13 октября 2020 года 15:15
Накрыло?
Что будет с бизнесом во вторую волну коронавируса?
Андрей Романов
гендиректор компании «Землянскмолоко»
Будет тяжелее: заболевших больше, а заменить сотрудников просто некем

— Вторая волна скажется на любом бизнесе, независимо от того, относится он к пострадавшим отраслям или нет. Средний чек уже упал и упадет еще. Я не могу сейчас назвать точные цифры, но снижение покупательской способности почувствуют все. Даже те, кто, казалось бы, производит или продает товары первой необходимости. Но есть и другой вопрос, не менее острый. Мы производственная компания, производство непрерывное. Если заболело несколько человек, выбывают они и те, кто с ними контактировал. Заменить их просто некем. А это срыв всей производственной программы, срыв сроков поставок, штрафы от контрагентов. Пока, к счастью, мы на них не попадали, но по ощущениям вторая волна будет тяжелее, а заболевших больше. Какая удаленка? Я даже бухгалтеров на нее отправить не могу. Запросы от контролирующих органов каждый день. Да, когда был пик пандемии, нас не дергали. Так надо же теперь оторваться за все предыдущие месяцы!

Мераби Мерабишвили
председатель совета директоров компании «Тяжмехпресс»
Хуже уже не будет: просто некуда

— По нашему предприятию ковид ударил, как ни по кому другому. Больше половины продукции мы поставляли на экспорт — Китай, Индия, Южная Корея. И уже несколько месяцев ни одного контракта. Такую дорогостоящую и технологически сложную продукцию нельзя заказать по интернету или телефону. Наши сотрудники выезжали к клиенту, изучали особенности помещения, где будет стоять пресс, делали индивидуальный чертеж. Но сейчас границы закрыты, и мы просто не можем это сделать. Более того, несколько месяцев назад мы отправили пресс в Индию. Но мы не можем получить за него плату: по договору она только после монтажа, который должна сделать наша бригада. Поэтому для нас не столь принципиально, будет ли вторая волна — мы уже сейчас фактически не можем нормально работать, а важно, сколько еще будут закрыты границы. Ну и, конечно, когда заболеваемость спадет в странах наших клиентов. Например, в той же Индии ситуация очень неблагоприятная, и, даже если бы выезд был возможен, я не могу отправить туда сотрудников. Сами же сотрудники, похоже, от второй волны не сильно расстроятся. Постановил же президент выплатить всем оклады на время самоизоляции в первую волну. Оклад, конечно, это не вся зарплата, но тем не менее больше чем по 20 тысяч получили – почему бы еще дома не посидеть. Такие постановления отнюдь не добавляют мотивации и производственной дисциплины. Так надо же теперь оторваться за все предыдущие месяцы!
Сергей Селютин
директор компании «Автосила»
Не ждем снижения продаж во вторую волну

— Мы очень плавно прошли первую волну: сработали практически как обычно, снижения продаж практически не было. Организовали доставку товара клиентам, добавили в ассортимент маски, антисептики – то, на что был повышенный спрос. Автозапчасти нужны всегда — жизнь не остановилась и люди не перестали перемещаться, многие по-прежнему работали. Мы же своих сотрудников частично переводили на удаленку, тем, кто продолжал работать, выдали маски, измеряли температуру. И у нас ни один сотрудник даже гриппом не переболел, не то что коронавирусом. На мой взгляд, ко второй волне готовы и бизнес, и государство (кстати, меры господдержки тоже сыграли свою роль). Думаю, она не будет серьезнее, чем первая, и мы также не ждем снижения продаж.
Артур Джакелли
совладелец Just Family (рестораны DJA+GO, Just)
Из второй волны выйдут уже не все

— Осенне-зимний сезон — это и так спад спроса в ресторанах: не работают летние веранды, которые создают хороший поток гостей летом. И повторное временное закрытие для многих ресторанов будет критичным. Да, есть те заведения, инвесторы которых могут их поддержать – для них ресторанный бизнес не основной, они и так его дотируют. Но 20-30%, так сказать, самостоятельных ресторанов может уже не выйти из второй волны. Да, честно скажу, что этот летний сезон был неплохим: почти удалось компенсировать убытки самоизоляции. Но все-таки это не та финансовая подушка, которая позволит безболезненно пройти вторую волну.
Михаил Артемов
временный гендиректор концерна «Созвездие»
Пандемия — пандемией, а в планах выпустить в 2,5 раза больше продукции, чем в прошлом году

— Год 2020, мягко говоря, необычный. Глобальные процессы затронули всех, не исключая и предприятия оборонно-промышленного комплекса. Несмотря на то что концерн «Созвездие» входит в список системообразующих предприятий Воронежской области, этой весной нам пришлось на очень короткое время приостановить свою деятельность и отправить сотрудников старше 65 лет, а также тех, кто входил в круг контактных лиц с заболевшими, на самоизоляцию. Нам удалось сохранить на этот период заработную плату в полном объеме, и, несмотря на то, что были задействовали резервы предприятия, мы вышли из карантина без финансовых потерь. Напомню, в концерне трудится 5,5 тысячи человек, преимущественно это высококвалифицированные и высокооплачиваемые специалисты, поэтому фонд оплаты труда представляет собой весьма значительную сумму.
Конечно, период пандемии не мог не сказаться на нашем производственном плане, и теперь, чтобы реализовать все, что было намечено на этот год, нам надо работать в ускоренном темпе. А учитывая тот факт, что в этом году мы должны выпустить продукции почти в 2,5 раза больше, чем в прошлом, приложение сил потребуется на всех направлениях деятельности предприятия. За 8 месяцев текущего года концерн увеличил выручку в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Андрей Демидов
директор центра поддержки предпринимательства Воронежской области «Мой бизнес»
Оказавшись в жестких рамках, бизнес научился действовать более креативно. Это поможет и во вторую волну

— Кризис — это не только тяжелый период, но и время перемен и новых возможностей. Программы льготного кредитования, продление сроков уплаты налогов, снижение тарифов по страховым взносам и другие меры поддержки нацелены на то, чтобы не потерять ни одного предпринимателя в регионе.

Сложное время подарило многим предпринимателям возможность развиваться. Оказавшись в жестких рамках, бизнес быстро научился действовать креативно, предложив клиентам новые продукты и сумев заработать, казалось бы, в катастрофической ситуации.

Для некоторых кризис открыл новые возможности и дал бизнесу повод пересмотреть форматы деятельности на случай ЧС, перенести большую часть операций в онлайн-формат, чтобы поддерживать прежние объемы операций и продажи. Мы сопровождали наших предпринимателей на этом сложном пути, разъясняли все нюансы на специальных вебинарах.

Сейчас ситуация постепенно выравнивается: бизнес понимает, что он не брошен на произвол судьбы. Предпринятые государством и региональным правительством меры поддержки бизнеса помогли минимизировать негативные последствия, сохранить действующие предприятия и рабочие места.