21 АВГУСТА 2020 ГОДА 12:00

Проверка на ловкость

В Воронеже открылся фитнес-зал с полосой препятствий из телешоу. Удастся ли новичку выжить, когда коронавирус перетряхнул планы даже старожилов рынка?
В марте в Воронеже открылся фитнес-зал NinjaStreet, где цель занятий — преодолеть полосу препятствий, как в американских телешоу. А через четыре дня с момента открытия в Воронежской области началась самоизоляция. Удастся ли клубу, старт которого пришелся на разгар пандемии, закрепиться на рынке?
Валентин Васильев

Полоса препятствий: с какими сложностями столкнулся клуб на старте?

Вместо привычного тренажерного зала в NinjaStreet — длинная полоса препятствий с различным спортивным оборудованием для работы на разные группы мышц: от силовых упражнений до тренировок на координацию. Всего 16 этапов, и многие из них можно проходить разными способами. Идея взята из телевизионного шоу American Ninja Warrior, аналоги которого очень популярны в Европе, Азии и Австралии. В России передача выходила под названием «Русский ниндзя». И если за рубежом шоу стало причиной появления подобных залов в разных городах и странах, то в России до недавнего времени было всего два места, где можно испытать себя на прочность: в Москве и Санкт-Петербуре. NinjaStreet стал третьим таким залом. Плюс в нем есть небольшой скалодром и зона для общей физической подготовки.

Впрочем, самому владельцу NinjaStreet Андрею ­Агафонову тоже пришлось пройти своего рода полосу препятствий, чтобы открыть клуб. Мечта связать свою жизнь со спортом у Андрея была с детства: он занимался вейкбордом.

«Но сначала трамвы, потом жена, дети — и профессиональные занятия остались в прошлом. Я 3 года отработал помощником судьи, но понял, что это вообще не мое. Кроме того, оклад в 9 тыс. рублей и небольшие дополнительные выплаты от департамента — такой доход меня не устраивал».

Со спортивным азартом Агафонов взялся за дело: задумался об открытии большого центра экстремальных видов спорта. Он должен был включать BMX, скейт, самокат, скалолазание, батут. Но под проект не удалось найти подходящее помещение: по расчетам Андрея, нужна была площадь не менее 2 тыс. «квадратов».

«С таким метражом в Воронеже свободны только заводские помещения, — рассказывает бизнесмен. — Мы как-то пришли в одно вместе с пожарным, и он с ходу начал перечислять имеющиеся нарушения. Их устранение — это дорогостоящий и продолжительный процесс. Можно, конечно, забить и надеяться, что от всевозможных проверок тоже удастся отскочить, но мы помним печальный опыт «Зимней вишни».

Без помещения не было смысла и искать инвесторов: идея оказалась слишком зеленой. Тогда из большого проекта Андрей решил взять и реализовать отдельно полосу препятствий. Но вот здесь настоящие препятствия только начались.
American Ninja Warrior (англ. — «Американский воин-ниндзя») — спортивное телевизионное шоу, участники которого проходят препятствия.
Вейкбординг, или вейкборд, — экстремальный вид спорта, сочетающий в себе элементы воднолыжного слалома, акробатику и прыжки.
Велосипед для мотокросс-тренировок.
1
Препятствие 1
Перенимать опыт оказалось практически не у кого: концепцию, бизнес-план — все пришлось продумывать с нуля самостоятельно. Как, впрочем, не пошло и с франшизой: изначально начинающий предприниматель рассматривал такой вариант.

«Поехал в Москву в крупный клуб с полосой препятствий — поговорить по поводу покупки франшизы, а с меня взяли 1 тыс. рублей за вход — ну разве это серьезный подход? Да и конкретики никакой. Начинаю задавать вопросы, а в ответ пустота. Либо коммерческая тайна, либо не могут ответить, — удивляется Агафонов. — К примеру, ребята из воронежской фитнес-студии «Орехи» оказались гораздо профессиональнее или просто охотнее общались, но я решил попробовать самостоятельно: получится — отлично, нет — возможно, вернемся к этому варианту».
2
Препятствие 2
В России не оказалось производителей оборудования для такого зала.

«Как быстро выяснилось, на рынке просто нет фирм, которые бы специализировались на нужном оборудовании. Пришлось самим рисовать эскизы всех препятствий, — рассказывает Агафонов. — Потом долго не могли заказать специальные маты, в итоге нашли их только в Москве».
3
Препятствие 3
Даже высококлассные тренеры не готовы были организовать тренировочный процесс на полосе препятствий. В штате клуба 3 администратора и 3 тренера.

«Тренеров было найти сложно, — признается владелец зала. — Приходили тренеры не просто с регалиями, а реально классные. Но смотрели на полосу и вообще не понимали, что можно с ней сделать. В итоге у нас есть профессиональный паркурщик, акробат и девушка, отвечающая за функциональные тренировки. Они могут продумать не просто прохождение трассы, а именно упражнения».
Паркур — преодоление препятствий с помощью различных спортивных техник, преимущественно в городских условиях.
4
Препятствие 4
Старт работы совпал с разгаром пандемии. И не успевшему открыться клубу пришлось поставить свою работу на паузу. Андрей признается, что не представляет, как удалось бы сохранить проект, если бы помещение было не в собственности и приходилось бы платить аренду. После того как фитнес-залам разрешили открыться, клуб также начал принимать посетителей, но по санитарным нормам их количество ограничено. Да и некоторые воронежцы сами еще опасаются идти на фитнес.
Ольга Малыгина
эксперт-консультант World Gym в России, руководитель программы MBA-Intensive in fitness
Выглядит классно, но без создания мощного комьюнити такому клубу не выжить

— Думаю, что подобный формат не будет тиражирован как популярный кроссфит. Но он имеет все шансы стать модным видом тренировок среди молодежи. Учитывая, что NinjaStreet — одни из первопроходцев не только в Воронеже, но и во всей России, придется уделить большое внимание формированию спроса, построению коммуникаций и просветительской работе — а что это вообще такое?
Я посмотрела социальные сети проекта — выглядит действительно классно! Выполнено качественно, и заметен потенциал пространства. Но есть две главные сложности.
Первая — общая для всей индустрии — фитнес-центрам надо получить разрешение на полноценную работу. Сегодня ситуация непредсказуемая: строить долгосрочные планы тяжело — в любой момент могут ввести новые ограничения из-за коронавируса. Если ситуация затянется, только начавшему свою работу клубу будет очень сложно выжить.
Вторая касается конкретно проекта NinjaStreet. Чем теплее регион, тем больше времени можно заниматься воркаутом и меньше времени проводить в зале. Поэтому владельцы клуба должны создать мощную коммуникационную сеть, чтобы люди хотели приходить в зал независимо от сезона. Это не просто продвижение, продажа карт и абонементов, а формирование сильного комьюнити. Должна быть мотивация непрерывного поддержания членства клуба. Система лояльности — обязательный элемент. И именно от решения этой задачи зависит успех всего проекта.
Уличная гимнастика.

Новый ниндзя: найдет ли клуб своих посетителей?

Формат NinjaStreet стал совершенно новым для Воронежа. Но насколько местные жители к нему готовы? Для начала разберем, кто может стать посетителем нестандартного клуба.

«Мы позиционируем себя как историю не только про спорт, но и про досуг», — говорит Агафонов. Поэтому клиентов клуба можно разделить на 4 основные группы.

Группа 1. Профессиональные спортсмены.

Это те, кто участвует в «Гонках героев», в «Стальном характере» и других похожих соревнованиях. Для них полоса препятствий — способ проверить уровень своей физической подготовки в непривычных условиях, выявить слабые места и подготовиться к турниру.

Группа 2. Те, кто хочет поддерживать хорошую физическую форму. И рассматривают полосу препятствий как вид фитнеса.

«У нас большие витражные окна. Плюс в сторону улицы направлены мониторы, на которые мы выводим видео с упражнениями. И часто прохожие останавливаются, и, что называется, залипают. Мы, конечно, выходим и приглашаем их зайти внутрь, но большинство стесняются — говорят: «Да ну, у вас же там только суперспортсмены!» — рассказывает Агафонов. — На самом деле это абсолютно не так. Естественно, всю трассу пройти не получится — пока это смогли сделать лишь 3 человека, но можно выбрать определенные участки. А если вы пришли в компании друзей, то добавляется еще дух соперничества».

Группа 3. Дети.

«У нас дети могут заниматься начиная с 6 лет, но они обязательно должны быть в сопровождении или родителей, или тренера, — говорит Андрей. — Приходят мальчишки, и для них это просто «Диснейленд»: глаза разбегаются, и хочется попробовать все и сразу. В обычных фитнес-центрах, конечно, бывают секции для детей, но заниматься вместе с родителями, как правило, возможности нет».

Руководитель фитнес-студии REsport Екатерина Паршинцева, правда, относится весьма скептически к попытке совместить клуб для детей и взрослых: для полноценных занятий с детьми нужны специально подготовленные тренеры.

Группа 4. Те, кто приходит в клуб не ради спорта, а ради развлечения.

Это могут быть как частные, так и корпоративные клиенты, решившие провести в клубе своего рода тимбилдинг. Правда, корпоративные мероприятия на время пандемии практически встали на паузу. А вот первый формат эксперты считают одноразовым. Основатель компании по фитнес-консалтингу Magic Beans Сергей Гвоздицкий в оригинальности формата видит как раз его ограничение: по его мнению, для занятий фитнесом большинство выберет стандартные клубы.

«Сложность будет заключаться в том, что, скорее всего, люди не будут возвращаться, — считает Гвоздицкий. — Клиент придет попробовать, ему может даже понравиться, но второй раз он уже не придет. Это больше развлекуха на один раз, а не занятия на постоянной основе».
Ценник же на занятия в клубе средний для Воронежа. Разовое посещение NinjaStreet обойдется в 500 рублей. Безлимит на месяц — 2700 рублей. Групповые занятия стоят дешевле — 300 рублей за одно занятие, а, например, за 2500 рублей можно провести 12 тренировок.
«Мы старались взять что-то среднее между кроссфитом, скалодромом и разными досуговыми центрами, — поясняет Агафонов. — В кроссфите всегда в стоимость абонемента входят услуги тренера. У нас же есть отдельно свободное посещение зала и отдельно занятие с тренером. Пока самые ходовые — разовые занятия. Их покупают обычные люди для ознакомления. Спортсмены же берут месячные абонементы».
Популярные командные игры, граничащие с экстримом.
Кирилл Шамсутдинов
сооснователь креативного агентства Profilaktika
Проект развивался бы в разы быстрее, если бы продавал понты, а не спорт

— Первое впечатление о проекте — это смесь квест-комнаты и фитнес-зала. Исходя из этого, упор в маркетинге я бы делал на эмоции, которые получают гости, и активный образ жизни. А также не забывал бы тот момент, что, занимаясь в зале, ты становишься ближе к участникам телешоу. И даже, может быть, когда-то сам попадешь в одно из них. Мне кажется, это история про то, что можно провести время интересно и с пользой, получить впечатления вместе с семьей, детьми и друзьями, а не чисто про спорт. Такой семейный и здоровый лайфстайл. Я думаю, не помешает заняться инфлюенсер-маркетингом и пригласить в зал блогеров из близких сфер, чтобы они могли сделать посты и рассказать аудитории более подробно о концепции проекта через фотографии и видео.

Перспективы: какое место клуб может занять на рынке?

Пока судить о том, как приняли новый формат воронежцы, рано: 3 месяца самоизоляции, а затем мертвый для всей фитнес-индустрии сезон — лето.

«В перспективе мы рассчитываем примерно на 500 тыс. рублей выручки в месяц. Но сегодня я буду доволен, если доход будет покрывать хотя бы зарплату персонала, — признается Агафонов. — Сейчас людей везде нет. Смотришь по соцсетям тренировки в других фитнес-клубах города: где раньше было на занятии 40 человек — сейчас 6. Где было 20 — теперь 3».

Но на новый сезон Агафонов настроен весьма оптимистично. Местные же эксперты и игроки рынка считают, что, несмотря на оригинальный формат, на успех нового клуба могут наложить отпечаток несколько ограничений.

Да, у NinjaStreet есть УТП. Однако воронежцы больше привыкли к комплексному предложению. Так, Екатерина Паршинцева отмечает, что, как правило, воронежцы стараются приобрести абонементы в клубы с широким набором услуг: тренажерный зал, групповые занятия разных направлений, бассейн, а в идеале и спа для восстановления после тренировки.

Сергей Гвоздицкий видит комплексность еще более широко: «По опыту и проведенным аудитам в фитнес-клубах города могу сказать, что от УТП зависит только первое касание с клиентом. А вот на дальнейший успех влияет множество факторов: атмосфера, уровень команды, внутренний маркетинг и даже наличие парковочных мест у клуба».

Самое пристальное внимание, по мнению Сергея Гвоздицкого, владельцы NinjaStreet должны обратить не на технические моменты, а на эмоциональные.

«Основной упор нужно сделать на создание правильной атмосферы — там должен быть постоянный движ, — советует Сергей. — Отличных тренеров сейчас хватает везде, да и на одной новизне формата, как я говорил, далеко не уедешь — клиент должен захотеть вернуться не просто позаниматься, он должен идти за общением и драйвом, которые дарит ему этот зал.
Что ж, настоящая полоса препятствий для нового клуба только начинается. Посмотрим, как он будет ее проходить».