19 МАРТА 2021 ГОДА 13:00

«Бизнесу нужны не просто банковские услуги, а комплексные решения, повышающие эффективность работы»

В Международный день клиента Председатель Центрально-Черноземного банка Сбербанка Наталия Цайтлер пообщалась с DF о целях на новой должности и новом понимании роли банков в экономике
— Наталия Владимировна, с момента Вашего вступления в должность прошло два месяца. Удалось ли познакомиться с местным бизнесом? Какие ожидания собственников и руководителей компаний от банка Вы увидели? Есть ли региональная специфика? Что на Ваш взгляд, в работе банка отвечает этим ожиданиям, а что нужно изменить?
— Региональная специфика, конечно есть. Например, обращает на себя внимание экономическая самостоятельность жителей Черноземья, выраженная, в первую очередь, в развитии малого и среднего бизнеса в городах, личных подсобных и фермерских хозяйств, кооперативов в селах. При этом на высоком уровне развития находятся и такие системообразующие отрасли экономики, как аграрная сфера, атомная промышленность, металлургия. Следствие — широкая потребность экономики Черноземья в современных банковских услугах и сервисах. Об этом говорят и показатели Центрально-Черноземного банка. Так, по доле на черноземном, макрорегиональном рынке кредитования частных клиентов и юридических лиц, по доле средств населения, хранящихся на счетах в банке, по объему платежей за услуги ЖКХ, по развитию системы торгового эквайринга - ЦЧБ входит в топ-3 среди территориальных банков Сбербанка.
Теперь что касается ожиданий клиентов и, прежде всего, бизнеса. По уровню NPS, демонстрирующему удовлетворенность клиентов качеством сервиса, ЦЧБ — лидер среди территориальных банков. Однако, это не повод расслабляться: мой приезд сюда, моя новая работа — в качестве руководителя — будет иметь смысл лишь в том случае, если это даст всем нам возможность улучшить нынешние результаты. Поэтому мы будем и дальше продвигать высокотехнологичные продукты, которые позволяют нашим корпоративным клиентам преобразовывать их в собственные бизнес-модели.
Индекс NPS (англ. Net Promoter Score) - индекс определения приверженности потребителей товара или компании (индекс готовности рекомендовать), используется для оценки готовности к повторным покупкам. Является одним из главных индексов измерения клиентской лояльности
Приведу пример. Несмотря на мощное развитие АПК в регионе, уровень цифровизации аграрных компаний довольно низкий. Очевидно, что сейчас аграриям не хватает информации, которая помогла бы выбрать необходимые технологии из существующих на рынке. Уже сегодня мы имеем большой опыт разработки и реализации комплексных цифровых решений в агропромышленном комплексе «под ключ». Так, наше предложение по применению автопилота для сельхозтехники Cognitive Pilot помогает снизить влияние человеческого фактора на процесс уборки урожая, значительно облегчить условия труда механизатора и в итоге, повысить эффективность проведения уборочных работ практически на 25%.
Возьмем еще одну ключевую для Черноземья отрасль — строительство. По многоэтажному строительству макрорегион, а особенно отдельные его области, занимают лидирующие позиции. А вот малоэтажное строительство пока развито не во всех областях, и интерес к нему у девелоперов ниже. Недавно мы запустили пилотный проект по кредитованию проекта ИЖС в Липецкой области. Его особенностью стал комплексный подход по финансированию строительства поселка и предложению жилья покупателям. Клиенты имеют возможность приобрести таунхаусы, получив ипотеку в Сбербанке по льготной ставке от 6,2% годовых.
— Каковы Ваши планы по развитию банка? На каких направлениях деятельности ЦЧБ Вы планируете сосредоточить свое внимание в первую очередь?
Одним из основных фокусов нашего внимания в 2021 году является развитие партнерства с клиентами в области цифровой трансформации. Компании нашей экосистемы предлагают различные возможности в этой сфере. Например, дочерняя компания «СовТех» призвана повысить эффективность эксплуатации инженерных сетей как офисных, так и складских помещений. А компания СберКорус предлагает решения для автоматизации и совершенствования бизнес-процессов компаний финансового сектора и других сегментов.
Когда мы говорим о технологичности, то речь идет не только о внешних сервисах для клиентов, но и совершенствовании технологий внутри самого банка. Они играют важную роль во всех процессах взаимодействия с клиентами. И пандемия только подчеркнула значимость этого вопроса. В прошлом году особенно востребованным стал онлайн-процесс, позволяющий получить финансирование на оборотные цели без визита в офис банка. Заявку на кредит можно подать через личный кабинет юридического лица в Сбербанке — СберБизнес - без посещения офиса и получить одобренное решение по кредиту и проект договора в течение 7 минут. В 2020 году более 40% кредитов было оформлено с помощью данной технологии. Это лишь один из примеров, показывающий, в каком направлении продолжит работать Сбер как на федеральном уровне, так и на уровне макрорегиона.
— Центрально-Черноземный банк традиционно активно участвует в цифровизации регионального сектора для повышения качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых населению. Видите ли вы какой-либо резерв для улучшения работы в этом направлении?
— Так сложилось исторически, что наш банк всегда был опорным банком для всех уровней руководства страны. Очевидно, что важнейшим для ЦЧБ остается развитие взаимодействия с системой государственной и муниципальной власти в областях Черноземья.

При этом речь идет не только о классическом банкинге, но и наших новых возможностях, в которых, как раз сейчас, остро нуждается переживающая свою «информационную и цифровую революции» региональная и муниципальная власти.
В Черноземье уже реализован целый ряд успешных цифровых проектов, например, по внедрению социальных карт и карт школьника, транспортные проекты и т. д. Сейчас Сбер активно работает по разработке и внедрению интеллектуальных систем управления (ИСУ) в работу госорганов. Например, в Курской и Воронежской областях реализуется проект «ИСУ для МФЦ», в основе которого — новые алгоритмы, влияющие на ключевые показатели эффективности оценки региональных МФЦ. Было бы интересно совместно с региональными властями реализовать аналогичный проект и в других областях Центрального Черноземья.
Кроме того, опять же, совместно с органами власти на местах продолжим реализацию проектов по образованию и повышению уровня финансовой и технологической грамотности. У нас уже есть положительные примеры такой работы, но, уверена, их число можно и нужно преумножать.
— В нашем разговоре Вы уже несколько раз упомянули экосистему Сбера. Сегодня все больше финансовых организаций движутся в сторону создания своих экосистем. Да, по масштабам им еще далеко до того, чтобы догнать Сбер. Но если говорить не про количество сервисов, а про принципы работы — в чем основное отличие экосистемы Сбера?
— Отличие продуктов экосистемы Сбера — бесшовный клиентский опыт и формирование единого предложения для клиентов по использованию финансовых и нефинансовых сервисов. Сегодня экосистема Сбера — это около 60 компаний, которые создают вокруг клиента очень удобную систему сервисов.

У нас широкая линейка продуктов и для корпоративных, и для частных клиентов. В ближайших планах ЦЧБ запуск на территории Черноземья хаба СБЕР ЕАптеки. В Воронеже уже 18 марта состоялось торжественное открытие хаба лекарственных препаратов СБЕР ЕАптеки. Ближе к июню запускаем сервис доставки продуктов «Самокат». И это помимо уже работающих в регионе сервисов Delivery Club и СберМаркет. Один из главных продуктов экосистемы, который мы запустили для своих клиентов — наша подписка на ряд сервисов - СберПрайм.
И здесь также действует принцип бесшовных технологий — во все эти сервисы можно попасть через Сбер ID, и уже нет этих сложностей, когда в каждом сервисе у тебя был отдельный ID. Мы все связали едиными объединяющими элементами.

Список продуктов экосистемы Сбера уже довольно внушительный. Но наше, пожалуй, главное отличие от любой другой экосистемы — это 179-летний офлайн-бизнес. Сбербанку в этом году в ноябре исполнится 180 лет со дня открытия первого филиала, со дня первого вклада. Для формирования компетенций управления офлайн-розницей, даже по историческим меркам это достаточно большой срок. И думаю, экосистема Сбера — тема отдельного большого разговора.
— Как Вы хотите использовать на посту председателя ЦЧБ предыдущий опыт работы? Что можно, по Вашему мнению, перенести в Черноземье из разработок, реализованных Вами на московском и иркутском этапах Вашей карьеры?
— Моя профессиональная деятельность в разные периоды была связана с работой в банке на различных его участках, преимущественно в корпоративном сегменте. Это помогает мне четко понимать потребности бизнеса. Если говорить о последних проектах, то они были связаны с развитием бизнеса Сбера в Иркутском регионе, где нам с командой удалось существенно нарастить долю банка на ключевых рынках, а также принять участие в оказании помощи бизнесу и населению пострадавших от наводнения районов. Полагаю, что опыт крепкой командной работы, накопленный на Байкале, а также знания новых возможностей экосистемы Сбера, полученный в Москве, будут востребованы и на территориях Центрального Черноземья.
Главной целью ЦЧБ я вижу в развитии экономики в регионе и ее дальнейшей цифровизации. Ее достижение невозможно без постоянного повышения качества сервиса. Поэтому перед собой и своей командой ставлю задачу предвосхищать потребности наших клиентов, быть для них стратегическим партнером, с которым можно строить надежные долгосрочные отношения.
— Не могу не задать вопрос личного характера… Можете рассказать про свою семью?
— У меня две дочери, старшая — студентка, младшая — школьница, в Воронеж переехали всей семьей.