16 Октября 2017 года, 12:40
4 факта о ремонте дорог Воронежа, о которых вы (вероятно) не знали

Масштабный ремонт дорог в Воронеже в 2017 году, который де-юре завершится 1 ноября, предполагал изменение управленческих подходов в отрасли. Так считает и. о. руководителя управления дорожного хозяйства Олег Котов. И объясняет почему.

Олег Котов управление дорожного хозяйства мэрии Воронежа.jpg

Факт 1. Воронеж снова может получить 1 млрд рублей на дороги от федералов

— Начиная с этого года мы стали существовать в совершенно других условиях, которые сопровождают дорожный ремонт. Я имею в виду попадание Воронежской агломерации в федеральную программу «Безопасные и качественные дороги». Во-первых, эта программа не на один год. Во-вторых, именно она предполагает внушительное финансирование. В-третьих, изменяются подходы по контролю качества ремонта: к этому подключаются эксперты из федерального центра в составе межведомственной комиссии.

Раз программа продолжится, необходимо стремиться попасть в нее и в 2018 году. А это зависит от слаженных действий чиновников на всех уровнях: муниципальном, областном, федеральном. Мы со своей стороны обязаны были оперативно провести тендеры, обеспечить график ремонта, ход оплаты работ, ход их приемки, вовремя устранить все недостатки, которые выявит проверка. Все это мы, как я считаю, обеспечили.

Надо отметить, что претензии к нам были минимальные, нами остались в целом довольны, и я полагаю, что к Дню дорожника (третье воскресенье октября) мы официально завершим ремонт. Достижение такого показателя позволяет вполне оптимистично посмотреть на финансирование со стороны федералов и в будущем. Надеемся, что оно будет не меньшим, чем в этом году (1 миллиард рублей), а может, и вырастет. Все будет зависеть от итогового количества агломераций, которые включат в программу на будущий год: между ними распределят уже зарезервированные в бюджете средства.

Отдельно отмечу, что программа подразумевает именно участие агломерации: города вместе с прилегающими территориями. Рассчитываем, что бОльшая часть средств на ремонт дорог в 2018 году останется именно в городе.

Факт 2. В ремонте массово начали применять прочный материал — ЩМА

— Технология укладки дорожного покрытия с применением щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА) не нова. Но, пожалуй, впервые в Воронеже она применялась так массово.

Да, одной из трудностей этого ремонтного сезона были перебои с поставками стройматериалов: по Центральной России и на юге заявлены большие объемы работ. Это и Крымский мост, и обход Лосево и Павловска, и много других проектов. Вместе с тем наши подрядчики смогли обеспечить необходимое количество ресурсов, в том числе и ЩМА.

В чем особенность? ЩМА отличается высокой прочностью и предназначается как раз для дорог с высокой загрузкой. В его составе содержится щебень плотных горных пород, который образует каменный скелет с высоким сопротивлением деформациям. А если все-таки трафик превышает допустимые нормативы, такое покрытие в первую очередь не трескается, а прогибается, в дальнейшем восстанавливая часть своих свойств. Нет трещин — нет разрушения дорожного полотна после многочисленных перепадов температуры зимой. Именно поэтому мы ожидаем, что покрытие, уложенное на улицах Воронежа в 2017 году, продержится не менее 5 лет. Так, как этого требуют условия наших соглашений с подрядчиками.

Олег Котов.jpg

Факт 3. Рентабельность бизнеса дорожников — 5-10%

— Подбор подрядчиков четко регламентирован ФЗ-44. С другой стороны, нельзя не заметить нашу ставку на крупные компании. Кто-то возразит, что мы якобы ограничиваем конкуренцию, а сами крупные дорожники якобы вступают в «картельный сговор». Но наша задача — это не ремонт отдельных улиц, мы подходим к работе как к комплексному проекту. В показателях, которые мы должны достичь, значится не количество отремонтированных километров, а приведение всей агломерации в целом к нормативному состоянию с точки зрения качества дорог.

А контроль над качеством ремонта мы в состоянии обеспечить и тогда, когда его выполняют лидеры рынка. Был слух, что подрядчик позволил себе лишнего и агрессивно возражал на критику, которая прозвучала по поводу ремонта улицы Ленина. Утверждаю, что это не так. Открытых, резких конфликтов у нас с подрядчиками нет и не было. Кроме того, контролируют их теперь независимые компании с опытом работы на федеральном уровне: мы смогли найти деньги и отдельно провели аукционы на строительный контроль. Больше 20 человек со стороны подрядчика и днем, и ночью выполняли такую работу. Да, было непросто отладить этот процесс как раз из-за графика, но, когда мы это сделали, все пошло как надо.

Конечно, любой подрядчик всегда ищет пути увеличения сметы и неохотно соглашается на снижение стоимости на тендерах. Но меня и самого настораживает, если компания готова «упасть в цене» больше, чем на 10% — становится непонятно, за счет чего будет обеспечено качество. Рентабельность бизнеса воронежских дорожников на сегодня составляет 5-10%, и это нормальный показатель.

Кстати, в аукционах на ремонт дорог Воронежа вполне могут поучаствовать и иногородние компании, мы этого не исключаем. Хотя, признаюсь, нам интереснее работать именно с местными игроками: налоги с дорожной деятельности не уходят из региона. Но это личное мнение, в работе руководствуемся законом и не можем препятствовать бизнесу.

Факт 4. В 2018-м акцент будет сделан на ремонте ливневки

— Мы признаем проблему межведомственного взаимодействия, из-за которой в том числе к ремонту дорог могут быть нарекания. Например, из-за положения канализационных люков в дорожном полотне или плохой работы ливневой канализации.

Во-первых, если ошибку при ремонте допустил подрядчик, он ее исправляет. Во-вторых, масштабный ремонт заострил проблему состояния коммуникаций, в том числе и люков. Колодцы, ливневка, трубы — все это сильно изношено. Возникали аварии на местах, где только-только уложили дорогу: Солнечная, Димитрова... Больше 10 таких случаев. В-третьих, подрядчики где-то даже шли навстречу: за свои деньги делали кирпичную кладку колодцев, чтобы максимально вывести люки в уровень с дорогой. С сожалением отмечу, что аварии могут и продолжиться, таковы сегодняшние условия. Хотя мы уже изучили варианты решения проблем — для предупреждения аварий. Будем в 2018 году активно прочищать ливневки и попробуем восстановить места их разрушения. Есть технология «труба в трубу», но она требует разрытия участка. Очень интересна технология восстановления труб методом «навивки». Так что придется еще раз обдумать все доступные методы.

В целом по межведомственному взаимодействию скажу следующее: наши сотрудники сейчас активно обучаются в Москве как раз основам проектного управления. Надеюсь, в будущем это поможет снять часть проблем при ремонте дорог. Оперативные графики работ, оперативная информация по ходу ремонта, удобная и простая ее подача — основы проектного подхода действительно облегчат наш труд.


Комментарии