27 ноябрЯ 2020 года 10:30

Поехали!

Как изменится городской пассажирский транспорт Воронежа в 2021 году?
Воронежская городская дума
партнерский материал. Совместно с мэрией Воронежа
Партнерский материал — проект, созданный вместе с рекламодателем и для него. От обычной рекламы он отличается тем, что производится под особым контролем редакции DF. И это обеспечивает читателям увлекательный контент, а рекламодателю — усиленную отдачу от размещения на нашем портале.
Транспортная реформа в Воронеже заявляется уже далеко не в первый раз. Но если до 2020 года изменения можно было назвать, скорее, точечными, то в этот раз мэрия города анонсировала ряд комплексных решений. Удастся ли их все реализовать? И что получится на выходе? Мы собрали все о транспортной реформе в Воронеже в одном материале.

Что планируется изменить?

Чуть больше года назад мэр Воронежа Вадим Кстенин в связи с трансформацией системы оплаты проезда назвал транспортную реформу сложнейшей для Воронежа.
«Транспортная реформа – одна из сложнейших реформ, которая включает в себя не только обновление подвижного состава, но и изменения в маршрутной сети, и организацию выделенных полос для движения общественного транспорта. Мы провели масштабную подготовительную работу для ее проведения, но очень сложно быстро поменять систему, которая формировалась годами. Мы действительно очень серьезно потеряли во времени и должны были приступить к транспортной реформе еще 10-15 лет назад», — сказал он.
В начале этой осени мэр подчеркнул, что транспортная реформа неизбежна, и в ее реализации власть пойдет до конца. Какие же изменения запланированы?
финансирование строительства соцобъектов в Воронеже
В настоящее время уже начата реализация следующих крупных изменений.
Во-первых, впервые во всем общественном транспорте города внедрена возможность безналичной оплаты проезда и введен дифференцированный тариф, позволяющий экономить при безналичной оплате.
«Жители города получили возможность оплачивать проезд более удобным способом — безналичным. Сегодня каждая единица подвижного состава оборудована POS-терминалами, и статистика здесь говорит сама за себя. Доля безналичной оплаты увеличивается», — отмечал ранее глава города.

В начале преобразований были сложности — не все водители добросовестно предоставляли терминалы для оплаты. Однако благодаря жесткому контролю со стороны администрации города в короткие сроки их удалось преодолеть.
Во-вторых, в этом году с транспортными компаниями заключены контракты в новой редакции и у муниципалитета первые появилась возможность штрафовать перевозчиков за нарушение условий контракта.
Штраф, предусмотренный за нарушение условий контракта, является фиксированным — 1 тыс. рублей за каждый факт нарушения каждой единицей подвижного состава. Он может быть наложен в случае выявления неработающего терминала безналичной оплаты, неудовлетворительного санитарного состояния автобусов и т.д. За жесткие нарушения в 2020 году на перевозчиков уже наложено штрафов на общую сумму 1,5 млн рулей.
В-третьих, появится новая маршрутная сеть.
Начало ее поэтапного введения запланировано на I квартал 2021 года. Проект сети разработал московский «РосдорНИИ». Он призван сократить дублирующие маршруты, добавив при этом новые направления, где раньше был дефицит транспорта. Например, в этом году уже запустили в тестовом режиме 2 новых маршрута: 45 (Чапаева – ВРТТЗ) и 63 (Озерки – филиал стоматологической поликлиники).
Вадим Кстенин
мэр Воронежа
«Мы провели масштабную подготовительную работу для проведения очень сложной транспортной реформы. Наша задача — выстроить систему пассажирских перевозок в Воронеже комфортной для воронежцев, которые будут передвигаться по городу на современных автобусах, неукоснительно соблюдающих установленное расписание».
В-четвертых, подвижной состав ждет обновления.
К моменту заключения новых контрактов (апрель 2021 года) перевозчики должны максимально обновить подвижной состав. С большинства маршрутов должны исчезнуть «ПАЗы» старых модификаций и микроавтобусы, их перевозчики должны заменить автобусами малой и средней вместимости более современных моделей. Кроме того, обновятся по плану и автобусы большой вместимости. Со времени увеличения стоимости проезда до 21-23 рублей год назад частные перевозчики приобрели 189 новых автобусов. Для автопарка муниципального перевозчика в этом году по льготной цене закупили 62 автобуса и в следующем планируется приобрести еще 58.
«Мы знаем каждую транспортную компанию, понимаем, что на сегодняшний день ряд транспортных средств, как минимум, не соответствует статусу города-миллионника — в частности, пазы старых модификаций. Сегодня в среднем классе есть аналоги, которые больше подходят для городских перевозок, соответствуют параметрам новой маршрутной сети. Старые и неприспособленные автобусы должны исчезнуть с городских улиц во вменяемые сроки», — заявил глава города на недавнем заседании рабочей группы с руководителями компаний-перевозчиков.
Работа с перевозчиками в мэрии проводится регулярно. Ее основная цель — донести, что «как раньше уже не будет» и играть придется по новым правилам.
С момента повышения оплаты проезда до 21-23 рублей частные перевозчики приобрели 189 новых автобусов.
Также сегодня есть варианты приобретения автобусов на льготных условиях.

«Работаем с Минтрансом, чтобы один из частных перевозчиков смог принять участие в программе льготного лизинга, если пройдет сложную проверку министерства. Но вы должны активнее включаться в процесс обновления. Часть руководителей транспортных предприятий это уже осознали и начали закупать подходящий подвижной состав, кто этого делать не будет, рискует остаться «за бортом» при конкурсных процедурах на маршруты», — подчеркивает мэр.

Кроме расширения автобусного парка, в Воронеже впервые за долгие годы не сократилось, а увеличилось количество троллейбусов — 15 единиц, прошедших капремонт, были бесплатно получены от мэрии Москвы и работают на линии.
В-пятых, в городе по примеру других крупных городских агломераций начинают появляться выделенные полосы.
«Мы уверены, что за ними будущее, Остужева и Северный мост — отличное место для того, чтобы протестировать систему и отработать ее», — отметил представитель общественного движения «Город и транспорт» Виталий Иванищев.

Сейчас администрацией ведется мониторинг работы выделенных полос и скоро можно будет получить аналитику по изменению скорости движения автобусов на участке.
В-шестых, возможно расширение дорог и появление новых остановок. При этом, например, остановки могут появиться или будут перенесены как раз при изменении маршрутной сети.
В мэрии также отмечают, что сейчас рассматривается возможность перехода на иной подход к организации транспортного обслуживания – брутто-модель. При работе по такой схеме вся полученная от пассажиров плата за проезд поступает в муниципалитет, который оплачивает работу транспортных компаний в зависимости от пройденного километража. Предполагается, что такая мера повысит качество обслуживания (например, прекратятся «гонки» за пассажирами, нарушения ПДД, отклонения от расписания движения, невыход транспорта на линию по вечерам). По словам замруководителя управления транспорта мэрии Воронежа, курирующего сферу пассажирских перевозок Максима Захарова, с ноября 2020 году по этой схеме работает муниципальный перевозчик «Воронежпассажиртранс». Она введена в тестовом режиме до конца года.
Что вы ждете от реформы пассажирского транспорта?
Что вы ждете от реформы пассажирского транспорта?
Опрос проводился методом личного интервью социологической службой «Ваше мнение!» среди населения Воронежа в возрасте 18 лет и старше. Сроки проведения опроса 21-26 октября 2020 г. Объем выборки: 200 респондентов, что гарантирует статистическую погрешность, не превышающую 5,7%. Возможно было несколько вариантов ответов.

Что уже сделано?

Красноречивое подтверждение того, что на этот раз власти пойдут до конца — изменения уже начались.
Воронеж на условиях льготного лизинга в 2020-2021 годах закупит 120 новых низкопольных автобусов большого класса. Они поступят на баланс «Воронежпассажиртранса», 62 из них уже прибыли в Воронеж.
В этом году власти приобрели 62 автобуса стоимостью около 1 млрд рублей. По программе льготного лизинга они обошлись городу почти в 2 раза дешевле — в 499,4 млн рублей. Заявку Воронежа на еще 58 автобусов, которые должны поступить в город в 2021 году, Минтранс России одобрил в конце сентября.

Планируется, что прибывшие автобусы выйдут на линию уже в начале декабря.
Автобусы оснащены многофункциональной системой видеонаблюдения. Фиксируется не только салон транспортного средства — имеется 3 наружных камеры, благодаря которым дорожная ситуация оценивается и спереди, и сзади, а также контролируется процесс посадки-высадки пассажиров. Вся информация передается водителю и отображается у него на специальном дисплее.

Техника оснащена цифровыми маршрутоуказателями — боковым, фронтальным и внутренним, а также серьезной системой безопасности. К примеру, автобус не сможет начать движение, если посадка-высадка не завершена, а двери еще не закрылись. Также комплектация предусматривает так называемую систему безопасности водителя, которая оценивает состояние водителя и в экстренных ситуациях подает звуковой сигнал, а также передает сигнал диспетчеру. Заранее установлены и тахографы, которые оценивают соблюдение режима труда и отдыха водителей.

Автобусы приспособлены для перевозки маломобильных граждан — имеют удобные откидные пандусы, которые не требуют механических устройств для открытия, оснащены пневматической подвеской, которая позволяет наклонять транспортное средство на семь градусов для удобства посадки и высадки пассажиров с колясками.

«Прибывшая техника имеет ряд преимуществ не только для пассажиров, но и для водителей. Автобусы соответствуют всем требованиям ГОСТов, стандартов в части перевозки пассажиров. Их высота позволяет подъезжать и к относительно высоким платформам, и к низким — они могут наклоняться. Также на трех поручнях, возле каждой двери, имеется электропроводка, позволяющая оснастить данные автобусы валидаторами — стационарным терминальным оборудованием. Сейчас прорабатывается вопрос их установки — ожидается поставка оборудования», — рассказал Максим Захаров.

Новые автобусы должны выйти на линию уже в начале декабря. Автобусы будут работать на магистральных маршрутах новой сети — №№ 6, 9КА, 14В. Поставка новых машин позволит перенаправить парк техники, обслуживающий сейчас эти направления, на другие маршруты «Воронежпассажиртранса», в частности, №№ 41, 52, 15. По поручению мэра Вадима Кстенина запланирована поставка стационарного терминального оборудования уже на вторую партию автобусов, которая будет осуществлена в 2021 году.
«Сейчас государственная лизинговая компания предварительно рассмотрела и одобрила заявку от одного из наших частных перевозчиков на приобретение еще 20 низкопольных современных экологичных автобусов большого класса, которые должны быть доставлены, если эта заявка будет окончательно утверждена, до конца этого года. Таким образом, мы будем иметь 140 низкопольных современных комфортабельных автобусов на улицах города до конца первого квартала 2021 года. За последние годы такого масштаба обновления пассажирского транспорта в Воронеже не проводилось», — отметил Вадим Кстенин.