30 СЕНТЯБРЯ 2019 года 15:15

Но деньги вперед!

Как минимизировать риски при крупных поставках?
Photo by Loui Kiær on Unsplash
Нововоронежская АЭС
партнерский материал. Совместно с ПСБ
Партнерский материал — проект, созданный вместе с рекламодателем и для него. От обычной рекламы он отличается тем, что производится под особым контролем редакции DF. И это обеспечивает читателям увлекательный контент, а рекламодателю — усиленную отдачу от размещения на нашем портале.
Поставили крупную партию продукции, уже нужны деньги на новую для другого заказчика, а первый контрагент все еще тянет с оплатой. Знакомо? Как можно решить эту проблему с помощью факторинга? Подойдет ли он вашей компании? Разбираем аргументы «за» и «против».

Что такое факторинг и как это работает?

Просрочка платежей — одна из самых острых проблем для бизнеса сегодня. Пока поставщик ждет оплату, ему приходится выдергивать деньги из оборота на то, чтобы рассчитаться с контрагентами, выдать зарплату сотрудникам и совершить другие обязательные платежи.

Факторинг помогает снизить финансовую нагрузку при крупных поставках и при этом не требовать с заказчика предоплату (на что сегодня большинство из них не готовы). Если совсем просто — это форма товарного кредита, когда права на задолженность дебитора передаются третьей стороне. Ей может выступать специализированная финансовая компания или банк.
Схема факторинга
Выглядит удобно, правда?
Впервые о факторинге заговорили в Англии в 17 веке, когда был создан Дом факторов. В его обязанности входило изучение законов и торговых обычаев стран, на территории которых он работал, поиск надежных покупателей, а также хранение и сбыт товаров с последующей инкассацией торговой выручки. А в странах Северной Америки факторинговая деятельность получила активное развитие только в конце 19 века, в отрасли текстильной торговли.
Несмотря на солидную историю факторинга, не все компании готовы его применять. Что говорят представители известных воронежских компаний?

Финансовый директор торгово-производственной компании «Эколенд» (торговая марка «Принцесса вкуса») Роман Ермаков отметил, что для них факторинг интересен не столько для пополнения оборотных средств, сколько как инструмент риск-менеджмента:

«Мы пользуемся факторингом без регресса — такой продукт особенно актуален в условиях роста продаж и постоянного пополнения клиентской базы. Факторинг в большинстве случаев дороже кредита, но при этом он имеет и ряд плюсов:
  • его можно использовать для ресурсного обеспечения роста компании;
  • факторинг фокусируется на финансовом цикле сделки, у нас больше инструментов для решения конкретной задачи;
  • он не портит структуру баланса, не меняет финансовую устойчивость бизнеса;
  • наконец, факторинг теперь можно использовать для управления всей дебиторской задолженностью компании, а не только дебиторкой клиентов, как было раньше.

Безусловно, риски тоже есть, поэтому необходимо интегрировать этот финансовый инструмент в стратегию, операционные процессы компании и смотреть всю картину целиком».

Представитель производственной компании «Сударушка» обращает внимание на универсальность факторинга и возможность перераспределения денежных потоков, а также создаваемые условия для возможного расширения рынка сбыта:

«Факторинг нам предложил банк, с которым мы давно сотрудничаем. Этот финансовый инструмент оказался очень удобным, в нашем случае он привлекателен еще и низкой процентной ставкой. От кредитных средств мы, конечно, полностью отказываться не стали, но если их нет, то всегда можем получить финансирование за счет факторинга».
вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме факторинговая компания потерпит убытки (правда, в рамках выплаченного финансирования клиенту)
В России поставщик при совершении сделки получает 90% от ее общей суммы (авансовый платеж) — это стандартные условия факторинга у всех основных факторов рынка нашей страны. Остальную часть, за вычетом факторинговой комиссии, клиент получает уже после оплаты товара или услуги его контрагентом. В Англии и в других западноевропейских государствах, где факторинг имеет самые крепкие традиции, — в среднем 60%.
вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объёме факторинговая компания потерпит убытки (правда, в рамках выплаченного финансирования клиенту)
Но некоторые компании относятся к факторингу пока настороженно. Например, генеральный директор «Землянскмолоко» Андрей Романов сказал, что из-за своей дороговизны факторинг не показался ему оптимальным финансовым механизмом:

«За сделку мы платили бы больше, чем потеряли бы на кредите. Не скажу, что кредитная нагрузка дается абсолютно легко, но главное — правильно распоряжаться заемными средствами, повышать рост эффективности производства. К счастью, нам это удается, и на данном этапе мы не планируем заменять банковские кредиты факторингом».

Исполнительный директор «Ассоциация факторинговых компаний» Дмитрий Шевченко считает, что настоящий прорыв случится в момент, когда управление бизнесом и доступ к факторингу будут находиться в одном интерфейсе, например, в приложении для смартфона. Когда появится возможность получения факторинга в одно — два касания на экране носимого устройства, руководители бизнеса смогут в полной мере ощутить все плюсы факторинга, которых, по мнению эксперта, немало:

«В факторинге у предпринимателя выбор гораздо шире: авансирование выручки, снятие риска неплатежа клиента, передача фактору функций учетов взаиморасчетов по договорам с клиентами, контроль платежной дисциплины и финансового состояния клиента, сбор дебиторской задолженности. Банки-кредиторы этим не занимаются в принципе: у них задача — дать денег и забрать их назад с процентами, где вы эти деньги возьмете — им не интересно. В факторинге — ровно наоборот.

Влияние факторинга на рабочие процессы компании самое позитивное, эффект можно сравнить с переводом бизнес-процессов на сертифицированное качество (ИСО). Мечта любого предпринимателя — развиваться, придумывать продукты, завоевывать новые ниши и конкурировать. Для того и выстраиваются процессы, чтобы снять с себя «операционку», перейти к управлению по отклонениям, думать о развитии, а не о выживании».
Преимущества факторинга
Людмила Зернюкова, руководитель по развитию факторинга ПАО «Промсвязьбанк» в Воронеже:

«Любой бизнес для своего развития и увеличения объема продаж требует финансирования, минимизации рисков, и факторинг в этом случае, на мой взгляд, работает эффективнее, чем обычное кредитование.

Факторинг — не просто банковский продукт, а комплекс высокотехнологичных услуг, позволяющий клиенту, в том числе, переложить на фактора управление своей дебиторской задолженностью.

Размер факторингового финансирования не ограничен и может увеличиваться по мере роста объема продаж клиента, тогда как при кредите и овердрафте размер лимита устанавливается заранее на определенный срок. Совокупный размер факторингового финансирования зависит от объемов продаж клиента, и не ограничен стоимостью залога или оборотом по расчетному счету.

Немаловажно и то, что целевое использование средств фактором не контролируется — клиент использует полученное финансирование по своему усмотрению.

Выбор факторингового продукта, прежде всего, зависит от того, кто обращается за услугой — поставщик или покупатель. Для одних более подходящим вариантом является классический факторинг с регрессом или без регресса, для других — реверсивный, агентский факторинг соответственно. В частности, с помощью факторинговых схем можно профинансировать весь цикл производственно-торговой деятельности — от закупки сырья до поставки продукции.

В любом случае, от использования факторинга каждая сторона получает преимущества.

Для поставщика:
  • снижение риска ликвидности;
  • оперативное реагирование на изменение спроса на его товар/услугу;
  • увеличение прибыли за счет увеличения продаж и расширения рынков сбыта;
  • возможность предоставлять комфортную отсрочку покупателям без ущерба для бизнеса;
  • улучшение качества дебиторской задолженности.

Для покупателя:
  • получение дополнительной скидки от поставщиков за раннюю оплату поставок;
  • получение дополнительной отсрочки от фактора.

Сокращающийся последние несколько лет спред между кредитными и факторинговыми ставками делает факторинг доступным для компаний любого сегмента бизнеса, а для некоторых — единственным возможным источником финансирования.

Исторически факторинг развивался в ритейле, но по мере активизации производственной и коммерческой деятельности крупных промышленных предприятий, предоставление и получение отсрочки платежа стало серьезным конкурентным преимуществом. Это обстоятельство открыло для факторинга новые отраслевые ниши. Так, в последние годы наблюдается тренд смещения факторинга в сторону производства. Укреплению этой тенденции способствует то, что факторинговые организации нацелены на развитие комплексных отношений с клиентами и разрабатывают индивидуальные условия сотрудничества под потребности клиента.

Сохранение разрыва между факторинговыми и кредитными ставками на низком уровне наряду с повышением технологичности факторинга и, как следствие, скорости и качества обслуживания будет стимулировать устойчивый спрос на факторинг со стороны как традиционно пользующихся этой услугой, так и новых клиентов.
вид факторинга, при котором фактор приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. Однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме клиент, переуступивший долг, обязан возместить фактору недостающие средства
один из видов финансового обслуживания, при котором в факторинговую компанию обращается покупатель продукции, а не поставщик.
суть этого решения в том, что счета компании-покупателя оплачивает фактор. Задолженность перед ним она погашает в комфортные для себя сроки. Отсрочка может длиться до года. Или вместо отсрочки дебитор может уменьшить свои расходы на закупку за счет скидки от поставщика за раннюю оплату.