21 ФЕВРАЛЯ 2019 года 12:00

Мультфильм «Снежная королева–3: Огонь и лед»

De Facto представляет топ выстреливших проектов
Маркетинговое агентство «Знак» и медиагруппа De Facto провели совместное исследование, в ходе которого экспертное деловое сообщество Воронежа назвало прорывные, экономически успешные и новые для рынка проекты, реализованные местными компаниями. Кто вошел в число лидеров?
В чем заключается проект
Мультфильм воронежской студии Wizart Animation в технике 3D-анимации стал самой дорогой анимационной картиной в России в 2016 году. Картину создал режиссер Алексей Цицилин в соавторстве с Робертом Ленсом, который ранее участвовал в создании диснеевских мультфильмов «Король Лев», «Красавица и чудовище», «История игрушек», «Шрек» и других. Мультфильм продолжает историю героев первых двух частей «Снежной королевы».
Кто реализует
Wizart Animation основана в Воронеже в 2011 году. Основным собственником студии, согласно ИАС Seldon.Basis, является Юрий Москвин (76%). Гендиректор — Алексей Леонов, продюсер — Владимир Николаев. Кроме «Снежной королевы» студия получила известность благодаря мультфильму «Волки и овцы», в 2017 году снимала 2-ю часть «Котенка с улицы Лизюкова». Сейчас студия работает над мультфильмом «Руслан и Людмила», сериалом «Герда и храм чудес. Снежная история», над вторым сезоном мультсериала «Йоко». Права на показ последнего уже выкуплены американским сервисом Netflix, известным в России по «Карточному домику».
Инвестиции в проект
Производство «Снежной королевы-3» обошлось в 360 млн рублей.
На какой стадии находится проект
  • 2015-2016 — работа над мультфильмом
  • конец 2016/начало 2017 — начало проката
  • 2019 — выход на экраны следующей, 4-й части
Что дал самой компании
Мировые сборы третьей части мультфильма оказались самыми масштабными — более $23 млн. Полученную прибыль в студии не раскрывают. Чистая прибыль компании, по данным ИАС Seldon.Basis, в целом за 2017 год составила 12 млн рублей. Наибольший успех мультфильм получил на достаточно закрытом китайском рынке — около $10 млн. После выхода третьей части воронежская студия подписала соглашение с китайским дистрибьютором HY Media на частичное финансирование четвертой части («Снежная королева: Зазеркалье» вышла в прокат в этом году). Ведутся переговоры об отрисовке китайскими партнерами пятого мультфильма.
Что дал рынку (потребителю)
Один из немногих отечественных мультфильмов, выполненных в технике 3D. Вышедшие примерно в одно время с ним другие анимационные российские фильмы использовали 2D-анимацию («Иван-царевич и Серый волк-3», «Бременские разбойники» и др.). Мультфильм посмотрели 1 млн 100 человек.
Николай ШАЛЫГИН,
директор кинотеатра «Пролетарий»
Картины воронежской студии могут составить конкуренцию западным проектам в российском прокате

Успех третьей «Снежной королевы» продолжает играть на имидж студии и на спрос на ее следующие продукты. Так, четвертый релиз мультфильма по заполняемости прошел у нас лучше столь популярной франшизы «Елки» и почти равен показателям «Трех богатырей». Прежде всего, конечно, за счет большого количества зрителей с детьми в длинные праздники. Выручка от проката последней «Снежной королевы» по итогам первых 10 дней 2019 года на 25% превысила сборы от третьего мультфильма. Хотя, конечно, нужно учитывать и рост цен на билеты с момента старта предыдущей части. Однако отмечу, что по наработке на сеанс «Королева» все-таки уступила голливудскому мультфильму «Гринч — похититель Рождества». Конкуренция с зарубежной анимацией по-прежнему остается основным вызовом для воронежской студии.

«
Президент ГК «Семь дней» Александр Нелюбов
Продюсер студии Wizart Animation Владимир Николаев

«В российском прокате мультфильмы независимо от их качества сваливаются в братскую могилу»

«В китайском прокате есть понятие «блекаут» — период, когда на экраны выходят фильмы и мультфильмы только китайского производства. Он может длиться от двух недель до нескольких месяцев. У нас же под этот Новый год в кино была очередная братская могила — в одно время вышли и зарубежные, и оте­чественные мультфильмы. И конкретно недополучили все. Если под российские фильмы еще научились расчищать место в прокате, то анимация пока вне поля зрения государства. И если я считаю, что среди российской анимации у нас практически нет конкурентов, только коллеги, то тягаться с диснеевскими мультфильмами по бюджетам мы не можем. Поэтому мы изначально ориентировались зарабатывать на зарубежных рынках. Но там ситуация также не столь простая. Несмотря на хорошие сборы, получить роялти не так просто, как кажется: выставляются огромные бюджеты на маркетинг, на которые мы фактически не можем повлиять. Пока с такой ситуацией приходится мириться: еще недавно российской мультипликации вообще не было на карте мира.»

«Получить господдержку несложно. Если не лезть в политику»

«Однако сказать, что господдержки нет совсем, было бы неправильно. Мы, например, получаем до 30% финансирования на большую часть мультфильмов из Фонда кино. То, что получить господдержку сложно, — миф. На сайте есть открытая форма заявки, заполняете ее. Дальше единственный критерий отбора — качество вашего сценария. Рассматриваются художественная ценность и перспективы в прокате. Никакой особой цензуры там нет! И предпочтительных тем тоже. Напротив, развлекательному кино гораздо проще получить дотацию, чем идеологическому. Комиссия Фонда кино открыто говорит: не пытайтесь снять фильм условно про Крым, чтобы получить финансирование. Наоборот, тогда мы будем читать его сценарий с лупой. Наши мультфильмы по понятным причинам таких тем не поднимают, нам проще. Хотя кроме развлекательной составляющей мы стараемся заложить в каждый мультфильм посыл для зрителей. Например, в 3-й «Королеве» это ценность семьи. Вероятно, это одна из причин, по которой эта часть так хорошо зашла в Китае, где вопрос отношений поколений стоит весьма остро.»

«Любой политический катаклизм — будем мультики на картонке рисовать»

«Еще одна проблема, решение которой невозможно без участия государства, — создание собственного софта. Вся российская анимация находится на пороховой бочке: любой политический катаклизм — и мультики мы будем рисовать на картонке. Для себя мы пытаемся решить этот вопрос: две трети софта делаем сами. Но выводить его и на другие студии за свой счет мы не готовы. Сейчас обсуждаем эту проблему.»

«Надеюсь, что Дом анимации не станет очередным мертвым кластером»

«С западными студиями непросто конкурировать не только по бюджетам, но и по зарплатам. Те, кто готов полностью поменять свою жизнь, уезжают туда. Но мы сами постоянно растим себе новые кадры. В школе анимации ежегодно выпускаем 110 человек, 20 из них берем на стажировку. Думаю, интерес удастся повысить со строительством Дома анимации. Сейчас мы работаем в спартанских условиях, не можем больше 10 школьников одновременно пригласить на экскурсию. Да, есть масса примеров, когда подобные проекты не работают. Строятся целые кластеры, но реальные продукты там не создаются. Примеры есть во многих городах. Но я уверен, что Дом анимации не станет очередным таким мертвым кластером. Потому что мы идем не от желания построить что-либо для галочки, а от уже работающих проектов, кружков, людей, которые готовы творчески самореализовываться, создавать под эгидой более опытных специалистов короткометражки. Если не создавать такие проекты, то лет через 20 на наших экранах будут только китайские мультики: китайцы в каждой области понастроили по такому Дому анимации, аниматоров готовят с детства.»

»