2 ЯНВАРЯ 2020 года 15:00

Встречают
по одежке

Как бум онлайн-байеров в Воронеже ломает рынок модных бутиков?
Изображение 849356 с сайта Pixabay
Елена Тюрина
«Домашние» шоурумы не всегда ведут честную игру, — говорит владелица Buonvicini fashion studio Наталия Воронкова. — Они, как и бутики, получают оптовую цену, но ввозят товары в страну в «черную» – при пересечении границы не платят таможенные пошлины. У них нет существенных расходов на содержание шоу-рума, где, как правило, хозяин и продавец – один человек. Поэтому они могут сделать минимальную наценку. Но среди их аудитории нет клиентов бутиков, которые приходят не только за люксовыми вещами, но и за эмоциями».
CПРАВКА

Байер — эксперт, который ориентируется в новинках и тенденциях современной моды, формирует модные коллекции для магазинов и просчитывает их окупаемость. Сегодня байерами себя также именуют те, кто собирает заказы на брендовую одежду и через интернет закупает импортные вещи не для бутиков, а напрямую для своих заказчиков.

Как байеры продают брендовые вещи
по низкой цене?

Мы беседуем с онлайн-байером Еленой Колокольниковой, на «Инстаграм» которой подписано 3 тыс. человек, в ее квартире, адаптированной под шоурум. На деревянных стеллажах стоят в ожидании заказчиков туфли, сапоги, сумки трех брендов и неразобранные массивные коробки с товарами из Америки (невольно вспоминается эпизод из «Самой обаятельной и привлекательной» с покупкой героиней заграничных туалетов на квартире). Ее телефон буквально плавится от нескончаемого потока сообщений — в одном из аутлетов стартовала распродажа в честь черной пятницы, и клиенты присылают ссылки с просьбой выкупить товар.

«Недавно, например, я заказала пуховик Tommy Hilfiger за 12 тысяч рублей с учетом доставки, а в российских магазинах он стоит около 30 тысяч, — рассказывает Елена. — При чем в Америке в периоды скидок его можно найти даже за 7-9 тысяч рублей».

Настолько снижать цену позволяет как то, что байеры могут все свое свободное время посвятить отслеживанию акций и скидок, так и то, что они не несут тех расходов, что владельцы бутиков. На первом месте это, разумеется, аренда — особенно существенная статья расходов для бутиков в центре на красной линии (а именно там расположено большинство магазинов с модными и дорогими брендовыми вещами) — 2-6 тыс. рублей за «квадрат». В конечной стоимости вещи, по словам владельцев бутиков, аренда может составлять 10-20%. Плюс зарплаты сотрудникам. На провозе/доставке вещей через границу, как уже говорилось выше, байеры, работающие на себя, также экономят — им это обходится минимум в 3 раза дешевле.

Подробнее ценообразование при покупке брендовой вещи через онлайн-байеров см. на схеме.

В последние несколько лет число онлайн-байеров в Воронеже резко выросло. Только в «Инстаграме» можно найти сотни таких аккаунтов.
Что для вас важно при выборе заправки?

Почему количество онлайн-байеров достаточно быстро растет?

Причина 1. Низкая стоимость вещей через байеров привлекает все больше покупателей, особенно на фоне снижения покупательской способности.

Да, в целом у постоянных покупателей люксовых бутиков уровень доходов остался на прежнем уровне. Но у тех, кто делал такие покупки изредка и копил на них, сегодня реальные доходы снизились. Плюс через онлайн-байеров делают покупки и те, кто хочет носить брендовую одежду, но не может себе позволить купить ее в бутике.

В среднем в месяц покупки у Елены Колокольниковой совершают около 40 человек. Когда на американских сайтах начинаются масштабные распродажи — в июле-августе и ноябре-декабре — количество клиентов резко увеличивается.

«В прошлую черную пятницу я спала буквально три часа, — рассказывает онлайн-байер. — А в 2018 году, в ноябре-декабре — время черной пятницы и рождественских скидок на Западе, — я сделала заказы для 560 человек, не только из Воронежа, но и из других городов».

Причина 2. Заказать вещи через байеров проще, чем самостоятельно.

Да, заказать часть брендовых вещей можно и самостоятельно, без посредников в виде онлайн-байеров. Особенно если вы ориентируетесь в американских или европейских интернет-магазинах. Но головной боли и хлопот это существенно прибавит.

«Например, покупатель хочет заказать брендовую рубашку, — рассказывает Елена. — Я заказываю ее на американском сайте, как обычный интернет-покупатель — частное лицо. Только в адресе доставки указываю не свой российский адрес, а американский. Это адрес склада, его можно получить у службы международной доставки, которая и будет потом доставлять товар. Склады у большинства международных служб доставки находятся в двух штатах — Пенсильвании и Делавере. Но выгоднее заказывать в Делавер, потому что там действует безналоговый режим. В Пенсильвании нет налога только на одежду и обувь, а, например, за сумку уже придется заплатить где-то 7-8 долларов».

После того как заказ пришел на американский склад посредника, его отправляют в Россию по адресу реального места жительства байера. Тому же нужно перевести деньги за доставку и страховку и заполнить таможенную декларацию.

Причина 3. Через онлайн-байера можно заказать те вещи, которые не представлены в местных бутиках.

По сути, вы сами можете зайти на сайт любого зарубежного онлайн-магазина и выбрать именно то, что вы хотите. Найдете ли вы это даже в люксовом бутике в Воронеже — еще вопрос.

Владелец детского бутика «Мишель Монтень» Александр Донкарев рассказывает, что на заказных сессиях байеры всегда вносят свои элементы в модели, что создает небольшую индивидуальность каждого бутика.

«У нас была проблема, когда мы сделали заказ на спортивные костюмы, нам привезли брюки, а верх не отшили, — рассказывает Александр Донкарев. — Мы вернули брюки, а нам – деньги, но мы-то остались без этой модели. Или — заказали пуховки, внесли предоплату, через 2 месяца партнеры сообщили, что не смогут нам отшить партию. Мы экстренно стали искать других производителей».

Чтобы избежать таких сложностей, многие бутики отказываются от подобного решения. В итоге получается, что все продают товары только самых популярных брендов. А другие приходится искать самостоятельно.

Причина 4. Развитие интернет-торговли в целом.

Число людей, которые готовы покупать одежду через интернет, постоянно растет. Так, по данным исследования «Яндекс.Маркета», в 2019 году уже 42% россиян периодически заказывали товары онлайн. В 2017 году таких было 30%, а в 2015 году — 21%.

Причина 5. Почти нулевой порог входа в этот бизнес.

«С клиентами работаю по 100%-ной предоплате, так как вначале были случаи, когда я по наивности заказывала вещи за свои деньги, а человек потом пропадал», — рассказывает Елена.

При этом, даже если взять вознаграждение байера за заказ одной вещи в 1 тыс. рублей (см. схему ценообразования на полях), то в месяц он может заработать от 40 тыс. рублей. А во время распродаж — 200 тыс. в месяц и больше. Да, в первое время могут потребоваться деньги на раскрутку аккаунта в «Инстаграме». Но начать можно с 10 тыс. рублей, постепенно подключится сарафанное радио, и подписчики начнут приходить сами.
Александра Тищенко
руководитель межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Лига потребителей»
Как застраховаться от брака, делая покупку через онлайн-байера?
При заказе у байера через интернет нужно обязательно уточнить его ФИО, место регистрации и дату рождения (конечно, он должен показать вам эти данные в паспорте). Когда будете переводить деньги байеру на карту, обязательно укажите назначение платежа. Например, «за покупку сумки Michael Kors». То есть нужно обязательно указать не только что это за вещь, но и ее бренд. Тогда, если пришел некачественный товар или он не соответствует нужному размеру, покупатель вправе потребовать от байера вернуть деньги. Кстати, если заказ был сделан у крупного бренда, представительство которого есть в России, можно обратиться с претензией в него. Разумеется, если товар подлинный.

Смогут ли онлайн-байеры серьезно повлиять на работу бутиков?

Мнение 1. Существенного оттока покупателей из бутиков не произойдет.
Индивидуальный предприниматель, визажист Ольга Иванникова заказывала одежду через онлайн-байеров уже несколько лет, когда ей пришли туфли известного бренда с дефектом — был стесан каблук. Девушка, через которую она заказывала, предложила ей оформить возврат. Но Ольга отказалась, потому что стоимость возврата была практически равна цене туфель. Владельцы бутиков считают, что те, кто не готов рисковать (в магазин вещь можно вернуть), будут продолжать покупать в офлайне.

«Поход за покупками — это потребность не только в новой одежде, но и в эмоциях от атмосферы бутика. И для аудитории нашего уровня это важно», — убежден Александр Донкарев.

Наталия Воронкова добавляет, что в бутике помогают выбрать из уже сформированной коллекции то, что действительно подходит человеку, тогда как онлайн-байер вряд ли сможет дать такую консультацию:

«Чтобы заказывать и продавать одежду соответствующего уровня, ее нужно носить самому. Сможет ли сделать грамотный заказ Brunello Cucinelli человек, который одевается в магазине массового бренда? Вопрос риторический».
Мнение 2. Часть покупателей уйдет к онлайн-байерам уже скоро.
Да, вся торговля постепенно уходит в интернет. Но будет ли это касаться и люксового сегмента уже в ближайшей перспективе (1-2 года)? В Воронеже все же невысокий процент премиум-сегмента. Часть посетителей бутиков — те, кто ходят туда нерегулярно, всего за несколькими вещами в год, ради того, чтобы похвастать известным брендом. По мнению Елены Колокольниковой, такие люди обязательно воспользуются возможностью купить те же вещи дешевле. Кроме того, заказав их у онлайн-байера, они сэкономят время на поездку в бутик. Да, таких покупателей немного — 5-10% посетителей люксовых бутиков. Будет ли их отток в сегодняшней ситуации на рынке ощутимым для премиальных магазинов? Их владельцы предпочитают не комментировать этот вопрос.

Правда, кроме рыночной конкуренции и перечисленных плюсов и недостатков покупок как в бутиках, так и у байеров, есть еще один нюанс. Российское законодательство ужесточается. И президент уже подписал закон об отмене ЕНВД с 2021 года. В этом случае бутикам придется переходить на другую систему налогообложения (например, на упрощенку — 6%), а это неизбежно приведет к повышению стоимости одежды. Тогда как у работающих на себя байеров роста цен не будет. Как тогда изменится расклад сил на рынке? Но это будет уже другая история.