11 Февраля 2020 года, 16:34
По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, за 9 месяцев 2019 года (итоги всего года еще не подведены) розничные продажи пива незначительно сократились. В среднем — на 1%, в том числе в Воронежской области. У отдельных крупных российских производителей проседание было более заметным. Например, у Carlsberg («Балтика») в III квартале падение было на 12%, а у Heineken Россия — на 4-6%. Почему «пенный» рынок штормит, и что на нем будет происходить в 2020 году в Воронеже, прокомментировал для DF директор по маркетингу сети магазинов «Хмельник» Виталий Ноздрачев.

«Снижение продаж пива в 2019 году связано, прежде всего, с аномально холодным летом. Продажи в «высокий сезон» (с конца апреля по сентябрь), сильно зависят от погоды. Жара в Центральной России закончилась в последней декаде июня, и третий квартал был холодным. Отсюда и такие результаты», — объясняет Ноздрачев.

Также эксперт отметил, что продолжает расти доля продаж разливного пива, и постепенно набирает популярность крафтовое пиво. Что сказывается на продажах, прежде всего, продукции крупных производителей фасованного пива.

«Традиционно почти все продаваемое пиво (более 90%) это светлые лагеры — классические сорта низового брожения, их удобно производить, а потом и продавать пивным гигантам. Рост доли продаж альтернативных сортов (темное пиво, пшеничные, безалкогольные сорта, эли, все множество сортов, которые у нас принято называть крафтовыми) говорит о росте пивной культуры. Люди начали выбирать пиво, пробовать новое. На мой взгляд, большая заслуга в этом развивающихся региональных пивоваров и торговых сетей», — считает Ноздрачев.

По словам Ноздрачева, рынок DIOT (Draft-In-Off-Trade– сегмент разливного пива на вынос) становится более цивилизованным: остаются крупные торговые сети, небольшие магазины не могут обеспечить нужное потребителю соотношение цены и сервиса.

На сегодняшний день, согласно данным портала «2ГИС», в Воронеже и пригороде работают немногим больше 500 специализированных магазинов по продаже пива, в т.ч. 380 — под брендами крупных сетей («Бир Мир», «Хмельник», «Разливной Рай», «Хмельная миля» и др.). Только в 2019 году, по данным эксперта, более 100 небольших магазинов или закрылись, или стали работать под сетевым брендом. Бум открытий частных мини-пивоварен также сходит на нет.

«У нас достаточно крупных региональных игроков, которые могут варить пиво на уровне мировых мастеров (в Воронеже это, например, «Таркос», «Пивные Традиции», Brewlok) и они будут дальше наращивать обороты. Общая рентабельность бизнеса будет снижаться за счет высокой конкуренции и усиления регулирования рынка государством, но это не значит, что рынок продолжит падать. Думаю, что уже в этом году мы можем рассчитывать на умеренный рост продаж, а в целом российский рынок пива ждет большое будущее», — сделал прогноз эксперт.

Что касается рентабельности, другие игроки рынка на условиях анонимности говорят о том, что уже сейчас часто приходится работать в ноль — рынок в сильном демпинге.


Комментарии