29 мая 2017 года 14:00

Взять свое

Заказчики нашли новые способы не платить по тендерам. Что делать бизнесу?
Галина Белик
Руководитель адвокатского кабинета Белик Г.П. Галина Белик
«В августе прошлого года мы выиграли тендер на поставку школе Волгоградской области котла за 350 тысяч рублей, оборудование привезли вовремя. Но нам до сих пор не заплатили! Мотивируют это тем, что бюджет якобы денег не выделил. Но как они тогда вообще объявляли тендер? — удивляется коммерческий директор «БорКотлоМаша» Александр Докучаев. — Мы же потеряли не только эти 350 тысяч. Из-за того что мы лишились в нашем обороте этих средств, мы не смогли поучаствовать в нескольких более крупных тендерах — на несколько миллионов рублей. Упущенная выгода составила еще сотни тысяч рублей. Но по госконтрактам ее возмещение даже не предполагается».

Задержки и неплатежи по госзаказу начались еще несколько лет назад. Но способы, которые находят заказчики, чтобы полностью или частично уйти от платежа, изменились. Как с этим бороться?

Какие способы находят заказчики, чтобы не платить бизнесу

DF уже поднимал тему неплатежей по госзаказам: издание предвидело тенденцию еще в мае прошлого года. Однако если тогда речь шла о вполне легальных действиях в этой сфере: оплате поставок частями, сокращении объемов госзаказа, уменьшении средних сумм оплаты, то сегодня бизнес столкнулся с новыми способами, которые изобретают заказчики, чтобы не заплатить за выполненный контракт. Только в моей практике за последнее время было 5 случаев. Рассмотрим наиболее показательные из них.

Кейс 1. Весь 2016 год работа клининговой компании Екатерины Сноповой была поставлена с ног на голову: контракт с одной из воронежских больниц на несколько миллионов грозил обернуться не прибылью, а убытками.

«Некоторые месяцы мы работали в ноль, — рассказывает Екатерина Снопова. — Администрация больницы собирала комиссию из своих же сотрудников, которая находила нашу уборку якобы неудовлетворительной. Либо мы убирали вечером снег на улице, утром он опять выпадал, а заказчик заявлял, что мы ничего не делали. И отказывался оплатить нам услуги на 250 тысяч рублей. Ситуация повторялась несколько месяцев подряд. Мне приходилось направлять своих сотрудниц на повторную уборку. Можете себе представить, сколько нервов и сил уходило с их стороны? То же самое с техникой — гоняли ее на уборку снега по несколько раз. Менеджеру все время приходилось держать ситуацию на контроле: она уже только и занималась тем, что вела переписку с больницей».

Созыв комиссии из своих же сотрудников (то есть лиц, заинтересованных в том, чтобы не оплатить работу поставщика) в последнее время стал порочной практикой. Согласно п. 3 статьи 94 закона о контрактной системе, в государственной и муниципальных сферах заказчик имеет право проконтролировать выполнение работ (или поставку товара) подрядчиком с помощью как внутренней комиссии, так и с привлечением внешних экспертов. Но зачем привлекать последних, если можно пригласить своего же завхоза, еще несколько человек и поручить им найти «огрехи» в работе подрядчика? И в итоге не оплатить ему работу.

Кейс 2. Компания «Росстрой» должна была выполнить ремонт внутри нового здания за 45 дней. Однако владельцы помещения 40 дней не допускали подрядчика на свою территорию (хотя официальный допуск они оформили). Разумеется, за оставшиеся 5 дней «Росстрой» не справился со всем объемом работ. Заказчик за просрочку надеялся уменьшить сумму оплаты более чем вдвое. В итоге удалось решить вопрос мировым соглашением, но нервы и время уже были потрачены.
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (изменения вступили в силу с 08 апреля 2017 года).

Как подрядчику (поставщику) получить оплату в полном объеме

Рекомендация 1. Правильно организовать ведение документооборота при сдаче работы. В контракте чаще всего четко прописывается, после подписания какого именно документа (счета-фактуры, товарной накладной или акта сдачи-приемки) производится оплата. Если вы, как подрядчик (поставщик), даете на подпись заказчику свою типовую бумагу по сложившемуся у вас документообороту, а не по форме отчетного документа, определенного условиями контракта, заказчик ее может смело подписать и… не платить. Формально он будет прав: он «добросовестно» ждет от вас документ согласно контракту.

Как правило, в соответствии с условиями контракта датой поставки товара (выполнения работы) является именно дата подписания заказчиком товарной накладной или акта сдачи-приемки товара (работы).
Эти документы подписываются строго в момент передачи товара (работы). Никакие отсрочки здесь неуместны, иначе доказать, что вы выполнили и передали все согласно контракту, будет невозможно.
Более подробно о заполнении этих и других документов см. в конце текста.

Рекомендация 2. При поэтапных работах (поставках) подписывать акты приема после каждого этапа с обязательным перечислением выполненного (поставленного). Например, «Росстрой» проводил ремонт в здании больницы. Выполнив ремонт в одном кабинете, он перешел в другой, не подписывая никаких документов с заказчиком. Последний же быстро собрал комиссию из своих сотрудников, осмотрел еще не отремонтированный кабинет и заявил, что подрядчик в этом месяце не делал ничего. И поэтому оплату за этот период из общей стоимости контракта необходимо вычесть. Доказать, что вы тем временем добросовестно ремонтировали другой кабинет, будет очень трудно. Поэтому необходимо не только подписывать с заказчиком документы на каждом промежуточном этапе, но и указывать в них, что именно было сделано (в данном случае обязательно было указание номера отремонтированного помещения, перечисление видов работ).

Далее схема действий такая же, как и при подписании документов после завершения полного объема работ. Не имеет значения размер суммы: за каждое дробление цены контракта нужен такой же пакет документов, как и при оплате полной стоимости.

Рекомендация 3. Подписывать со своей стороны акт об оказанных услугах (поставленном товаре), даже если заказчик отказывается это сделать. Компании Сноповой заказчик в итоге выплатил всю сумму по контракту. Но это произошло только благодаря грамотному документообороту. В случае с уборкой (да и ряда других услуг) очень сложно по прошествии времени доказать, действительно ли вы их качественно выполнили. Если заказчик отказывается подписать акт выполненных работ, считая их некачественными или никак не объясняя свой отказ, вы, как подрядчик (или поставщик), обязательно подпишите акт со своей стороны и сделайте на нем отметку, что заказчик от подписания отказался. Продублируйте акт по почте, обязательно указав в письме, что такого-то числа мы уже приносили его вам на подпись, но вы его подписать отказались, поэтому направляем вам документ повторно. Число почтового отправления будет свидетельствовать о том, что вы свои обязательства выполнили в срок.
Если вы по требованию заказчика устранили какой-либо недочет — опять несите ему на подпись акт и дублируйте по почте с указанием, что работы были проведены повторно.
В случае если вас, как «Росстрой», не допускают к выполнению работ, также необходимо направить письмо с требованием о допуске к работам с указанием даты письма и предупреждением заказчика о том, что задержка может привести к срыву сроков выполнения работ по контракту по вине заказчика и переносу срока на период задержки.

Рекомендация 4. Будьте готовы привлечь независимых экспертов, чтобы доказать качественное выполнение вами работ (качество поставленного товара). Но если заказчик сможет доказать, что работы выполнены некачественно, подписанный только вами акт судом может быть признан недействительным. На что будет ссылаться заказчик, доказывая, что вы что-то сделали не так? Как раз на заключение той самой комиссии, которую он вправе собрать из своих же сотрудников. Важно присутствовать при проведении этой экспертизы. И если вы не согласны с ее заключением, как можно быстрее привлечь независимую организацию. Делать это придется за свой счет. Но это выйдет дешевле, чем если вашу работу полностью не оплатят. Тем более если вы окажетесь правы, расходы можно будет взыскать в судебном порядке.
П. 4 ст. 753 Гражданского кодекса.
Как найти независимого эксперта? Он может быть из любой экспертной организации, имеющей лицензию на проведение работ в вашей сфере. Например, правом проведения экспертиз обладает Торгово-промышленная палата Воронежской области.
Желательный стаж — не менее 5 лет. Перед тем как заказать услугу, вы можете проконсультироваться с подрядной организацией и сделать предварительные выводы, стоит ли проводить экспертизу либо результат, скорее всего, будет не в вашу пользу. Вы также можете написать заявление о присутствии при проведении экспертизы. Увы, согласно п. 8 ст. 94 того же закона о контрактной системе «заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара ..., в случае если выявленное несоответствие устранено исполнителем». То есть, если вашу работу сочтут некачественной и вы ее переделаете, вам могут все равно ее не оплатить: заказчик «вправе не отказывать», а вправе и отказать. Поэтому лучше приложить все усилия, чтобы выполнить условия контракта на должном уровне с первого раза. И если заказчик с этим не согласен — доказать, что работа выполнена добросовестно.

Рекомендация 5. Подстраховать риски в случае начала работ до завершения тендера. К сожалению, реальность ведения современного бизнеса такова, что многие подрядчики начинают работу де-факто, а потом оформляют ее де-юре. В этом случае вы можете заключить предварительное соглашение с физлицом о начале работ, а уже потом заменить его госконтрактом.

Поменять сложившиеся правила игры в госзаказе мы вряд ли сможем, а вот отстоять свои права в его рамках возможно, если следовать всем перечисленным рекомендациям.
Как должны быть оформлены документы при поставке товара/сдаче работ
Акт взаимосверки. В акте сверки фиксируется образовавшийся размер задолженности после принятия товара (выполненной работы). Строгих требований как к оформлению акта взаимосверки, так и к периодичности их составления нет. Акт сверки взаимных расчетов оформляется по состоянию на день обращения поставщика. В нем указывается наименование операции, документы, дебет и кредит. Как правило, подписывается теми же лицами, которые действовали от имени заказчика и поставщика в госконтракте, и заверяется печатями. Счет на оплату выставляется заказчику как подтверждение того, что ожидается расчет, он может быть выставлен в любое время, а счет-фактура выставляется заказчику после отгрузки ему товара и является основанием для зачета НДС.

Акт приема-передачи может быть исполнен в свободной форме. Однако недобросовестный заказчик может предъявить претензии, например, об отсутствии комплектующих или поставке иного товара, более дешевого, худшего качества (о некачественном выполнении работ или даже повреждении имущества заказчика во время выполнения работ). Поэтому подрядчику необходимо указать перечень работ, а поставщику конкретизировать характеристики товаров с их индивидуальными признаками (сведения могут быть получены из каталогов изготовителя, технического паспорта, инструкции по эксплуатации, гарантийной документации, сертификата соответствия и пр.). Степень конкретизации характеристик товара зависит от специфики товара.

Кроме подробной характеристики передаваемого товара (работы) необходимо указать в акте, что товар или результат работы осмотрен и принят, заказчик претензий к составу, внешнему виду и качеству не имеет и товар может быть применен по назначению. Если заказчику необходимо проверить работоспособность товара — лучше потратить время и проверить это вместе, но подписать необходимые документы в момент его принятия. Если у заказчика имеются какие-либо претензии, необходимо на месте все выяснить и в случае, если вы с ними согласны, зафиксировать в акте перечень исправлений, которые вы должны внести и которые будут учитываться при подписании нового акта. Если вы с претензиями не согласны, немедленно составляйте протокол разногласий и фотографируйте все «недостатки».

Товарная накладная. Форма товарной накладной (унифицированная форма ТОРГ-12) и указания по ее заполнению утверждены постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132. Товарная накладная должна подписываться руководителем компании и главным бухгалтером либо уполномоченными ими лицами (в этом случае правомочие обязательно должно быть оформлено приказом или доверенностью, копию которой лучше приложить к подписанному акту). Доверенность допускается не нотариальная, а в свободной форме, с указанием того, кто доверяет, паспортных данных и полномочий того, кому доверяют, и образец его подписи.