20 апреля 2018 года 09:00

Второй сезон

Каким будет для Воронежа очередной масштабный ремонт по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги»?
Анна Полупанова
В Воронеже стартовали работы по ремонту дорог-2018. Второй год подряд облцентр включен в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги» (запущена в 2016 году по инициативе президента России Владимира Путина). Что уже сделано в 2017 году? Какие работы запланированы на 2018-й, где пройдут, и сколько будут стоить? И главное — с каким настроением и ожиданиями встречают второй год реализации программы жители города и экспертное сообщество и как оценивают первый?

Какой опыт Воронеж получил в 2017 году

Ключевых результатов по итогам прошлого года, как минимум 3.

Результат 1. Воронеж научился стабильно попадать в федеральное финансирование дорожного ремонта. Если в течение 6 лет с 2011 года площадь отремонтированных дорог в Воронеже снижалась (в 2011 году цифра составляла 944,3 тыс. м2, в 2013-м — 787,6 тыс. м2, в 2015-м чуть более 341 тыс. м2, а в 2016-м 310,3 тыс. м2), то 2017-й, как рассказали в мэрии, стал годом серьезных перемен в дорожном строительстве. В программу «Безопасные и качественные дороги» в 2017 году вошли крупнейшие российские агломерации, среди которых был Воронеж. В городе отремонтировали сразу 2,5 млн м2.

Деньги по программе выделяют с условием ликвидации [благодаря ремонту дорог и установке дорожной инфраструктуры] мест концентрации ДТП. Кроме того, что программа обеспечила внушительное финансирование (что дает столице Черноземья основание всерьез претендовать на статус города, где значительная часть магистралей приведена в порядок), изменились подходы по контролю качества ремонта: к этому подключаются эксперты из федерального центра в составе межведомственной комиссии.

В 2017 году на реализацию программы по развитию транспортной системы Воронежа было выделено более 3,6 млрд рублей. На ремонт дорог из них потрачено более 2 млрд рублей, в том числе 1 млрд рублей по программе «Безопасные и качественные дороги». Наглядный результат виден ниже на некоторых примерах (фото: группа «Безопасные и качественные дороги | Воронеж» в соцсети «ВКонтакте»).
Результат 2. Воронеж смог провести ремонт дорог по-настоящему масштабно. По мнению председателя Союза дорожных организаций Воронежской области Анатолия Глагольева, именно приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» позволил провести в Воронеже масштабный ремонт и сократить аварийно-опасные участки на городских магистралях. А объем работ (150 км отремонтированных городских дорог) и достойный уровень финансирования позволили воронежским дорожникам выйти на новый профессиональный уровень.
Анатолий Глагольев
председатель Союза дорожных организаций Воронежской области
За один строительно-ремонтный дорожный сезон в областном центре отремонтировано 64 магистральные улицы, обустроено 22 остановочных павильона, установлено 94 дорожных знака, 1 светофорный объект.
Результат 3. Воронеж начал массово использовать современные технологии дорожного ремонта. Еще одной особенностью дорожных работ в 2017 году стало использование технологии укладки дорожного покрытия с применением щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА). Он отличается высокой прочностью и предназначается как раз для дорог с высокой загрузкой. Если все-таки трафик превышает допустимые нормативы, такое покрытие в первую очередь не трескается, а прогибается, в дальнейшем восстанавливая часть своих свойств. Несмотря на то, что эту технологию нельзя назвать новой для Воронежа, в 2017 году она, пожалуй, впервые применялась в городе так массово. Именно поэтому, как считает руководитель управления дорожного хозяйства мэрии Воронежа Олег Котов, покрытие, уложенное на улицах Воронежа в 2017 году, должно продержаться не менее 5 лет.

Что планируется сделать в 2018 году

В 2018 году Воронеж во второй раз включен в программу «Безопасные и качественные дороги». Пока известно, что городские власти уже подобрали двух подрядчиков, которые освоят порядка 1,6 млрд рублей на ремонте около 100 объектов. Речь идет о СМУ-90 и «Навастрой» — именно они получили 2 крупных тендера на ремонт дорог Воронежа.

В прошлом году эти компании уже получали дорожные подряды от властей облцентра: СМУ-90 осваивало около 1,3 млрд рублей, а «Навастрой» — порядка 710 млн рублей. В 2018 году СМУ-90 возьмет подряд на 746,7 млн рублей на ремонт 50 улиц города (ул. Кольцовская, Свободы, Мира, Коммунаров и др.) и ликвидирует 6 мест концентрации ДТП, а «Навастрой» отремонтирует 50 улиц (ул. Фридриха Энгельса, Революции 1905 года, Шишкова, Острогожская, Донбасская и пр.) и устранит 13 мест концентрации ДТП. Список всех улиц к дорожному ремонту доступен здесь. Обе компании победили фактически без конкуренции.

На всех участках будет производиться сплошная замена верхнего слоя покрытия. В качестве основного материала используется опять-таки щебеночно-мастичный асфальтобетон. На все работы будет распространяться пятилетняя гарантия, то есть, подрядчики, выполнившие ремонт, за счет собственных средств будут до 2023 года содержать отремонтированные объекты (в случае разрушений).

Сопредседатель воронежского отделения «Города и транспорта» Юрий Новиков, который принимал участие в приемке работ этих подрядчиков в 2017 году, отмечает, что серьезных нареканий к качеству работы победителей дорожных тендеров в 2018 году не было.
Юрий Новиков
сопредседатель воронежского отделения «Города и транспорта»
В 2017 году мы участвовали в приемке работ этих же подрядчиков. Серьезных нареканий к качеству не было: процентов на 90 все технологические процессы были соблюдены. Мы не заметили ни выбоин, не стертости асфальта.
Окончательные выводы, по его мнению, можно будет делать года через 3, когда проявятся (если они есть) скрытые дефекты, однако сейчас предпосылок к этому нет. Также он обращает внимание на то, что отсутствие конкуренции в данном случае не очень хорошо, однако при этом «лишь крупные подрядчики могут позволить себе взяться за тендер по комфортной для города цене. И только у них есть возможность вынуть из оборота несколько десятков миллионов рублей просто для того, чтобы заявиться на аукцион».
Между тем, как только сошел снег, автовладельцы сделали первые критические замечания по качеству дорог. Любопытно, что критика касалась тех направлений, где масштабный ремонт в 2017 году и не проводился (например, Московский проспект или Ленинградская). Комментируя претензии автолюбителей, мэр Воронежа Вадим Кстенин объяснил ситуацию недостаточным финансированием: «А за тот период мы не могли покрыть безопасными и качественными дорогами весь город, так как финансирование было недостаточным, часть улиц не попала в программу. Но это не значило, что мы должны были их бросить и ничего на них не делать. Поэтому где-то обходились временными мерами. Но ситуацию в целом с некачественным ремонтом мы, безусловно, исправляем».
Вадим Кстенин
мэр Воронежа
Будьте уверены, подрядные организации в течение пяти лет на всех дорогах, которые отремонтировали в рамках программы, будут немедленно устранять дефекты.
Градоначальник привел в пример Северный мост: «Временно мы там сделали поддерживающий ремонт. Но нет гарантии, что завтра-послезавтра на нем не появятся новые ямы. Северный мост требует немедленного снятия верхнего покрытия и полного ремонта. Это, собственно, будет происходить в рамках программы уже в ближайшее время».

По данным Кстенина, за зиму более чем на 100 улицах образовалось «всего 20 дефектных мест». Причем это не большие ямы, а, например, «сетка трещин в заездных карманах и другие незначительные дефекты, которые сейчас, как только асфальтовые заводы заработают, будут немедленно устранены подрядными организациями». Кроме того, объясняет мэр, причиной дефектов дорожного покрытия может быть не некачественно положенный асфальт, а изношенность коммуникаций, расположенных под городскими дорогами.

А вот капитального ремонта Московского проспекта в 2018 году, скорее всего, не будет. Полностью снимали покрытие и ремонтировали дорогу в 2009 году. До нынешнего года состояние дорожного полотна было хорошим, считают в мэрии. Хотя Олег Котов считает, что шансы на капремонт Московского проспекта в этом году все-таки остаются. Несмотря на то, что он изначально не был включен на 2018 год в перечень объектов по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги», и его ремонт отказался финансировать «Росавтодор», сейчас на рассмотрении федеральных властей находится другое предложение дорожников Воронежа. Речь идет о том, чтобы согласовать ремонт Московского проспекта на ближайшие месяцы как за 2018-2019 годы. Таким образом, работы можно будет провести сейчас, а оплатить в следующем году. Между тем, пока власти Воронежа анонсировали на 2018 год только ямочный ремонт Московского проспекта. Сейчас идет поиск подрядчика на контракт до 3,5 млн рублей.

Кроме того, в рамках дорожных работ-2018 Олег Котов обещал активно прочищать ливневки и попробовать восстановить места их разрушения: «Есть технология «труба в трубу», но она требует разрытия участка. Очень интересна технология восстановления труб методом «навивки». Так что придется еще раз обдумать все доступные методы».
Чего ждут жители Воронежа
Судя по опросу в группе «Безопасные и качественные дороги» в соцсети «ВКонтакте», большинство участвующих в голосовании жителей Воронежа считают, что качество дорог необходимо совершенствовать, при этом больше четверти участников отмечают хороший уровень реализации проекта, отмечая небольшие недочеты.
Традиционно, сознание общественности инертно в тех темах, где проблемы не решались годами и, как казалось, приобретали хронический характер. Как видим, Воронежу удалось начать разворот в сторону общественного приятия и одобрения результатов дорожного ремонта. Конечно, чтобы количество довольных экспертов и горожан увеличивалось, работу нельзя останавливать. Поэтому второй год включения города в программу со значительным финансированием — это уже не аванс или своего рода эксперимент, а настоящий вызов всем участникам отрасли.