26 МАРТА 2020 ГОДА 11:00

На общественных началах

Воронежские строители заявляют, что строительство соцобъектов становится убыточным. К чему это может привести?
Валентин Васильев
«Порядка 13-14 организаций — членов нашего союза — строили социальные объекты, сданные в прошлом году, — рассказывает председатель Союза строителей Воронежской области Владимир Астанин. — Но многие вышли из этих контрактов, как после боя. Теперь они говорят: «Наверное, все, со стройкой социалки пора завязывать. Десять раз подумаем, прежде чем ввязываться в такую историю снова».

Себе дороже: строительство соцобъектов — работа в минус?

В прошлом году в Воронежской области построено рекордное количество социальных объектов. Только в сфере образования — школы и детсады — больше 30. Впрочем, со строительством как раз образовательных объектов проблема стоит менее остро: многие застройщики понимают, что их наличие — определяющий фактор при выборе квартиры для семей с детьми. И поэтому готовы вкладываться в их появление на территории своих жилкомплексов. Со строительством других объектов — спортивных, медицинских, а тем более с их ремонтом — дела обстоят гораздо хуже.

«Условия договоров просто кабальные! По факту строительным компаниям предлагают стать инвестором — вложить свои деньги, провести за них все работы. Но вот то, что инвестиции окажутся выгодными, далеко не факт», — отмечает председатель Ассоциации малого бизнеса в строительстве, гендиректор «АронГОСТ» Денис Хомяк.

Компания «Проект Инвест Строй» построила одну из самых необычных по своей архитектуре школ Воронежа — школу № 106, к тому же не в своем жилкомплексе, а выиграла тендер на строительство в жилом квартале от компании ВДК. Но, несмотря на это, ее гендиректор Николай Ступин уверен: строительство соцобъектов невыгодно.

«Стоит признать, что многие вынуждены ввязываться в такие стройки, чтобы банально свести концы с концами — выплатить зарплату сотрудникам и т. д. Но и это не всегда удается», — говорит строитель.

По подсчетам строителей, рентабельность таких проектов в лучшем случае составляет 3-5%, а чаще всего или балансирует на грани нулевой отметки, или вовсе уходит в минус. Казалось бы, при такой рентабельности проще вовсе не вступать в проект, не инвестировать в него свои деньги, а положить их на депозит. Однако строители говорят о том, что им нужно загружать работой людей, чтобы сохранить штат в ожидании более прибыльных проектов.
Разница между сметной и рыночной ценой на примере одного вида работ
Источник: Ассоциации малого бизнеса в строительстве

Почему строить соцобъекты оказалось невыгодно?

1
Причина первая. Устаревшая сметная документация.
По словам Владимира Астанина, корень проблемы лежит в неактуальности сметно-нормативной базы и низкой квалификации проектировщиков, которые могут учесть не все виды работы или неправильно отразить их документацию. Нормативные расценки разрабатывает и устанавливает ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» (ФЦЦС).

«Цены на отдельные виды работ при возведении соцобъектов и на стройматериалы устарели. А попытка осуществить всеобщий мониторинг на федеральном уровне по всей стране не увенчалась успехом», — признает Астанин.

О тех же проблемах говорит и Денис Хомяк. «Многие проекты просто не предусматривают ряда работ, а они выливаются в накладные расходы, которые впоследствии никто не компенсирует. А расценки в сметах? В смете стоимость кирпича — 5 рублей, а фактически — 10-10,5 рубля. Окна по-прежнему подразумевают деревянные, хотя везде давным-давно пластиковые. И можно ли адекватно работать в такой ситуации?»
2
Причина вторая. Серьезный демпинг на торгах.
«Согласно 44-ФЗ, единственный критерий для выбора подрядчика — это цена. Чем больше ты упал в цене, тем больше шансы, что заказ получишь именно ты, — констатирует Владимир Астанин. — В итоге, даже если изначально проект предполагал некую прибыль, после снижения цены на торгах в лучшем случае компании хватит на то, чтобы выполнить работы, выплатить зарплату и налоги».

Сбивая цену, торги выигрывают перекупы, которые отдают работу на субподряд по еще более низкой цене. Итоговая цена может быть на 40 и даже 50% ниже первоначальной.
Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 05.04.2013 № 44-ФЗ (последняя редакция).

К чему это может привести?

Последствия того, как действует система сегодня, уже проявляются: компании, у которых есть другие заказы, не спешат участвовать в торгах на строительство, а тем более ремонт соцобъектов. В итоге в них заходит малый бизнес в надежде получить хоть какую-то работу: количество заказов от коммерческих структур сегодня также сократилось. Но в итоге, работая на таких подрядах на грани рентабельности или уже за ее гранью, небольшие компании начинают нести убытки и схлопываться. Подробно динамику ухода малого бизнеса со строительного рынка DF анализировал в материале «Малый исход» в сентябре прошлого года.

Часть тендеров уходит к перекупам, что априори снижает качество строительства.

«Часто организации, которые специализируются на участии в торгах, не имеют собственной материально-технической базы и рабочих. Но есть средства, позволяющие вносить обеспечительные платежи. И есть юристы, составляющие правильную конкурсную документацию», — говорит Астанин.

Его точку зрения поддерживает и Денис Хомяк. «Мы сталкивались с тем, что у участников тендера было поддельное свидетельство СРО. Соответственно, это просто недобросовестный игрок, никто не может гарантировать, что завтра он не уйдет с рынка, его работу никто не контролирует, — рассказывает Хомяк. — А сколько еще более мелких нарушений? Но, к сожалению, заказчики часто подходят к проверке участников торгов формально и смотрят в первую очередь на готовность тех уложиться в смету работ».
Свидетельство СРО (саморегулируемая организация некоммерческого вида) — по действующим правилам все изыскательные, проектировочные и строительные организации могут законно вести свою деятельность только при условии получения допуска к работам.

Как можно изменить ситуацию?

Шаг 1. Создание региональных центров ценообразования.

По словам Владимира Астанина, полномочия по составлению смет могут быть переданы на региональный уровень при лоббировании этого вопроса профильным региональным департаментом.

«Уверен, что и правительство Воронежской области, и профильный департамент заинтересованы в большем контроле за качеством выпускаемой документации и уменьшении ошибок, связанных с недочетами в сметах, — считает Владимир Астанин. — Если и дальше не решать этот вопрос, мы будем получать только увеличение количества недобросовестных подрядчиков, осваивающих бюджетные средства».

Шаг 2. Изменение тендерного законодательства.

Такие изменения уже начались. Правда, принятие обещанных к осени 2019 года поправок в 44-ФЗ было перенесено на 2021 год. Среди них введение универсальной предквалификации, согласно которой в закупках стоимостью более 20 млн потребуется опыт выполнения контракта с ценой не менее 20% от начальной цены контракта. По мнению строителей, эти поправки хотя и ограничат заход в госзаказ новых игроков, зато частично решат проблему участия в торгах перекупов и фирм-однодневок.
«Считаю, что это решение давно назревало, и чем скорее оно заработает в полной мере, тем лучше, — отмечает генеральный директор компании «Электронжилсоцстрой» Юрий Гайдай. — У компании, претендующей на участие в тендере, тем более на строительство социально значимых объектов, должны быть опыт и свои рабочие — это обязательное условие».

Но есть и другая точка зрения

Белгородская компания «Стройинвест» недавно стала победителем двух тендеров на строительство спорткомплексов в Воронеже и в Рамонском районе (суммарная цена контрактов — 131,9 млн рублей). И по мнению ее гендиректора Юлианы Нерубенко, заработать на строительстве социальных объектов можно:

«Да, я согласна, что проблемы в работе с социальными объектами есть, и в первую очередь это вопрос ценообразования, но не стоит сгущать тучи. Наша компания специализируется именно на строительстве социальных объектов: среди проектов, реализованных на территории Белгородской области, — физкультурно-оздоровительные комплексы, здание Пенсионного фонда, школы, дом культуры, спортивные стадионы. А недавно мы приняли решение расширять нашу географию работ, и проекты спорткомплексов в Воронежской области станут новым этапом в развитии нашей компании».

Истина, как всегда, наверное, где-то посередине: местные строители, привыкшие к более высоким прибылям в докризисные годы, где-то лукавят. Но и время для изменений, безусловно, настало.