23 МАРТА 2020 ГОДА 12:15

Борща с ними
не сваришь

Есть ли сексизм в воронежском бизнесе?
Елена Тюрина
Сегодня индивидуальный предприниматель Юлия Рудова работает с сотней воронежских салонов — поставляет товары для маникюра, и зарабатывает в разы больше, чем на своей предыдущей должности. А 4 года назад собственник сети магазинов, где она работала, из двух кандидатов топ-менеджеров — менее опытного мужчины и Юлии — на должность директора выбрал мужчину. И честно признался, что единственным и определяющим фактором при принятии решения стал пол.

Как сексизм проявляется
в бизнесе?

Помните скандальную рекламу известного бренда Reebok с феминистическим слоганом «Пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо»? В 2019 году эта пиар-кампания наделала много шума — представителей бренда в соцсетях даже обвиняли в сексизме по отношению к мужчинам. А есть ли сексизм в воронежском бизнесе? 58% читателей DF считают, что да. И 43% из них убеждены, что мужчинам-бизнесменам и топ-менеджерам работать проще, чем женщинам. А что говорят сами бизнес-леди? Вот несколько историй.

История 1. «В течение полугода мы не могли прийти к общему знаменателю с очень важным для компании партнером, — рассказывает на условиях анонимности топ-менеджер крупной воронежской компании по поставке продуктов. — И тогда собственник бизнеса — мужчина — попросил меня «подключить женские чары». Я сама понимала, что на всех переговорах с потенциальным партнером мы заходим в тупик не столько из-за противоречий в бизнес-вопросах, сколько потому, что он добивается от меня взаимности как от женщины. И когда я согласилась на свидание «с продолжением», мы очень быстро пришли к соглашению и подписали договор. Правда, на этом наши отношения не закончились — с этим мужчиной у нас завязался продолжительный роман».

История 2. Директор филиала Inoxpoint Лиана Пешехонова работает в сугубо мужской сфере — поставки нержавеющей стали. Сейчас только в непосредственном подчинении у нее 6 мужчин.

«Недавно мне пришлось расстаться с высококвалифицированным сотрудником. Он считал, что если я женщина, то вряд ли могла занять свой пост благодаря только своим деловым качествам. Тем более в такой технической сфере, — рассказывает девушка. — Ставил под сомнение мои решения и втихомолку делал часть задач по-своему».

Когда конфликт перерос в острую стадию, Пешехонова вызвала сотрудника на откровенный разговор, и тот так и сказал, что считает, что женщина не может разбираться в этих вопросах лучше.

История 3. Совладелица кофейни ­«Замешательство» Валерия Суховей собирается развивать сеть кофеен. Но, по ее словам, переговоры с потенциальными будущими партнерами иногда заканчиваются, как только на пороге они видят девушку.

«Мне прямым текстом так и говорили: «Мы не будем общаться, пусть на переговоры придет ваш партнер — это же он реально принимает решения». Это может показаться невероятным в веке, когда достаточное количество женщин уже доказали свою состоятельность и в бизнесе, и во власти, но мне реально не верили, что я могу разбираться в бизнес-процессах, пока я не приводила цифры и не подтверждала их документами».

Почему, несмотря на декларируемое равноправие полов, сексизм в бизнесе присутствует?
Присутствует ли сексизм в воронежском бизнесе?
Опрос проводился с 5 по 18 февраля 2020 года на портале De Facto, в телеграм-канале издания, пабликах в соцсетях и е-мейл-рассылке. Проголосовали 337 человек.
1
Причина первая. В России женщины гораздо позже начали руководить бизнесом.
В Советском Союзе женщины получили равные с мужчинами права. И вместе с этим — возможности трудиться в мужских профессиях. Но даже если вспомнить советский кинематограф, то в нем множество женщин-героинь на стройках, бензоколонках, укладке асфальта и т. д. И единичные примеры женщин — руководителей крупных предприятий. И то, как правило, в конце фильма они выбирают чисто женскую, семейную функцию — вспомнить хотя бы «Служебный роман» Рязанова. Бизнес же, и тем более женский бизнес, появился в России гораздо позже, чем во всем мире, — по сути, только в 90-е годы прошлого века, тогда как в Европе и Америке женщины вели свое дело на всем протяжении XX века. Поэтому, по мнению психотерапевта Анны Павловой, ни на ментальном, ни на психологическом уровне представление о женщине-бизнесмене и руководителе как о норме в России до сих пор еще успело до конца сформироваться.
2
Причина вторая. Большое количество женщин, принявших бизнес в подарок от мужчины, дискредитирует тех бизнес-леди, кто всего добился самостоятельно.
Известную фразу «За каждым успешным мужчиной стоит женщина» часто можно смело применять ровно наоборот.

«Еще когда я занималась турбизнесом, на одном мероприятии ко мне подошла девушка, тоже владелица турагентства, мы разговорились, и она задала мне вопрос: «А вам кто ваш бизнес подарил?» — вспоминала Валерия Суховей в то время, когда еще руководила агентством. — Я даже сначала не поняла, о чем речь. Оказалось, девушке подарил турагентство ее «покровитель». И таких примеров, когда женщине дарят «дело для души» — турагентство, магазинчик или что-то еще — муж, отец или любовник, немало. В итоге же серьезно не воспринимают и тех женщин, которые добивались успеха самостоятельно».
3
Причина третья. Женщины сами провоцируют мужчин на предвзятое отношение в бизнесе.
«Когда я только пришла в компанию, мы часто ездили на выставки, и для выступления у стенда я часто надевала глубокое декольте для привлечения внимания, — признается Пешехонова. — Так как в моей сфере работают преимущественно мужчины, то они действительно обращали внимание и останавливались чаще у нашего стенда. Часто женщина сама провоцирует партнера, заигрывает и не находит той грани, когда нужно остановиться. А потом считает, что мужчина относится к ней неуважительно или не воспринимает ее как серьезного делового партнера».

Юлия Рудова шутит, что чем лучше она выглядит на очередных бизнес-переговорах, тем настороженнее относятся к ним контрагенты-мужчины:

«Один раз уже после заключения сделки мужчина — владелец салона — красоты сказал мне: «Удивительно, как мы так быстро договорились: вы же женщина и к тому же красивая. Как вы вошли, я сразу подумал, что вы начнете этим пользоваться и гнуть свою линию».

Директор IH Voronezh-Linguist ­Наталья Власова считает, что женщины сами упорно подчеркивают свою гендерную принадлежность, проводя всевозможные женские форумы, говоря о женском и мужском бизнесе:

«Честно, я не понимаю, как можно разделять бизнес на женский и мужской. Однако это деление идет как раз от самих женщин. Если женщина-предприниматель прикрывается своей гендерной принадлежностью, то у меня это вызывает удивление. И нет ничего странного в том, что потом мужчины начинают относиться к женщинам в бизнесе предвзято. В этом вопросе я, безусловно, поддержу мужчин, потому что ты либо строишь бизнес, либо варишь борщи. Я искренне считаю, что лучшее занятие для женщины — это рожать детей. Но если она решила пойти другим путем, то пусть будет добра принимать правила игры».
4
Причина четвертая. Женщинам трудно влиться в сформировавшуюся в 90-е культуру ведения переговоров.
Женщина не может пригласить бизнес-партнера обсудить будущий контракт в дружеской обстановке в бане или за кружкой пива.
5
Причина пятая. Сексизм со стороны мужчин — защита от прогрессирующего феминизма.
Индивидуальный предприниматель (производство деревянных кубиков для фотосессий с детьми) Ольга Григорьева на занятия проекта «Мама-предприниматель» приходила с грудным ребенком. На одном из таких занятий к ней подошел мужчина и сказал: «И чего вам дома всем не сидится — воспитывали бы лучше детей и готовили борщи, а не о бизнесе думали». Девушку такое заявление обидело. Но психотерапевт Анна Павлова считает, что мужчины таким образом пытаются защититься от прогрессирующего феминизма. Прежде всего психологически: женщины вытеснили их из многих сфер, поставили под сомнение их доминантное положение в семье, функцию защитника и добытчика. А кроме того, часто и сами перестали выполнять исконно женские функции.

Валерия Суховей отмечает, что часто женщины в бизнесе заведомо ведут себя слишком жестко, агрессивно, выбирают модель поведения стервы, чтобы ни в коем случае не дать слабину перед мужчиной. У мужчины же это вызывает ответную реакцию, причем по отношению не только к конкретной бизнес-вумен, но и к остальным.
Маргарита МАСЛЕННИКОВА
председатель воронежской общественной организации «Совет женщин», руководитель компании «Идеальный пол»
Чаще всего в основе проявления сексизма лежит банальная зависть. Мужчина, уверенный в себе, знает цену успеху и с еще большим уважением относится к женщине, идущей тем же путем. А тот, кто не преуспел, как правило, ищет причины во внешних обстоятельствах, зачастую именно в них находя оправдания своего бездействия. В моем кругу общения подчеркнуть свою сексистскую позицию равносильно признанию себя маргиналом. Женщине не надо доказывать правоту своей позиции, достаточно быть профессионалом своего дела, иметь четкие жизненные цели и с позиции мягкой силы уходить от подобного общения.

А что думают о сексизме в бизнесе мужчины?

Точка зрения 1. Женский бизнес — это в большей степени развлечение.

«Моя бывшая жена 20 лет варила борщи, а потом ей это надоело, и она решила открыть свое дело, — рассказывает глава сети магазинов «Синторг» ­Аркадий Стекольщиков. — Причем это случилось, когда мы еще жили вместе. То есть это был скорее бизнес от скуки. Я ее, конечно, отговаривал: сейчас в принципе сложное время для предпринимательства. Но она настояла и занялась ритейлом. Бизнес у нее есть до сих пор, но пока он остается убыточным. Однако если ей это доставляет удовольствие — пусть занимается, должна же быть какая-то отдушина. Тем более теперь мы не живем вместе».

Точка зрения 2. Женский бизнес не отличается от мужского.

«В бизнесе для меня нет разницы, кто передо мной — мужчина или женщина, — уверяет бизнесмен Сергей Родькин. — Честно сказать, мне даже приятнее общаться с «зубастыми» женщинами, которые знают себе цену, рьяно отстаивают точку зрения и даже могут «вкрутить» мужику. К тому же считаю, что женщины часто очень хорошие руководители — они могут организовать свой бизнес по-семейному, больше заботятся о своих сотрудниках».

Интересно, что 15% читателей DF считают, что гендерный вопрос в воронежском бизнесе есть, но вести дело проще как раз женщинам. А что думаете вы?

Все материалы спецпроекта — по ссылкам!