8 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА 17:00

Поймать в сеть

Кто сделает соцсети инструментом достижения целей компании?
Изображение AzamKamolov с сайта Pixabay
«Вы все еще думаете, что поставите зарплату SMMщику выше рыночной, — и вот вы наняли специалиста, с которым соцсети приносят хороший результат? У нас были клиенты, готовые поднять зарплату в 1,5 и 2 раза по сравнению с рыночной. Но что это дало? Только расширение воронки поиска, не более того, — рассказывает гендиректор SPS GROUP Вячеслав Боричевский. — Мы привели в компанию трех специалистов, они вышли, постажировались и ушли. Средний возраст SMMщика сегодня — 23–25 лет. Эти люди просто не готовы жертвовать своей свободой и работать с 8 до 17. Им сложно соблюдать правила корпораций и, главное, отвечать за результат. Одно дело — просто вести красивый аккаунт, а другое — отвечать за выполнение показателей бизнеса».

SMMщик в штате или SMM агентство на аутсорсинге? Кому доверить соцсети компании, чтобы они давали нужный результат? Рассмотрим в формате SWOT-анализа.
Занимается подбором персонала

Сильные стороны

Штатный SMMщик

Это более дешевый вариант, чем работа с агентством. По крайней мере, так кажется с первого взгляда.

«На рынке труда Воронежа можно найти SMMщика от 40 до 60 тысяч рублей, если, конечно, не ждать от него чего‑то грандиозного, — комментирует директор по маркетингу пивоварни «Таркос» Замик Рахманов. — За эти деньги он должен быть хорошим копирайтером, уметь настраивать простой таргет. Отлично, если также может сделать фото по образцу. Конечно, мы не ждем от него разработки SMM­стратегии или предложений по концептуальным изменениям соцсетей. У него есть четкий круг задач, которые он должен выполнять: создавать текстовый контент, настраивать таргет и делать фото. Такой специалист у нас сейчас и работает и справляется весьма достойно».

Достаточно глубокая погруженность в процессы компании.

«Когда человек работает в штате и только над одним проектом, у него есть возможность следить за жизнью ГК изнутри, изучить продукт со всех сторон», — отмечает Замик Рахманов. К тому же такой сотрудник вроде бы всегда под рукой, а для части руководителей так как бы спокойнее.

SMM-агентство

Заказчик получает от соцсетей результат (продажи, повышение лояльности клиентов и т. д. — в зависимости от задач) под ключ: ему не нужно нанимать много разных специалистов и координировать их работу.

Профессиональное SMM­агентство выполняет все работы по ведению соцсетей под ключ. Начиная с разработки SMM­стратегии, которая даст понимание, какой результат должны давать соцсети и как к нему прийти. Например, в SMM­агентстве De Facto над каждым аккаунтом клиентов работают:
  • SMM­специалист, который отвечает за копирайт и бесплатное продвижение аккаунта,
  • SMM­редактор,
  • таргетолог,
  • специалист по видеоконтенту,
  • фотограф,
  • специалист по отработке негатива,
  • дизайнер.
Кроме того, при работе с агентством маркетологу или даже лично руководителю компании не приходится тратить время на организацию работы и состыковку разных специалистов или часть работы делать самостоятельно.
«Для ведения аккаунта в «ТикТоке» мы привлекли агентство: это направление для нас новое и требует нескольких разнопрофильных специалистов, мы не знали, с какой стороны к нему подойти. А агентство, которое мы выбрали, уже зарекомендовало себя в работе с другими клиниками, поэтому мы доверились ему. Но «Инстаграм» у нас пока по прежнему ведет отдельный SMMщик, — рассказывает исполнительный директор сети клиник «ДокторЪ Ч» Ольга Русан. — Он занимается контентом для ленты, продвижением аккаунта — организует конкурсы и т. д. Но, например, те же прямые эфиры мы проводим с докторами сами, сами размещаем сторис».

Слабые стороны

Штатный SMMщик

Ограниченный функционал. Один человек не может быть специалистом во всем. И в написании текстов, и в таргете, и в профессиональной фото­ и видеосъемке. Очень часто его работа сводится к выкладыванию в аккаунт только текстовых постов, а не к полноценному ведению соцсетей. Работодателю приходится либо терпеть снижение качества на отдельных участках, либо на часть работ привлекать дополнительных специалистов. Но тогда уже встанет вопрос цены: если собирать все опции тура «все включено» по отдельности, вряд ли вам удастся уложиться в «пакетную» цену.

Крайне низкий уровень соискателей. «Более 1 млн выпускников. Освой за 6 месяцев новую профессию», «SMM-специалистом может стать каждый! Ты сможешь брать крупные заказы и зарабатывать» — это лишь несколько примеров рекламы онлайн-курсов по SMM. Впрочем, 6 месяцев — еще приличный срок. Как правило, многие курсы ограничиваются 3 и даже 1 месяцем. Пройдя их и попостив месяц-другой в аккаунте подружки, которая делает маникюр на дому, SMMщик выходит на рынок труда, уверенный, что он может вести и аккаунты компаний. Добавьте к этому необязательность многих соискателей. И вы получите полную картину воронежского рынка труда в SMM.

Можно, конечно, сказать, что с таким же рынком труда сталкивается и SMM-агентство. Но профессиональные игроки рынка растят свои кадры, вкладываясь в их обучение и развитие системно. Например, в SMM-агентстве De Facto повышение квалификации в таргетинге проводится ежеквартально в ведущих SMM-школах страны. Кроме того, в случае форс-мажора с исполнителем на любом участке работы агентство берет на себя обязательства по его замене, так как отвечает за результат.

Неприемлемо длинные сроки закрытия вакансии. В пивоварне «Таркос» до того, как остановились на приемлемом по качеству работы специалисте, искали SMMщика почти год. «Ну и намучились!» — признается маркетолог, который участвовал в подборе специалиста.

Высокая текучка из-за неготовности поколения Z к работе в больших компаниях. Посмотрите на состав группы в любой онлайн-школе SMM. Кто основная категория выходящих на рынок труда SMMщиков? Мамочки в декрете (они, как правило, не готовы к штатной занятости, а берут заказы на дом) и вчерашние студенты, решившие, что SMM — это легкий и интересный заработок. Но при работе в больших корпорациях такой SMMщик сталкивается с множеством новых для него правил игры, к которым он не готов. И процесс поиска сотрудника начинается заново.

Большие затраты времени на контроль и мотивацию такого сотрудника. Если SMM-агентство несет ответственность за результат, то SMMщик в штате — далеко не всегда и поэтому требует более детального контроля и мотивации. Его руководителю нужно самому вникнуть в специфику ведения той или иной сети, чтобы оценить результат. «Ну не получилось здесь — пойду попытаю счастья в другой компании» — а в это время компания теряет в продажах, не получая лидов из социальных сетей. Ну или как минимум теряя коммуникации с действующими и потенциальными клиентами, если соцсети ведутся небрежно.

SMM-агентство

Есть риск, что агентство будет меньше погружено в процессы компании.

«Штатный сотрудник может целиком сконцентрироваться только на нашем проекте, агентство — нет, у него нет такой экспертизы», — объясняют свой выбор в пивоварне «Таркос».

Риски

Штатный SMMщик

Исполнитель может пропасть, заболеть в самый неподходящий момент или уволиться. Наверняка каждый руководитель если не сталкивался сам, то слышал от коллег истории о том, как SMMщик просто не выходил на работу, увольнялся через месяц или пропадал вместе с паролями от аккаунтов. Для поколения Z такое понимание ответственности, обязательности и порядочности — норма.

«Один наш специалист активно ведет свой аккаунт с помощью SMMщика, — рассказывает Ольга Русан. — И вот они с новой SMMщицей запланировали масштабную акцию в соцсетях, целью которой было повысить продажи услуг косметолога. И в тот день, когда акция стартовала и специалисту нужно было следить за ее ходом, постоянно быть на связи, отвечать подписчикам, SMMщица, работавшая из дома, пропала на полдня — как выяснилось потом, проспала».

SMM-агентство

Сложно выбрать профессионального подрядчика.

«Выбор профессиональных команд на рынке Воронежа уже, чем в столице, — комментируют в «Таркосе». — Недостаток многих — узкая специализация и шаблонные решения».

Такая проблема действительно есть: многие агентства — это вчерашние одиночки, которые просто «сменили вывеску», решив работать на себя, и в которых по‑прежнему 1–2 человека. То есть повторяются все те же проблемы, что и с SMMщиками­одиночками. Поэтому при выборе агентства стоит обращать внимание прежде всего на команду и на реальный опыт: кейсы клиентов, их отзывы, готовность работать с крупным бизнесом. Но вопрос выбора подрядчика — тема отдельного материала, и мы в будущем остановимся на нем подробнее.

Возможности

Штатный SMMщик

Штатный SMMщик может эффективно ставить задачи и контролировать результаты подрядчиков. Во многих крупных компаниях именно так организована работа с соцсетями, особенно если у компании несколько разных направлений / брендов и, соответственно, аккаунтов. Штатный SMMщик выступает как представитель заказчика, нанимая SMM-агентство: ставит задачи, помогает выстроить коммуникации между компанией и подрядчиком, контролирует, участвует в приемке результатов. Если SMMщик играет с агентством в одной команде, это обеспечивает наиболее высокие показатели.

SMM-агентство

Соцсети могут стать одним из ключевых каналов продаж. Через соцсети можно и нужно не просто выстраивать коммуникации с покупателями, а продавать. И для этой цели — обеспечения лидов из соцсетей — необходимы навыки далеко не только в копирайтинге; привлекается команда специалистов.

В соцсети компании постоянно внедряются новые тренды SMM. Как следствие — лидерство в соцсетях в своей отрасли. Один человек, постоянно занятый ведением аккаунта, часто просто физически не успевает отслеживать все тренды. У агентства больше возможностей не только следить за ними, но и первыми профессионально внедрять для своих клиентов. Так, по рекомендации De Facto клиенты агентства первыми в Воронеже в своих сферах вышли в «ТикТок» — первыми заняли эту свободную нишу и собрали лояльную аудиторию, которой теперь продают свои товары и услуги.
На конец ноября в «ТикТоке» зарегистрировано более 800 тыс. воронежцев, по данным TikTok Ads. Из них взрослая аудитория: 218 тыс. — 25–34 года, 147 тыс. — 35–44 года, 91 тыс. — 45–54 года.
CПРАВКА

De Facto — SMM-агентство полного цикла. Решает любые задачи клиентов в соцсетях. Имеет многолетний опыт в рекламе и пиаре. В команде работают таргетолог, специалист по видеоконтенту, фотографы и дизайнеры, SMM-редактор, специалист по работе с негативом. Клиенты агентства в таких сферах, как медицина, девелопмент, банки, вузы, органы власти.
Ознакомиться с кейсами агентства можно по ссылке.