник. Но их число ограничено. Плюс есть другие родители, которые могут посчитать такое развлечение либо негуманным по отношению к собакам, либо опасным для своих детей. Насколько я знаю, хаски очень дружелюбные и преданные. Но в любом случае это все-таки животное, которое может неожиданно себя повести, например испытав стресс. По моему мнению, праздники и фотосессии могут остаться допуслугой, подспорьем для питомника. Но наивно было бы считать, что они могут перерасти в основной вид деятельности».
Где купить собаку в Воронеже
Между тем, как говорит Светлана Никишина, несмотря на то, что количество заказчиков на полноценные праздники с собаками пока действительно небольшое — около 25 в год, у них уже появляются конкуренты:

«Бывает, что нам звонят и жалуются: «Во время катания мой ребенок упал. Как вы недоглядели?» Начинаем разбираться, оказывается, что сертификат покупали у другой фирмы, у которой нет даже сайта, у них же катались. Но после мероприятия никаких контактов не осталось. Стали искать — нашли нас».

Впрочем, по словам Светланы, основной канал по привлечению клиентов — не сайт, а сарафанное радио. А также группа во «ВКонтакте», поэтому затраты на продвижение практически отсутствуют. Ян Сидоренко считает, что для этой сферы такие способы продвижения самые действенные.

В марте этого года на базе питомника была открыта Федерация ездового спорта Воронежской области. Цель — популяризация этого вида спорта. Стартовые вложения на открытие федерации составили 10 тыс. рублей (регистрация юридического лица, оформление документов). Сейчас организация существует на членские взносы — 1 тыс. рублей с человека в год. Сегодня в ней 20 членов, которые могут заниматься с собакой из питомника 2 раза в неделю. В занятия входит обучение дрессировке, езде в упряжке, каникроссу (бегу с собакой в специальном поясе). При федерации действует «Школа молодого каюра»: управлять упряжкой учатся дети. Тренировки в основном проводят Светлана и ее супруг.

«Мы ожидали, что эти проекты смогут рассчитывать на какую-либо поддержку власти, — говорит Светлана. — Но пока ее нет, а мы ищем спонсоров. Потому что сначала мы использовали для нужд федерации свое оборудование для занятий с собаками. Но постепенно, с ростом количества участников, его придется докупать. Одни нарты стоят 30-50 тысяч рублей, карт — до 60 тысяч, лыжи — 3 тысячи. Также появится необходимость в наборе тренеров, а значит, и расходов на зарплаты».

Впрочем, как смеется Светлана, нематериальная поддержка у нее уже есть: собаки выполняют даже функции нянек для ее дочки. Остальное, как она считает, придет со временем.