19 Сентября 2023 года, 10:54
Киносценарий Андрея Платонова «Семья Иванова», напечатанный в 1946 году, вызвал резко негативную реакцию у советской литературной критики. Переработанный и изданный посмертно в виде рассказа «Возвращение», он стал классикой советской литературы.

За основу спектакля «Оружие сердец» Санкт-Петербургского государственного Молодежного театра на Фонтанке был взят именно скандальный первоисточник. В постановке переплелись война, любовь, одиночество, самопожертвование, ложь, измены, боль утраты и счастье обретения. Концовку спектакля воронежские зрители встречали стоя и с бурными аплодисментами. «Оружие» попало точно в цель зрительских сердец?

На пресс-конференции режиссер-постановщик Юрий Цуркану процитировал советского прозаика Андрея Битова: «Читая Платонова, ты как будто влезаешь в щель между наслаждением и страданием». Через весь спектакль явно проходят две эти красных нити, периодически переплетаясь друг с другом.

Спектакль начинается с воздушно-призрачной дымки довоенного времени. Семья Иванова в лице Алексея (Владимир Маслаков) и Ольги (Дарья Вершинина) и их детей Петра (Ян Юркевич) и Насти (Ульяна Ворожейкина) вышагивает в белых нарядах, выполняя почти что балетные «па». Этот элемент найдет применение и в дальнейших эпизодах постановки: танец позволяет героям абстрагироваться от окружающей действительности (либо в состоянии предсмертного бреда, либо в случае обретения иллюзорной идиллии быта военного времени).

Затем подключается еще один важнейший элемент постановки – звук. Слышен визг летящих и разрывающихся снарядов. Началась война, которая разделила семью Ивановых. Ольга с детьми и матерью Алексея – Марфой Никитичной (Регина Щукина) эвакуируются из Москвы на север страны. На перроне их встречает работник отдела кадров электростанции Семен Гаврилович Пашков (Сергей Барковский), который помогает обустроить быт Ивановым. Новый, холодный, не московский, северный. Со всеми лишениями и тяготами войны. Между Ольгой и Семеном Гавриловичем возникает связь: он потерял жену и детей под обстрелом, а Ольга получает сообщение, что ее муж погиб. Они оба – заложники обстоятельств, вынужденные привыкать жить без того, что было родным и когда-то казалось вечным.

В конце выясняется, что на самом деле, Алексей все это время был жив. Он возвращается к семье, но узнав, что Ольга ему изменила – уезжает. И только дети в последний момент вынуждают его прыгнуть с подножки уходящего поезда, наступить на горло своей гордости и простить жену.

  • Andrey_Parfyonov_F3057.jpg
  • Andrey_Parfyonov_F2665.jpg
  • 3Andrey_Parfyonov_1255.jpg
  • 3Andrey_Parfyonov_1028.jpg
  • 3Andrey_Parfyonov_0751.jpg

Фото Андрея Парфенова

Великая Отечественная – сложная тема для сценического языка, требующая большой эмоциональной отдачи от актеров и большого таланта постановщика: эмоционально дожать там, где нужно и не пережать там, где того не требуется. Еще сложнее – сделать постановку о войне, написанную уникальным художественным языком Андрея Платонова, в котором даже «электростанция стоит голая, как скелет».

Главную тему, которую я бы выделил для себя в спектакле режиссера Юрия Цуркану – одиночество души и попытки его заместить. Причем природа этого одиночества не сознательна, а вынуждена, сформирована под гнетом внешних обстоятельств. Семен Гаврилович потерял на войне всю свою семью. Он отчаянно хранит атрибуты прошлой жизни (платье жены, игрушки детей), не собираясь с ними расставаться. Ольга для него становится физическим, а не символическим (в отличие от одежды и игрушек) заместителем его утраты. В одной из сцен он говорит Ольге, что она похожа на его покойную жену. Он с радостью навещает семью Ивановых и проводит время с Петром и Настей. Но когда с войны возвращается муж Ольги Алексей, привязанность Семена Гавриловича оказывается ложной. Все эти годы он занимался самообманом, ведь его собственную семью уже не вернуть. Так же все оборачивается и для Ольги: она не в силах жить с кем-то, кроме ее супруга.

Одним из самых запоминающихся эпизодов спектакля было исполнение «Ой, кумушки, кумитеся» матерью Иванова – Марфой Никитичной. Куплет фольклорной песни заканчивается строчками:

Вы будете венки в воду пускать -

пустите вы и мой.

Ваши венки по верху плыли -

а мой на дно пошёл.

Ваши дружки с войны пришли -

а мой не пришёл.

И все это – под аккомпанемент досок, бьющихся об пол сцены и хлопков ладоней по дереву. Очень завораживает.

Чем же так зацепило «Оружие сердец» зрителей Воронежского концертного зала? Я думаю, что разгадка в человечности. Платонов не показывает нам идеальных персонажей, скорее наоборот: наглядно демонстрирует, что людям свойственно ошибаться. Именно об этом и получился спектакль: о том, какие ошибки человек может совершить под гнетом внешних обстоятельств и как их в дальнейшем исправить, пусть, поступившись своей гордостью.

Спектакль смотрел Игорь Фаустов.