Развязка на 9 Января: почему воронежцы недовольны ее строительством?

Спойлер: на самом деле это очень важный для города проект
Редактор портала De Facto Наталия Осадчая
Одна из самых дискуссионных тем, связанных сегодня с дорожной сферой Воронежа, это реконструкция развязки на 9 Января. Причем большинство обсуждений связаны с «жертвами», которые горожане якобы должны принести ради этого инфраструктурного проекта. Так ли это? И во что встанет городу само строительство объекта?
Как появилась идея строительства развязки?
В 2011 году губернатор Воронежской области Алексей Гордеев выступил с предложением создать в региональном центре крупные дорожные объекты, которые решат проблему пробок в городе. Как писали СМИ в то время, «эти планы абсолютное большинство жителей Воронежа встретили с восторгом, скептически настроенное меньшинство — с настороженностью». Следом в мэрии Воронежа была создана специальная экспертная группа, в задачу которой входило определение самых загруженных мест, где развязки требовались в первую очередь.

Выбрать, какая развязка (из трех наиболее актуальных) должна появиться первой, предлагалось самим воронежцам:

- Антонова-Овсеенко – Московский проспект,

- Антонова-Овсеенко – 9 Января – Героев Сибиряков,

- Ленинский проспект – Остужева.

На официальном сайте городской администрации в течение двух недель в 2013 году проводился опрос: жители могли проголосовать за определение очередности строительства развязок.
Чтобы избежать «накруток», с одного IP-адреса можно было проголосовать лишь один раз в течение суток.
Большинством голосов воронежцы выбрали именно развязку Антонова-Овсеенко – 9 Января – Героев Сибиряков.

Мнение горожан совпало с мнением специалистов. Ими неоднократно озвучивалось, что эффективное развитие транспортной системы в правобережной части Воронежа возможно лишь при формировании окружной автомобильной дороги. А ул. Антонова-Овсеенко оказалась связующим звеном в такой транспортной системе.
Как на развязку нашли деньги?
Проект в 2013-м прошел государственную экспертизу и был оценен в 900 млн рублей. Но из-за отсутствия денег проект был отложен на неопределенный срок.
Развязка в цифрах
663,67
млн рублей
итоговая стоимость объекта
7,2 тыс.
машин/час
пропускная способность развязки
23
месяца
ее будут
строить
5
месяцев
будут пробки в районе строительства
Благодаря накоплениям дорожного фонда Воронежской области властям все-таки удалось вернуться к вопросу строительства развязки. Средства фонда формируются за счет доходов региона от уплаты акцизов на бензин и транспортного налога. Сам фонд фактически финансирует работы при постройке новых и эксплуатации старых дорог регионального значения, которые не обеспечиваются федеральным дорожным фондом. В 2016 году объем средств дорожного фонда Воронежской области составил около 4,3 млрд рублей. В 2017 году ожидается наполняемость до 6,8 млрд.
Средства дорожного фонда ограничены. Но у нас есть полное понимание с департаментом транспорта и дорожного хозяйства области, чтобы расписать пятилетнюю программу строительства таких объектов в городе.
Александр Гусев
мэр Воронежа
К октябрю прошлого года стоимость строительства развязки была оценена в 685 млн рублей. Средства было решено выделить за счет кредитов регионального дорожного фонда под ставку 0,1% годовых.

В объявленном в середине ноября аукционе победил единственный участник — ООО «Дорожное строительство и ремонт» из Московской области, с которым городскими властями был заключен контракт на сумму 663,67 млн рублей. Как указывается в протоколе комиссии, «ранее подрядчик уже выполнял аналогичные работы».
Как развязка решит транспортные проблемы?
Проект развязки на 9 Января в Воронеже был разработан институтом «Дорпроект» в том же 2013 году. Основанием послужили Генплан и Протокол руководителя регионального управления автомобильных дорог и дорожной деятельности от 12 января 2012 года №2.

Решение проблемы пробок в проекте заключалось в том, чтобы ликвидировать существующее кольцевое движение, а улицу 9 Января на пересечении с Антонова-Овсеенко — пустить по виадуку. В проекте полностью устраняется пересечение транспортных потоков на одном уровне, что позволяет сделать движение непрерывным. При съездах предусмотрены полосы разгона, которые исключают светофоры и увеличивают пропускную способность дороги.
В проекте также заложено строительство 6 полос движения по 3,5 м каждая. В центральной части развязки должны быть выделены 4 «транзитные полосы» с пропускной способностью 4,8 тыс. автомобилей в час, кроме того — 2 полосы слияния (правоповоротные — 5 м, левоповоротные — 5,5 м), ведущих на односторонние съезды.
Пропускная способность всей развязки возможна до 7,2 тыс. автомобилей в час, считают проектировщики.
В конце декабря мэрия анонсировала начало работ по строительству развязки на 11 января 2017 года. На момент публикации подрядчик начал установку временных дорожных знаков, которые будут регулировать проезд на время выполнения работ.
план развязки на 9 января
Где установят временные знаки?
Какие мифы окружают строительство развязки?
Как и любой крупный проект, развязку не миновала критика воронежцев. Причем, во многом она основана не на конструктиве, а на домыслах, предположениях и стереотипах. Что не устраивает недовольных?

Миф 1. «Ремонт моста придумали, чтобы увеличить стоимость проекта!»

Факт 1. Часть моста — в аварийном состоянии, и с этим надо что-то делать. После установки предупреждающих знаков начнется подготовка участка к стройке: перенесут трубы, находящиеся в земле между действующей дорогой и домами. Когда начнется ремонт моста, его часть будет полностью перекрыта. В результате передвижение по направлению к Семилукам и обратно можно будет осуществлять по одной полосе.
Большой поток идет на Семилуки, транзитное направление, от этого никуда не деться. Проводились исследования, делались анализы — часть мостового перехода была признана аварийной. Незамедлительно там были выставлены знаки по нагрузке на скорость и на ось.
Максим Оськин
руководитель управления
дорожного хозяйства Воронежа
«Первый этап стройки предусматривает прокладку нового съезда с Антонова-Овсеенко мимо жилого микрорайона и соединение его с 9 января. Автомобили из Северного микрорайона на Придонской и Семилуки сразу пойдут в обход виадука. Только после этого весь мост закроют на ремонт», — дополняет директор по развитию компании-генподрядчика Артем Беленцов.

Миф 2. «Летом движение перекроют и под мостом, поэтому объезд проблемного участка придется искать самим — как получится»

Факт 2. Как поясняют представители генподрядчика, поток машин с окружной будет въезжать с развязки за виадуком, разворачиваться и выезжать на Героев Сибиряков по прилегающей дороге.
проект развязки на 9 января
Очереди строительства развязки
Миф 3. «В пробках из-за строительства развязки придется стоять 2 года»

Факт 3. Как пояснил Максим Оськин, движение под мостом будет закрыто летом, а в 2018 году вместо кольца уже появится многоуровневая развязка. Во время строительства пробки на этом участке будут наблюдаться «не более 5 месяцев».
Реконструкция этого участка обеспечит беспроблемный выезд на 9 Января и связь без пробок между Юго-Западным районом и Северным микрорайоном. Создание развязки позволит получить полноценный участок «Воронежской МКАД».
Юрий Новиков
сопредседатель организации
«Город и транспорт – Воронеж»
Миф 4. «Отсутствие съезда с Антонова-Овсеенко на 9 Января в сторону центра сделает поездку по развязке очень долгой и дорогостоящей»

Факт 4. По замыслу проектировщиков, отсутствие съезда связано с желанием рассредоточить автомобили: если для поворота в развязке создать короткий «лепесток», то при подъезде со стороны Антонова-Овсеенко будут заторы.

Насколько «неэкономно» обойдется отсутствие съезда? При скорости 60 км/ч без пробок это расстояние можно проехать за 2,5 минуты. А сколько времени, бензина и нервов надо потратить, стоя в пробке?

На Западе считается вполне нормальным сделать небольшой обход в несколько километров, чтобы не стоять в заторе и ехать по современной, комфортной и безопасной дороге. Почему бы эту практику не распространить на Воронеж? К тому же задача подрядчика по строительству развязки куда проще, чем у некоторых зарубежных коллег, не так ли? Посмотрите, например, как выглядят по-настоящему сложные развязки.
Миф 5. «При строительстве развязки жители близлежащих домов получат кучу коммунальных и экологических проблем»

Факт 5. Как будут спрашивать с подрядчика по работе на этом направлении на самом деле? Из аукционной документации следует, что на месте строительства будут установлены шумозащитные экраны высотой 4 м с шагом стоек — 2 м, способные выдерживать ветровую нагрузку 45 кг\м2.

Сбор строительных отходов должен осуществляться раздельно по их видам и классам опасности. Места их временного хранения должны быть оборудованы таким образом, чтобы исключить загрязнение почвы, поверхностных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Отходы планируется вывозить автотранспортом ежедневно на лицензированный полигон «Поэторо-Полигон» под Новой Усманью.

Чтобы избежать повреждения инженерных сетей, за 7 дней до начала работ подрядчики привлекают представителей эксплуатирующих организаций и владельцев инженерных сетей для уточнения схем пролегающих коммуникаций и их грамотного выноса из зоны строительства.

В программе «Магистраль-город» произведен расчет: объект не окажет существенного негативного воздействия на состояние атмосферного воздуха, а после реконструкции уменьшится количество заторов и, соответственно, количество выбрасываемых двигателями загрязняющих веществ — машины попросту будут меньше стоять в пробках на холостом ходу.

По окончании строительства развязки подрядчик обязан рекультивировать и благоустроить участок, высадить компенсирующее озеленение.
Что думают о проекте воронежцы на самом деле?
Впрочем, можно долго рассуждать о природе мифов и заниматься их развенчанием. До начала реализации проекта воронежцы достаточно активно поддерживали проект. А поскольку его реализация уже началась, узнаем, что думают горожане теперь. Для этого было заказано независимое исследование общественного мнения.
Социологическая служба «Ваше мнение!» спросит жителей Воронежа горожан об их уровне терпимости неудобств при строительстве крупных инфраструктурных проектов.
Результаты исследования будут опубликованы здесь. Наверняка после этого дискуссия о неудобствах и «многолетних пробках» все-таки завершится, и горожане займут свои головы куда более полезными размышлениями.

© От первых лиц — для первого лица