27 февраля 2018 года 13:00

Сориентироваться по карте

Как маршрутки Воронежа будут переводить на безналичную оплату проезда?
В начале марта мэрия Воронежа начнет масштабное изменение на рынке пассажирского транспорта. По задумке властей, к середине года все перевозчики должны оборудовать свой подвижной состав банковскими терминалами, а трендсеттером выступит муниципальный «Воронежпассажиртранс». Разбираем, что ждет отрасль.

История вопроса

В разных форматах введение оплаты проезда с помощью IT-инструментария властями обсуждается на протяжении нескольких лет. Например, ранее подразумевалось, что проезд пассажиры будут оплачивать универсальной электронной картой. Но, как вы знаете, проект УЭК приказал долго жить.

В 2016 году был начат пилотный проект, который и станет прообразом той системы, к которой отрасль готовят сейчас. Спустя несколько месяцев Сбербанк и «Воронежпассажиртранс» запустили работу первых терминалов на муниципальных троллейбусах.

А в декабре 2017 года Александр Гусев (тогда еще в статусе мэра Воронежа) рекомендовал управлению транспорта ускорить перевод частных перевозчиков на безнал. Это должно произойти к началу второго полугодия 2018 года, учитывая, что по «Воронежпассажиртрансу» это произойдет несколько раньше (предприятие занимает около 12% рынка пассажирских перевозок регионального центра). Так декабрьская планерка в мэрии дала обратный отсчет в реформе заново. Посмотрим, что ожидает участников рынка.

Как будет выглядеть оплата проезда по безналу

Как будет реализована идея в деталях? Сейчас на этот вопрос можно ответить, взглянув на пример муниципального транспорта.

Примечательно, что врио мэра Воронежа Вадим Кстенин традиционно считается хозяйственником. Вместе с тем, новый глава города последовательно продолжает реализацию задач, начатых его предшественником, в том числе и по транспорту. В феврале этого года «Воронежпассажиртранс» объявил тендер, который, как видим, не предполагает затрат бюджета на перевод на безнал муниципальной части автопарка регионального центра.
250 терминалов
установят на муниципальных троллейбусах и автобусах
206 млн рублей
может составить объем платежей по безналу до 2020 года
12,1 млн транзакций
могут провести пассажиры «Воронежпассажиртранса»
Банк-эквайер будет обслуживать до конца 2020 года безналичные платежи за проезд в автобусах и троллейбусах «Воронежпассажиртранса» (после 2020-го контракт планируется продлевать). После заключения договора подрядчик в течение 50 дней установит в автопарке муниципального предприятия 250 терминалов. При этом «Воронежпассажиртранс» рассчитывает, что за 3 года объем платежей за проезд, проведенных картой, составит около 206 млн рублей. То есть речь может идти о 12,1 млн банковских операций. За свои услуги банк по мере оказания услуг получит порядка 5 млн рублей.
Что думают о проекте участники рынка
Очевидно, что в отрасли, где много наличных денег, очень трудно учесть интересы всех. Как это будет происходить? Власть свое мнение обозначила, слово участникам рынка.

Муниципальный перевозчик. Глава «Воронежпассажиртранса» Михаил Трофимов ожидаемо выступает за введение безналичной оплаты проезда. «Я считаю, что для введения оплаты проезда по безналичному расчету необходимо ввести дифференцированный тариф, как это существует в других регионах», — рассказывал Трофимов в интервью РИА «Воронеж».

Частные перевозчики. Некоторые предприниматели в свою очередь выступают против безнала. Один из старейших перевозчиков Воронежа на условиях анонимности в разговоре с DF отметил, что решения власти в развитии отрасли отвечают требованиям времени. Но, вместе с тем, ряд владельцев маршруток не хочется расставаться с частью доходов, которые могут выпадать. Также есть опасения по условиям использования банковских терминалов. «Никто не знает, как поведут себя терминалы в минусовую погоду. Нередки сбои процессинга банка, и будет ли связь выдерживать большой объем транзакций за короткий период времени?», — говорил перевозчик.

Впрочем, сейчас не все представители бизнеса на пассажирских перевозках неблагосклонны к неизбежным, судя по всему, переменам. Так, глава городского союза перевозчиков Дмитрий Крутских полагает, что комиссия банка составит 1,5-2% от транзакции. Вместе с тем, сейчас терминалами, по разным расчетам, поначалу готовы пользоваться около 10% пассажиров, следовательно общая недостача перевозчиками пока не оценивается как критичная.

Кроме того, это дополнительная возможность учета пассажиропотока. Но главное, подчеркивают предприниматели, это создание властями всей необходимой инфраструктуры, чтобы оборудование не простаивало.

Общественники. Как говорит сопредседатель воронежского отделения «Города и транспорта» Юрий Новиков, переход на безнал необходим прежде всего для того, чтобы «централизовать выручку» перевозчиков. А это в свою очередь позволит спрашивать с них жестче в вопросах обновления подвижного состава и общего наведения порядка в работе.

Потребители. Как следует из данных соцопроса независимой службы «Ваше мнение!» (опубликованы в декабре 2017 года «Абирегом»), сразу 40% жителей Воронежа готовы оплачивать проезд по карте (из них 21% — при отсутствии наличных).
Как видим, так или иначе все участники процесса готовы к важному рыночному изменению. По крайней мере, на словах. А власть, между тем, уже перешла от слов к делу, и совсем скоро мы узнаем, как за ней будут подтягиваться перевозчики.