28 февраля 2019 года 13:45

Дороже денег

Воронежские автосервисы массово отказываются от ремонта по ОСАГО. Что делать автомобилистам?
адвокат по автомобильному и страховому праву
В наше бюро все чаще приходят автомобилисты с одной и той же историей: после ДТП страховая компания направляет их на станцию техобслуживания (СТО), те смотрят повреждения и говорят: мест нет. Владелец авто возвращается через неделю — тот же ответ.
Виталий Застрожнев — адвокат адвокатского бюро «Дмитриев и партнеры». Бюро специализируется на разрешении финансовых, корпоративных, земельных, семейных, жилищных, наследственных, трудовых, налоговых, автомобильных и страховых споров.

Что происходит: ситуация глазами автомобилистов

В отношении договоров ОСАГО, заключенных после 28 апреля 2017 года, начало действовать правило возмещения вреда путем ремонта. Пик, когда автомобилисты начали массово обращаться за ремонтом после ДТП, пришелся на вторую половину 2018 года. И только в наше бюро за это время обратилось около 30 автомобилистов с одним и тем же набором проблем.

В каком-то смысле ремонт может быть выгоден автомобилистам. Ремонтировать обязаны без учета износа запчастей. Износ же может быть и 50%. То есть раньше человеку ничего не оставалось, как за эти деньги устанавливать б/ушную запчасть либо доплачивать самому за новую. Теперь же ему обязаны установить новые, оригинальные (кроме отдельных случаев, когда все же требуется доплата — например, если стоимость ремонта превышает 400 тыс. рублей).

Не тут-то было. Типичный пример: владелец Mitsubishi Outlander после ДТП обратился в свою страховую компанию — «ВСК», та направила его на СТО, где автомобиль на ремонт принять отказались: якобы на ближайшее время мест на обслуживание нет. И таких случаев десятки. Автомобилисты приходят на СТО по направлению их страховой компании. Там им отказывают в ремонте. Автомобилисты ждут месяц (по закону авто обязаны отремонтировать в течение 30 дней), но ситуация не меняется. Их машину не собираются ремонтировать, часто даже не объясняют отказ, ограничиваясь ответом: «Как будут места, мы вам позвоним». Поход в страховую компанию же нередко приводит к направлению на другую СТО, где ситуация с точностью повторяется.
Документы, подтверждающие отказ в ремонте, а также решение Ленинского райсуда Воронежа по этому делу имеются в распоряжении DF.

Что думают по этому поводу владельцы автосервисов

«Да, 10-15% клиентов, приходящих по ОСАГО, я отказываю, — заявляет владелец автосервиса ESG Станислав Ермошин. — А что мне остается делать? Тех, кто приходит ремонтироваться от страховых, у меня уже около 50% клиентов. Объем большой, но чаще всего я выхожу в ноль, а иногда даже и в минус. Я уже вообще не вижу смысла в такой работе! Но полностью отказаться от работы со страховыми не могу: это отток слишком большого числа клиентов. Раньше, когда были денежные выплаты, люди приезжали ко мне ремонтироваться за полученные от страховой деньги после ДТП. Теперь же таких клиентов нет. Приезжают на ремонт по страховке по новым правилам. Если же я всем им откажу, то потеряю даже не половину клиентов, а больше. Сегодня он пострадавший и пришел на ремонт, который должна оплатить страховая. Я ему откажу, завтра он не придет и за свои ремонтироваться, когда будет, например, виновником ДТП. В итоге приходится отказываться только от самых убыточных случаев, а даже при нуле прибыли соглашаться».

По словам предпринимателя, цены в справочнике Российского союза автостраховщиков (РСА), по которым и рассчитывается сумма ремонта (его автосервису оплачивает страховая), значительно ниже рыночных.

«По закону я должен поставить новые запчасти, — возмущен Ермошин. — Но в справочнике цена на бампер иномарки — 8 тысяч рублей, а в реальности — 14 тысяч. И что я поставлю клиенту за 8? Китайский? Который на 5 сантиметров короче и не натянется? Как-то к нам пришел владелец «Соляриса», которого страховая уже 3 раза гоняла по разным сервисам: везде ему отказывали в ремонте. В итоге он плюнул и доплатил со своих. Иначе скитания по сервисам могут длиться и полгода. А что делать, если, например, колесный диск стоит 25 тысяч рублей? Он явно поврежден настолько, что нужно менять. А страховая отправляет на ремонт с суммой в 7 тысяч рублей. А остальные кто, автосервис должен из своих заплатить?»

А что отвечают страховщики?

Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс подчеркивает, что стоимость автозапчастей в справочнике РСА, по которому оплачивается работа автосервиса, актуализируется 2 раза в год. «Последний раз справочники были актуализированы 1 декабря по обновленной методике — не по 15 экономическим регионам, а по 86 субъектам. Пересчет в среднем повысил стоимость запчастей на 6,5%. Соответствие цен рыночным проверено по всем регионам, от Калининграда до Владивостока. Сама же методика оценки утверждена Центробанком, — отметил он. — Если кто-то отказывается ремонтировать по ним, то обязательно сообщайте о таких случаях в РСА. Но насколько нам известно, некоторые автосервисы даже готовы давать скидку, лишь бы крупные страховые компании отправляли клиентов к ним на ремонт. Поток клиентов, приходящих по ОСАГО, стал настолько велик, что он перекрывает все расходы сервисов. Те, кто говорит, что им ремонтировать невыгодно, лицемерят».

Гендиректор «Института страхования» Всероссийского союза страховщиков Павел Самиев считает, что в ближайшее время правила ремонта по ОСАГО не будут меняться: «ОСАГО для страховых компаний традиционно было убыточным. Прежде всего из-за мошеннических действий автоюристов, перекупавших права автомобилистов и требовавших со страховщиков не только повышенных выплат, но и взыскания различных штрафов по формальным поводам. С введением же возмещения ущерба в виде ремонта юристы перестали быть заинтересованы в скупке требований. И убыточность по ОСАГО снижается. Да, расходы на ремонт могут оказаться для страховщика даже выше: износ деталей не учитывается. Но это все равно выгоднее. Думаю, что в ближайшее время продолжит работать именно такая схема».
Что делать, если вы оказались
в такой ситуации?
Рекомендация 1. Если на СТО не принимают ваш автомобиль, попросите, чтобы на направлении вам поставили запись: «Не можем принять автомобиль на ремонт. Должность, ФИО, дата, подпись сотрудника СТО». Затем обратитесь к страховщику с заявлением о выдаче направления на другую станцию, приложив к нему копию направления с записью СТО о невозможности принять автомобиль. Либо вы можете сразу написать заявление о выплате вам компенсации деньгами. Некоторые страховые компании соглашаются на такой вариант сразу после первого отказа автосервиса. Попросите сотрудника страховщика оставить на вашем экземпляре запись: «Заявление принял должность, ФИО, дата, подпись» — или отправьте эти документы по адресу страховщика ценным письмом.

Рекомендация 2. Если в автосервисе отказываются делать запись на вашем направлении, зафиксируйте на видео или аудио общение с его сотрудниками. Обязательно озвучьте на камеру или диктофон, где вы находитесь, заснимите вывеску, наименование улицы, номер дома, затем переходите к диалогу. Нелишним в такой ситуации будет взять с собой товарища, который сможет подтвердить произошедшее в суде. К заявлению страховщику с требованием выплатить компенсацию деньгами приложите диск с записью.

Рекомендация 3. Если страховщик отказывается выплатить компенсацию, напишите претензию с требованием произвести выплату (ответ на вашу претензию он должен дать в течение 10 дней). После того как уже вторая станция техобслуживания вам отказала, обращайтесь с исковым заявлением в суд. Подать претензию можно в тот же день, когда вы получили отказ от страховой. Бороться есть за что. Владелец Outlander, о котором мы уже говорили выше, после того, как ему отказали в ремонте в автосервисе, потребовал с «ВСК» денежную выплату. Страховщик выплатил 15 350 рублей. По оценке же независимой экспертизы, ущерб от ДТП составил более 42 тыс. рублей. После получения данных оценки страховщик доплатил еще 3 тыс. рублей. По суду же с учетом неустойки, судебных и прочих расходов удалось взыскать еще 33 тыс. рублей. В моей практике были случаи, когда выплату увеличивали и на 100 тыс. рублей.