26 Января 2021 года, 13:30
_ABL0085-1 copy (2) (2).jpgАлександр Сысоев — о том, какие проблемы назрели в спортивном образовании и спорте в целом и что пора менять

23 декабря ректор ВГИФК Александр Сысоев был избран на должность президента Ассоциации образовательных организаций высшего образования в сфере физической культуры и спорта, которая объединяет 14 спортивных вузов. Какие цели и задачи он видит на новом посту, и как его назначение отразится на развитии воронежского спорта? 

«Разделение понятий физкультура и спорт поможет эффективнее тратить бюджет и на то, и на другое»

— Начнем с простых определений. Спорт — это соревнование человека с человеком или команды против команды. А что такое физкультура? Это спор не между людьми, а преодоление одним человеком себя и обстоятельств. Тогда возникает вопрос: почему на самом высоком государственном уровне физкультуру и спорт измеряют одинаково? Например, считается, что количество занимающихся физкультурой и спортом должно быть 40% от общей численности населения. Но как мы можем суммировать тех, кто тратит здоровье (а спорт высших достижений — это неминуемые травмы) и тех, кто это здоровье приобретает (занимается 3 раза в неделю для себя)? Разве это правильно?

Есть прекрасный способ измерения здоровья — комплекс ГТО. Для каждого возраста есть установленные нормативные требования по трем уровням трудности, соответствующие золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия. Человек пробежал, присел, подтянулся — узнал свой уровень подготовки. Все! Зачем устраивать соревнования по ГТО? Зачем человеку сравнивать себя с другими? Логика рассыпается абсолютно. А что одновременно самое смешное и печальное — на такие физкультурно-спортивные соревнования (уже сам термин — нонсенс) ежегодно тратится 80-85% спортивного бюджета страны! Какой от них толк?! Кто на них обращает внимание?

Считаю, что первоочередной задачей является четкое разграничение проблем и вопросов развития физической культуры (ЗОЖ) и спорта (индустрия спортивных соревнований и спортивных развлечений). И разделить на них бюджеты, понять, сколько действительно нужно вкладывать в спорт, сколько в развитие физкультуры (то же строительство спортивных площадок «у дома», комплексов для любительских тренировок). Тогда финансирование будет более эффективным.

«Спорт должен быть мощным экономическим драйвером, а не просто красивой имиджевой идеей»

— Где мы сегодня можем увидеть поднимающейся флаг страны и услышать ее гимн? Только на международных спортивных соревнованиях. Это повышает престиж государства. К тому же успех спортсмена делает его привлекательным образом для остального населения страны. Один чемпион может привести в спорт тысячи новых людей. Но помимо имиджа спорт может и должен приносить пользу экономике государства. Спорт высших достижений должен стать полноценной отраслью экономики.

Затратив силы на создание системы подготовки спортсменов высокого уровня и решив задачу успешного выступления национальных сборных команд, нельзя не воспользоваться возможностью создания внутренних чемпионатов и лиг, которые будут интересны зрителям и инвесторам, а, следовательно, станут мощным экономическим драйвером. Пожалуй, самый яркий в этом плане пример — Английская футбольная премьер-лига. Финансовые вливания от рекламы крупнейших брендов дают ей возможность привлекать в свои команды лучших игроков мира, что в свою очередь повышает зрелищность матчей и, как результат, зрительский интерес. Готовых тратить деньги на покупку платных ТВ-трансляций, билетов на стадион или игровой формы любимого клуба множество. Получается непрерывный финансовый круговорот.

Однако это невозможно без современной спортивной массово-зрелищной инфраструктуры, создание которой сегодня необходимо не менее чем в 18, а лучше 24 субъектах страны, имеющих миллионное население (потенциальные «рынки»). Почему такие цифры, только эти регионы? Дело в том, что современный дворец спорта не окупится, если не будет полностью заполняться в день соревнований.

«Какой толк от 150 видов в спорте в регионе, если условий нет и для 5?»

— С советских времен у нас осталась тяга к большим цифрам. Например, если в регионе развивают 150 видов спорта — это хорошо. Но толку от этого показателя, если на самом деле нет нормальных условий даже для 5 видов? Нет инфраструктуры, профессиональных тренеров, нет ничего. В этом плане полезно посмотреть на опыт других стран. Возьмем Сербию. Там не пытаются преуспеть во всем, у них есть 5-6 национальных видов спорта, в которых их спортсмены традиционно успешны: футбол, водное поло, баскетбол и т.д. Или есть вообще моноспортивные державы. Литва — это баскетбол. Страна, население которой немногим больше населения Воронежской области регулярно завоевывает медали на международной арене. Все это можно спроецировать на региональный масштаб. 

В каждой области есть 2-3, где-то 5-7 базовых видов спорта. Вот и нужно сконцентрироваться на подготовке резервов именно в этих направлениях, создавая специальную инфраструктуру, обучая тренеров по соответствующим дисциплинам и т.д. Зачем распылять силы и деньги, зная, что результата ждать не приходится? 

Сегодня пик спортивных результатов спортсмена сдвинулся с 20-21 года до 25 лет. Казалось бы — просто лишние 4 года. Но если раньше на подготовку чемпиона уходило 8-10 лет непрерывных занятий по нарастающей, то теперь 14-15 лет. И возникает целый ряд вопросов. Сколько будут стоить эти дополнительные 5 лет подготовки? Кто за это будет платить? Как для этого менять базу для подготовки? Необходимо учитывать все эти моменты, а не просто вкладывать деньги во все подряд, что связано со спортом. Только тогда расходование бюджетных денегстанет эффективным и рациональным.

«Спортивные вузы должны разделить обучение спортсменов и тренеров»

— Если говорить о спортивных вузах, то я вижу следующие назревшие изменения:

1.       Разделение между обучением действующего спортсмена и подготовкой тренеров по конкретным дисциплинам.

2.       Создание материальной базы — объединение профильных вузов, училищ олимпийского резерва с уже созданными действующими федеральными базами и центрами подготовки.

3.       Создание на базе центра спортивной подготовки института «службы государства», по типу альтернативной службы в рядах российской армии, что позволит обеспечить непрерывный тренировочный процесс перспективных спортсменов.

4.       Создание стипендиального фонда для молодых спортсменов и создание возможности опытным спортсменам после завершения карьеры продолжить работу в профильной отрасли, в другом качестве, что позволит им монетизировать свой опыт и знания. 

Возможно, предложения кажутся слишком масштабными, результаты от их реализации далекими и негарантированными. Но это только часть большого проекта, который был нами разработан. Если не начать делать конкретные шаги уже сегодня, то мы так и останемся в стартовых колодках, в которые встали после распада Советского Союза и советской спортивной системы. А государство продолжит вливать в физкультуру и спорт бюджетные деньги, не получая в ответ желаемого результата.

Все намеченные нами преобразования, конечно, будут иметь конкретный план их воплощения: и по датам, и, самое главное, по людям. Институт физической культуры — это та колыбель, которая и будет воспитывать будущее поколение тренеров и спортсменов таким образом, чтобы они были готовы к новым вызовам, в первую очередь, ментально. Поэтому мы в ассоциации наметили план мероприятий работы с губернаторами, с правительствами мест присутствия спортивных вузов. Те, кто увидит маяк наших идей и будет предлагать свои интересные способы их реализации — получат грантовую поддержку. С министерством спорта мы придадим акцент идеологической и просветительской работе. Эта статья — первый шаг для просвещения жителей Воронежа. И тех, кто занимает руководящие посты в правительстве региона, и тех, кто занимается спортом или только планирует связать с ним свою жизнь.


Комментарии