18 ОКТЯБРЯ 2019 года 12:00

С божьей помощью

Почему воронежские управленцы все чаще обращаются за помощью к духовным наставникам?
Photo by Unsplash
Елена Тюрина
«Несколько лет назад в храм, где я служил, пришел крупный бизнесмен, у которого начали отжимать бизнес, — вспоминает настоятель Богоявленского храма, иерей Евгений Лищенюк. — Свое детище он терял буквально на глазах. Помню, как он метался между тем, чтобы решить все незаконно и сохранить бизнес, и тем, чтобы не прибегать к насилию. Это была жизнь на грани суицида, но он пережил потерю компании с божьей помощью. Прошло уже 8 лет, предприниматель заново выстраивает свое дело».

Управленцы все чаще ищут силы в религии

Есть ли у вас духовный наставник?
Опрос проводился с 20 августа по 3 сентября 2019 года на портале De Facto, в телеграм-канале издания, его пабликах в соцсетях и e-mail-рассылке. Проголосовали 224 человека.
Воронежские управленцы все чаще ищут поддержки в религии. У 12% местных бизнесменов и чиновников есть свой духовник, а 31% находится в его поисках (см. результаты опроса на полях).

«Я обращаюсь к нескольким духовным наставникам за советом, — рассказывает депутат городской думы, владелец ГК «Автолайн» Дмитрий Крутских. — Конечно, в итоге решения в бизнесе (да и в своей жизни) каждый руководитель принимает сам. Но общение с духовным наставником дает легкость, благодать, уверенность в работе. Я практически каждое воскресенье хожу в церковь, и после этого есть запас энергии и настроя на всю следующую рабочую неделю».

По мнению Дмитрия Крутских, в жизни каждого человека бывают моменты, когда ему некуда больше обратиться, кроме как к Богу и к своему духовному наставнику.

«У меня бывают ситуации, когда я понимаю, что подходит срок оплаты аренды, расплаты с поставщиками, а поступлений нет и клиентов мало, — говорит директор салона «Мебель Италии» Владимир Лисовский. — Можно, конечно, взяться за стакан или впасть в панику. А можно заказать молебен Иоанну Сочавскому об успешной торговле или для разрешения дел Спиридону Тримифунтскому. И в нужное время появляются клиенты, а на счет поступает ровно та сумма, которой не хватало, чтобы покрыть расходы. Конечно, это не значит, что бизнесмен должен сложить руки и ждать, когда благодаря его молитвам все разрешится. Но общение с духовником помогает обрести силу духа, найти верное решение или спокойно дождаться разрешения вопросов, которые казались критичными, но на самом деле абсолютно будничные».

Руководитель компании «Идеальный пол» Маргарита Масленникова считает, что у людей состоявшихся возникает потребность в обращении к духовнику, к Богу в целом:

«Для тех, кто не относится к теме выбора духовного наставника, как к некому модному «поветрию», необходимость возникает тогда, когда есть внутренний запрос на изменения и намерение идти по пути развития «не в ширь, а в глубь». Если человек ведет по-настоящему духовную жизнь, то, скорее всего, делает это без внешней демонстрации своей «праведности». Это очень непростой вопрос, на который лучше всего ответить, обратившись к притче о мытаре и фарисее. Ведь можно годами ходить в храм, быть в глазах общества «набожным», но при этом так и оставаться «пустым сосудом».

Как строится общение с духовником?

Помните духовника Алеши Карамазова из произведения Достоевского?

«Духовник, как правило, мудрый старец, к которому идут за советом», — говорит глава КФХ «Новонадеждинское» Николай Паринов, на счету которого несколько построенных церквей и купелей.

Но это в традиционном понимании этого слова. Духовник — это прежде всего духовный наставник, которого прихожанин посещает регулярно. Возраст не имеет значения. Как правило, духовником становится батюшка, с которым сложились доверительные отношения, он понимает мышление управленца, и ему можно открыть душу на исповеди, а также он пользуется определенным авторитетом как в епархии, так и в миру. А в идеале — прозорлив, разбирается в делах не только духовных, но и мирских.

Когда священник, который вызывает у прихожанина доверие, найден, чтобы он стал духовником, нужна устная договоренность о духовном наставничестве. Когда человек обращается к священнику с такой просьбой, священнослужитель поинтересуется, зачем прихожанину это нужно.

«Грубо говоря, духовнику нужно понимать, с чем он столкнется, — говорит Евгений Лищенюк. — Готово ли его потенциальное духовное чадо выполнять рекомендации и работать над преодолением страстей. Потому что задача духовника — помочь человеку справиться с его страстями — например, с гордостью. Основная сложность, когда общаешься с людьми, уже многого достигшими, — они ждут, что и в церкви их будут оценивать по профессиональным заслугам. И часто обижаются на критику».

Есть и ограничение: духовник может посоветовать, как поступить в той или иной жизненной ситуации, в том числе и связанной с бизнесом. Но этот совет будет о том, какой нравственный выбор сделать, а не сугубо практичным.

Но не все придерживаются этого принципа, обращаясь к помощи церкви и по гораздо более суетным вопросам.

«У меня был опыт общения со старооскольским старцем, которого звали Алексей Федорович, — вспоминает Лисовский. — К нему ездило много людей. И он как-то сказал, что у него спрашивали обо всем: покупать ли машину, начинать ли бизнес, строить ли дом. Об одном его спрашивали очень редко — как спастись?»

За духовное наставничество плата не взимается. Однако по умолчанию предполагается, что помогать церкви желательно. Бизнесмены, как правило, жертвуют средства на восстановление храмов. Но помощь может измеряться не только финансами. Иерей Лищенюк рассказывает, что несколько лет назад воронежские топ-менеджеры и бизнесмены помогали привести храм в порядок к Пасхе. Сами красили трубы, вешали светильники, а один из них отреставрировал дореволюционные двери.

«Благодарность – это не налоги, а потребность души, — считает Маргарита Масленникова. — Когда человек отдает с чистым сердцем, то возвращается ему невидимо во сто крат больше, если же в творении добра есть тщеславие, гордыня, корысть – то такая жертва, хоть и восхваляется людьми, но вряд ли дойдет до Бога. Делать надо, по возможности так, чтоб твоя правая рука не знала, что делает левая. Но есть общественные проекты, есть крупные благотворители – их имена становятся известны многим: на их средства строят и восстанавливают храмы, оказывают реальную помощь конкретным людям. Потребность отдавать, делиться – это как раз и есть один из этапов духовного развития. Но при правильном духовном устроении человек понимает, что является проводником, а не первопричиной».
Леонид Чаловский
основатель компании «Евролестницы»
С настоящим духовным наставником постоишь рядом — уже многое поймешь
У меня нет духовника, хотя я человек религиозный. Убежден, что духовника дает Бог в помощь человеку — наставник поведет мирянина по жизни, отвечая на его духовные вопросы. То есть духовный отец должен помочь спасти душу духовного сына. А это крайне тяжело, потому что всю жизни мы совершаем действия, за которые будем отвечать перед Богом, когда придет время. И какие-то действия в своей жизни мирянин может совершить по совету духовного наставника. То есть на этом человеке лежит огромная ответственность, он должен быть крайне мудрым. А истинных мудрецов очень мало: с ними только молча постоишь рядом — уже многое поймешь. И если их удается найти, то это большая благодать. Как-то я был в монастыре и разговорился с одним человеком. Он сравнил ощущение веры с состоянием, когда только-только родился твой ребенок, — верующий испытывает радость такой же силы.

Почему управленцы все чаще обращаются к духовникам?

Причина первая. В непростой экономической ситуации растет психологическая нагрузка.

«В стрессовой ситуации кто-то пойдет жаловаться друзьям, кому-то потребуется помощь психотерапевта, а кто-то обратится к священнику. Но в любом случае человеку нужно проговорить боль, иначе личность попадет в тупик», — рассуждает главврач «Клиники доктора Подвигина», психиатр Сергей Подвигин.

Причина вторая. Несмотря на большое количество друзей и партнеров по бизнесу, управленцу далеко не всегда есть с кем поделиться своими проблемами.

В том числе не связанными с бизнесом. Глава адвокатской конторы Геннадий Маклаков предполагает, что обращение к духовному наставнику, как правило, продиктовано проблемами, которые возникают у человека или у его родственников. Духовник, в свою очередь, снимает накопившуюся боль.

«Человек часто приходит к духовнику, когда ему просто некуда больше обратиться», — говорит адвокат.

Причина третья. Достигнув «всего» в миру, бизнесмен испытывает потребность в духовном росте.

«Конечно, чаще всего это время кризиса определенного этапа развития, когда человек понимает, что нужен выход из ментальных ловушек: сложившихся патернов поведения, а проще говоря, тупика, — рассуждает Маргарита Масленникова. — Человек, стоящий во главе бизнеса, чаще всего начинает осознавать, что от изменений прежде всего собственной личности зависит результат в бизнесе, качество жизни и удовлетворенность ею. Когда есть поиск духа, наполняющего смыслом все, что ты делаешь, когда возникает вопрос «Зачем? Для чего?», тогда и появляется потребность задать его тому, кто нашел для себя определенные смыслы».

Причина четвертая. Благодаря пользующемуся авторитетом духовнику можно упрочить свое положение в обществе.

Существует легенда, что Алексей Гордеев, приехавший на пост губернатора Воронежской области как «опальный» министр, пригласив своих бывших коллег, других министров, в первую очередь повез их к пользующемуся большим авторитетом священнику.

Причина пятая. На обращение к религии есть своего рода мода.

«Конечно, есть среди бизнесменов и такие, кто пытается афишировать свои знакомства с популярными священниками», — считает историк-религиовед Николай Сапелкин.

Для того чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в «Фейсбук» — фото из религиозных поездок, с обрядов и т. д.

Бывают ситуации, когда доходит до абсурда: сотрудников принимают на работу, только если они соблюдают православные обряды.

Причина шестая. Обращение к корням сопровождается обращением к православию.

В материале «Зов предков» в апреле этого года DF подробно писал об интересе воронежской деловой элиты к славянизму (в широком смысле этого слова), к своим историческим корням. На этой волне растет и интерес к православию, как к части русской культуры.

Искать не духовного наставника, а Бога

Таким образом, каждый ищет и находит в общении с духовным наставником свое — кто-то действительно духовную опору, а кто-то в том числе решение светских вопросов.

Впрочем, как говорит Маргарита Масленникова, искать нужно не духовного наставника, а Бога. Тогда и духовный наставник найдется.