5 Февраля 2021 года, 11:37
20210120_195952_0_cr.jpgРиски и возможности-2021 по версии основательницы компании «Идеальный пол» Маргариты МАСЛЕННИКОВОЙ 

«Каждый 3-й владелец малого бизнеса опасается жестких ограничений из-за ковида. Но это только видимая часть айсберга»

— Я бы выстроила рейтинг рисков 2021 года несколько иначе, чем в проведенном исследовании. Думаю, что большинство из знакомых мне предпринимателей назвали бы основными рисками снижение доходов населения и потребительского спроса, а также увеличение инфляции. Каждый 3-й владелец малого бизнеса опасается жестких ограничений, связанных с распространением инфекции. Хотя это только видимая часть айсберга. Уже в 2020-м возникла устойчивая тенденция неопределенности и хрупкости, прилетевший «черный лебедь» поменял не только условия ведения бизнеса, но и его смыслы, заставил задать самому себе неудобный вопрос: «Зачем?» Произошла трансформация ценностей и приоритетов, и она дала шанс компаниям совершенно нового типа заявить о себе. А привычные бренды, чье поведение было и остается социально ответственным, стали нами цениться еще сильнее.

«Мы пережили и перекрытие границ, и непростую политическую ситуацию в Белоруссии»

— Основной проблемой в 2020-м стало нагнетание в информационном поле атмосферы страха, неопределенности и безысходности. Противоречивость поступающих сведений, распоряжений без четкого алгоритма действий стала своеобразной притчей во языцех. Самое первое, о чем я думала как руководитель, — это о том, как сохранить здоровую команду и выполнить обязательства по уже принятым заказам. Помню, как в какой-то момент перекрыли границы, а для бизнеса это означало, что будут задержки поставок товаров. Казалось бы, причина объективная, но она могла привести к лавине возвратов и недоверию потребителей. С одной стороны, нас спасло то, что наш основной поставщик находится на территории Белоруссии, — логистика работала четко. С другой — непростая политическая ситуация создавала дополнительную тревогу о перспективах сотрудничества. Но, к счастью, все обошлось.

«Руководителям стоит развивать в себе человечность и способность быть теплым»

— Что стало главным уроком пандемии? Вспоминается цитата из «Мастера и Маргариты»: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» У меня, как, наверное, и у многих, было ощущение, что мир поставили на паузу, и нас заставляют пересмотреть приоритеты. В декабре на международной конференции «Восток и Запад встречаются в Санкт-Петербурге» мысль о глобальных изменениях транслировалась всеми спикерами. А основными качествами лидеров-руководителей были названы человечность и способность быть теплым. Мне тоже кажется, что в новом году это может стать вектором управленческого развития: указанные качества позволяют работникам чувствовать себя не просто подчиненными, которых наняли для выполнения каких-либо задач, а частью команды, которая делает одно дело. А это положительно влияет на мотивацию сотрудников и в конечном счете на результат работы компании.

«У нас хороший задел на будущее: в 2020-м мы сохранили весь персонал и увеличили объемы продаж на 34%»

— Если проанализировать итоги 2020 года, то для компании «Идеальный пол» он был довольно удачным. Во-первых, мы сохранили весь персонал — квалифицированные кадры для меня всегда были в приоритете. Во-вторых, увеличили объемы продаж на 34%. В-третьих, у нас развивались партнерские отношения по отдельным проектам с московскими коллегами в онлайн-пространстве. И это хороший задел на будущий год. Лично для меня 2020-й тоже был продуктивным — как минимум мне удалось сохранить и свой позитивный настрой, и боевой дух коллектива.

«Автоматизация и цифровизация бизнеса — чуть ли не ключевой фактор выживания»

— Однако появились не только новые вызовы, но и возможности. Впервые мы, бизнесмены, получили прямую поддержку от государства — например, субсидию, позволившую сохранить штат сотрудников во время коронавирусных ограничений весной 2020 года. Во многом это подтолкнуло управленцев к более внимательному взгляду на ОКВЭДы, которые многие из нас воспринимали формально. У средних и мелких компаний были опасения, что их поглотят более крупные игроки рынка. И эта стрессовая ситуация, думаю, подтолкнула управленцев к автоматизации бизнес-процессов, введению современных цифровых инструментов, что стало чуть ли не ключевым фактором выживания и в 2020, и в 2021 годах.

«В этом году мы активнее двинемся в сторону дистанционных продаж»

— Благодаря автоматизации появилась еще одна возможность для бизнеса — предоставить покупателям максимально индивидуализированный сервис, и он, думаю, будет основным показателем высокого качества, которое потребители оценивают рублем. Например, во время пандемии мы стали развивать дистанционные продажи. Казалось бы, у нас довольно специфичная сфера: потребителям должно быть трудно выбрать напольное покрытие через интернет — хочется прийти в магазин, посмотреть несколько вариантов, пощупать их, а потом уже принять решение о покупке. Но мы достаточно быстро нашли выход из сложившейся ситуации, и в этом нам помогли сами покупатели. Наши специалисты давали подробнейшую онлайн-консультацию, она позволяла избежать лишних рисков при подборе материалов. Понравившиеся варианты мы отправляли на согласование покупателю с курьером, а весь остальной процесс оформления покупки происходил дистанционно. В этом году мы активнее двинемся в сторону дистанционных продаж — для этого все системы уже созданы и протестированы.

«Рост спроса на загородное жилье показал новые возможности для развития рынка стройматериалов»

— Меняются тренды и приоритеты потребителей — им стала важна близость к природе. В прошлом году неожиданно вырос спрос на загородное жилье, многие захотели привести в порядок, обновить ту территорию, на которой пришлось и жить, и работать. В 2021-м тренд сохранился: натуральность и естественность постепенно перебираются из бьюти-индустрии и экопродуктов в дизайнерские решения. Мы увидели этот тренд и стали продавать больше полов из натуральных материалов.

«Наши планы, на мой взгляд, должны строиться вокруг укрепления личного здоровья»

— Хочешь насмешить бога — расскажи ему о своих планах. Но все же лично я планирую завершить образование в Высшей школе экономики (ВШЭ) в Москве и посетить Дубай с деловой поездкой в составе российской делегации деловых женщин. И тем не менее все наши планы, на мой взгляд, должны строиться вокруг укрепления личного здоровья, оно просто необходимо для достижения любых целей. Поддержка тех, кто пострадал от последствий COVID-19, — это не только задача государства, но и наша личная ответственность, так как все мы части целого. 

СПРАВКА 

Маргарита Масленникова — руководитель компании «Идеальный пол», руководитель некоммерческой организации «Совет женщин» г. Воронежа, член правления «Союза женских сил по поддержке гражданских инициатив и проектов», г. Москва.


Комментарии