24 ИЮНЯ 2021 года 15:30

Дао Воронеж

Бережливые подходы в госуправлении: что они дают воронежцам?
Воронежская областная дума
партнерский материал. СОВМЕСТНО С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Партнерский материал — проект, созданный вместе с рекламодателем и для него. От обычной рекламы он отличается тем, что производится под особым контролем редакции DF. И это обеспечивает читателям увлекательный контент, а рекламодателю — усиленную отдачу от размещения на нашем портале.
А вам когда-нибудь приходилось писать жалобу на вашу УК? Сколько времени вы ждали ответа? В рамках одного из проектов «Бережливого правительства» срок реакции на такую жалобу со стороны ГЖИ сократился с 60 до 5 дней. Какие еще изменения почувствовали воронежцы за год, с момента официального старта проекта «Бережливое правительство»? Как воспользоваться нововведениями и что еще планируется реализовать?
Государственная жилищная инспекция

Что такое «Бережливое правительство»?

«Бережливое правительство» – это проект, направленный на внедрение принципов бережливого управления во все учреждения бюджетной сферы. Его главная цель – повышение эффективности взаимодействия с воронежцами, что позволяет ускорить их обслуживание и сделать его комфортнее.
Во многом бережливое госуправление основывается на традиционных принципах бережливого производства, известных многим по Дао Toyota. Например, убираются дублирующиеся процессы. Так, многодетные семьи в Воронежской области могут получать от 5 до 22 различных выплат. И на каждую из них приходилось собирать новый пакет документов, при этом часть из них уже подавались на прошлые выплаты, но их необходимо было предоставить еще раз. На базе соцзащиты Советского района был реализован бережливый проект, благодаря которому документы на все выплаты можно подать за 1 раз. К традиционным принципам добавились элементы цифровизации, и часть документов запрашивается ведомствами друг у друга напрямую в электронном виде.
Игорь Лотков
руководитель секретариата губернатора Воронежской области
Все проекты для внедрения бережливых методик мы отбираем по принципу социальной значимости. Многие воронежцы пользовались платными услугами, например, в медицине, и им есть с чем сравнить, когда они приходят в бюджетные учреждения. Конечно, полностью довести сервис до уровня платных услуг мы не сможем. Ведь наша задача, чтобы они оставались доступными и массовыми. Но за счет внедрения бережливых методик мы можем устранить многие бюрократические моменты и, по крайней мере, существенно улучшить качество сервиса и скорость оказания услуг.

Что получают воронежцы от реализации бережливых проектов?

Рассмотрим на примере проектов, реализуемых в этом году.
1. ЖКХ
Электронное взаимодействие, схожее с тем, что позволило сократить сроки рассмотрения жалоб (применяется между ГЖИ и УК), теперь внедряется в Фонде капремонта. Наболевшая проблема: Фонд привлекает подрядчика на определенный вид работ, тот выполняет работу некачественно или срывает срок. Из-за больших объемов контролировать одновременно всех подрядчиков непросто. И часто «сбой» первыми замечают сами жители дома или представители УК. Теперь они также могут сообщить о проблеме в электронной форме, а Фонд оперативно принимает меры.
2. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Проект посвящен перинатальному сопровождению беременных женщин: от постановки на учет до рождения ребенка. Это один из самых масштабных проектов: в нем задействовано 4 медучреждения: 2-й роддом, женские консультации городских больниц №11 и №16 и перинатальный центр Воронежской области.

Беременной женщине, начиная с постановки на учет, периодически приходится обращаться в разные медицинские учреждения, которые разбросаны по городу. Часто в них требуется собрать заново пакет анализов, справок. В каждое учреждение нужно позвонить, записаться, узнать, как принимает специалист. Это отнимало у женщин много времени, им приходилось чаще отпрашиваться с работы, а на большом сроке или при ухудшении самочувствия и вовсе было некомфортно. Сейчас стоит задача соединить эту цепочку. Например, карточки стали вести в электронном виде, и они доступны онлайн при переходе женщины из одного медучреждения в другое (например, из женской консультации в роддом). Также ведется работа по созданию единого колл-центра. Работа над тем, чтобы визиты будущих мам к врачам стали комфортнее, продолжается.
3. ОБРАЗОВАНИЕ
Семилукский политехнический колледж поставил себе целью увеличить процент трудоустроенных выпускников до 95%. Для этого, прежде всего, изменили организации производственной практики. Если раньше учащиеся часто проходили ее для галочки, то теперь с колледжем взаимодействует ряд предприятий, которые готовы брать студентов на практику, а тех, кто зарекомендовал себя – после окончания на работу. То есть студенты сразу идут на практику с прицелом получить место на предприятии. Также у колледжа появился специальный закрытый портал, доступный работодателям, где студенты могут размещать свои портфолио на протяжении всего обучения.
4. БЛАГОУСТРОЙСТВО
Этот проект реализуется в Костенках Хохольского района. В стратегических планах развития данной территории — создание мощного туристического кластера. Бережливые технологии процессов благоустройства начали применять в организации вывоза мусора.

В тоже время планируется в Костенках внедрить системы раздельного сбора мусора. Опрос населения показал, что 71% поддерживают инициативу, 10% — затруднились ответить и лишь 19% ответили «нет».
Александр ГУСЕВ
губернатор Воронежской области
Правительство Воронежской области видит своей главной целью заботу о гражданах, создание условий для системного повышения качества жизни населения, развития предпринимательской активности, предоставления качественных услуг с минимальными затратами времени и ресурсов. Именно это и есть миссия «Бережливого правительства».
5. ПРОИЗВОДСТВО
Поучаствовать в бережливых проектах может и бизнес. Например, сейчас такие проекты совместно с правительством региона, реализуются на двух предприятиях: производителе оборудования «Некст Трейд» и Борисоглебском приборостроительном заводе. Предприятия внедряют бережливые технологии. Например, в «Некст Трейд» начали с того, что изменили расстановку оборудования в цехах, тем самым сократив затраты времени на перемещения между ним, а, значит, и ускорив производственные процессы. Это позволяет увеличить производительность труда за счет сокращения времени на ненужные перемещения работников.
6. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Мы уже подробно останавливались на том, как изменился механизм получения выплат многодетными семьями. Этот опыт планируется распространить и на выплаты другим льготникам.
7. СФЕРА ЗАНЯТОСТИ
Долгое время центры занятости воспринимались не как то место, где можно действительно найти работу, а лишь как то, где можно оформить выплату по безработице. Центр занятости «Молодежный» решил изменить это мнение. Анкеты заполняются онлайн, и уже при первом посещении предлагаются варианты работы, при чем они подбираются по зарплате, которая была раньше у соискателя, рядом с его местом проживания и т. д.
8. ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ
В проекте участвует воронежское ПАТП №3, занимающееся перевозками внутри области. Жители сел жаловались на то, что автобусы часто съезжают с маршрута, не заезжают в небольшие населенные пункты по нему или не соблюдают расписание. Теперь на автобусы установили ГЛОНАСС, что позволяет мониторить местонахождение автобусов и исключать такие случаи.