27 Декабря 2022 года, 11:00
Все о бюджете Воронежской области

Об исполнении бюджета 2022 года, о приоритетных направлениях выделения средств в 2023 году и об эффективности использования различных финансовых инструментов поговорили с руководителем департамента финансов Воронежской области Надеждой Сафоновой.

– Надежда Георгиевна, как исполняется бюджет 2022 года? Можно ли уже подвести предварительные итоги по основным статьям?

– Подводить итоги в целом будем после завершения года. По состоянию на 1 декабря 2022 года доходы областного бюджета исполнены в сумме 156,9 млрд рублей, что на 9,8% больше, чем за соответствующий период прошлого года.

photo_2022-12-27_10-28-30.jpg

За 11 месяцев текущего года собственные доходы поступили в сумме 115,7 млрд рублей. Несмотря на внешние факторы, которые повлияли на экономику страны и области, под ними я понимаю изменение геополитической ситуации и санкции со стороны недружественных государств, собственные доходы областного бюджета увеличились к аналогичному уровню прошлого года на 14,0% (14,2 млрд рублей).

Сохранение положительной динамики обеспечено за счет диверсификации экономики региона, а также благодаря принимаемым Правительством России и Воронежской области мерам по поддержке наиболее пострадавших отраслей.

– Что по налоговым поступлениям в региональный бюджет?

Если говорить о налогах, то значительный прирост к 11  месяцам прошлого года сложился:

  • по налогу на доходы физических лиц – на 15,5% (+4,2 млрд рублей), что обеспечено повышением заработной платы в регионе, в том числе в бюджетной сфере;

  • по акцизам на нефтепродукты – рост в 1,33 раза (+2,4 млрд рублей) за счет увеличения ставок и объемов реализации;

  • по упрощенной системе налогообложения – на 19,0% (+1,7 млрд рублей) за счет роста оборотов малого и среднего предпринимательства, а также перехода налогоплательщиков с прошлого года на данную систему налогообложения в связи с отменой единого налога на вмененный доход.

Исходя из динамики и сроков уплаты налогов, сегодня мы уже можем полагать, что запланированные доходы областного бюджета в 2022 году будут исполнены в полном объеме. Безвозмездные поступления за отчетный период составили 41,2 млрд рублей. Доходы поступают ритмично. Расходы областного бюджета исполнены в сумме 147,7 млрд рублей.

– Расскажите, пожалуйста, о расходах на реализацию национальных проектов.

– Действительно, данному направлению в последние годы уделяется особое внимание. На эти цели в 2022 году предусмотрено 28,2 млрд рублей, в том числе с привлечением федеральных средств в сумме 16,2 млрд  рублей (собственных средств – 12,0 млрд рублей). Финансирование расходов в рамках национальных проектов на 1 декабря 2022 года составило 20,5 млрд рублей. Перед всеми исполнителями проектов стоит задача 100% достижения всех показателей.

– Давайте теперь поговорим о финансировании других важных направлений.

– Значимая часть расходов направлена на социально-культурную сферу. На эти цели уже направлено 98,9 млрд рублей. Хочу отметить, что это не только текущее содержание сети, но и капитальные вложения. Например, на капремонт объектов выделено 3,6 млрд рублей, или в 1,7 раза выше (1 млрд 531,2 млн рублей), чем в прошлом году, что позволило отремонтировать 358 объектов образования, здравоохранения, культуры, спортивные объекты.

С целью повышения качества диагностической и лечебной деятельности по решению губернатора области Александра Викторовича Гусева на приобретение оборудования дополнительно выделено 2 млрд 348,3 млн рублей.

photo_2022-12-27_10-28-33.jpg

Ежегодно растет объем средств, выделяемых на реализацию адресной инвестиционной программы. В 2022 году это уже больше 21 млрд рублей (21 млрд 104,8 млн рублей). К примеру, в этом году уже введены в эксплуатацию 5 школ, 4 детских сада, 9 врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов, культурно-досуговый центр, 4 объекта физкультуры. В муниципальных районах построено 6 котельных, 33 объекта водоснабжения.

Необходимо также отметить и ряд других направлений расходования средств.

Существенное внимание уделяется государственной поддержке аграриев. Ее объем составил 7,9 млрд рублей, в том числе за счет федеральных средств – 4,6 млрд рублей, областных средств – 3,3 млрд рублей. Также хочу обратить внимание и на жилищно-коммунальное хозяйство. На эту сферу выделено 9,8 млрд рублей, из них 2,3 млрд рублей направлены на реализацию регионального проекта «Формирование комфортной городской среды». Реализация данного проекта позволила в текущем году благоустроить 47 дворовых территорий и 67 общественных территорий.

1 млрд 84,3 млн рублей направлено на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в результате чего будет расселена площадь в 29 тыс. кв. м., что позволит улучшить жилищные условия 1 744 жителям области.

Кроме того в этом году мы выделили почти 800 млн рублей для обновления коммунальной техники во всех муниципальных районах и городских округах Воронежской области.

– Традиционно тысячи людей внимательно следят за проведением строительных ремонтных работ на автодорогах области. Что было сделано в этом году для улучшения дорожной инфраструктуры?

– Что касается дорожного фонда Воронежской области, общий его объем составляет 21,5 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета 2 млрд рублей. Исполнено на текущую дату 17,2 млрд рублей.

Уже завершены работы по ремонту автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Воронежской области в 23 муниципальных районах общей протяженностью 334,12 км и стоимостью 4,7 млрд рублей, проводятся работы по приведению в нормативное состояние мостовых сооружений на региональной сети автодорог.

Бюджетам муниципальных образований Воронежской области на капитальный ремонт и ремонт автодорог в текущем году предусмотрены субсидии в сумме более 2,9 млрд рублей. На эти средства планируется до конца года отремонтировать 756 км автодорог местного значения.

– Интересно было бы узнать об основных параметрах областного бюджета на 2023 год.

– Областной бюджет на 2023-2025 годы прошел широкое обсуждение и 16 декабря закон об областном бюджете был принят депутатами регионального парламента во втором, окончательном чтении.

Параметры областного бюджета на 2023 год по доходам – 156,7 млрд рублей, расходы составят 170,6 млрд рублей. Прогнозируемый размер технического дефицита – 13,9 млрд рублей. Почему я применяю термин «технический»? Потому что он имеет гарантированные источники финансирования, в том числе мы формируем переходящие остатки средств на следующий год и участвуем в распределении федеральных инфраструктурных бюджетных кредитов, которые нам уже одобрены.

– Губернатор Воронежской области Александр Гусев неоднократно отмечал социальную направленность бюджета. Могли бы привести примеры, на какие социально значимые статьи вырастут расходы?

– Да, действительно, бюджет у нас сохраняет социальную направленность. Основную долю расходов бюджета составляют расходы отраслей социальной сферы – порядка 66% или 106,2 млрд рублей. Это расходы на здравоохранение, образование, социальную политику, культуру, спорт и физическую культуру, занятость.

С 1 сентября, по решению Александра Викторовича Гусева, заработная плата всех категорий работников областных и муниципальных учреждений уже выросла к уровню прошлого года на 15%, что почти в 3,8 раза выше темпов роста, предусмотренных на федеральном уровне (с 1 октября 2022 года на 4%). А с 1 января 2023 года заработная плата «указных» категорий работников, а это врачи, средний медицинский персонал, учителя, работники учреждений культуры и соцработники в среднем будет увеличена на 10,5%, в соответствии с ростом дохода от трудовой деятельности по региону – статистическому показателю, к которому данная заработная плата привязана. Оплату труда остальных категорий работников планируется увеличить на 5,5% с 1 октября 2023 года – это подход, предусмотренный на федеральном уровне.

Всего, с учетом изложенных подходов, общие расходы на увеличение оплаты труда за счет средств областного бюджета составят 4 млрд 23,7 млн рублей. Это один из примеров роста социальных расходов.

photo_2022-12-27_10-28-36.jpg

Большая статья расходов – это меры социальной поддержки. В Воронежской области осуществляются выплаты по 57 видам публичных нормативных обязательств (компенсаций, пособий). С учетом средств, поступающих из федерального бюджета, расходы на меры социальной поддержки планируются в сумме 13 млрд  502,7 млн рублей.

Растут расходы и на жилье для детей-сирот. В следующем году на приобретение жилья детям-сиротам запланировано 1 млрд 281,6 млн рублей (с учетом федеральных средств), с ростом к текущему году на 223,1 млн рублей или на 21,1%. В том числе предусмотрено 150 млн рублей на новую меру социальной поддержки в виде предоставления сертификата детям-сиротам на приобретение жилья.

Можно еще долго продолжать, просто отмечу, что все обязательства в социальной сфере обеспечены финансированием в необходимом объеме с учетом индексации.

– И в завершение хотелось бы спросить про такой новый финансовый инструмент, как инфраструктурные кредиты. Могли бы рассказать, какие суммы были получены в его рамках Воронежской областью и куда они будут направлены?

– Да, это один из новых финансовых механизмов регионального развития. Инфраструктурный кредит предоставляется сроком на 15 лет по ставке 3% годовых на конкретные проекты, прошедшие детальную экспертизу на федеральном уровне и отобранные Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации. Среди критериев отбора проектов хочу отметить следующие:

  • объем привлекаемых внебюджетных средств инвесторов должен быть не менее бюджетного кредита;

  • объем собственных доходов области от реализации инфраструктурного проекта за 15 лет должен превышать наши расходы на погашение и обслуживание бюджетного кредита (всего 14,4 млрд рублей: кредит 11,3 млрд рублей + проценты 3,1 млрд рублей).

В течение 2022-2025 годов в бюджет области планируется привлечь федеральные средства в виде инфраструктурного бюджетного кредита в сумме 11 млрд 266,7 млн рублей на финансирование 9 инвестиционных проектов. В текущем году Воронежской областью уже привлечены средства на общую сумму 2 млрд 395,1 млн рублей. В 2023-2025 годах будет продолжено взаимодействие с Минстроем и Минфином России по вопросам реализации инфраструктурных проектов.

Средства будут направлены на создание и развитие инфраструктуры особой экономической зоны «Центр», индустриального парка «Масловский» и территории опережающего социально-экономического развития «Павловск». Также большая доля средств будет направлена на строительство инженерных и транспортных коммуникаций при комплексной жилой застройке территорий города Воронежа.