11 Декабря 2020 года, 16:50
image-09-11-20-11-31_0_cr.jpgНаталья Власова — о проблемах в образовании от лица родителей 

Почему мультимедийная доска и другая техника – не панацея от проблем в образовании? Молодой учитель: в каких случаях это хуже, чем его зрелый коллега? Какие проблемы в школьном образовании обнажила дистанционка? На эти и другие темы рассуждает директор школы иностранных языков International House Voronezh­Linguist и автор проекта «Академия «Профиль», мама двоих детей Наталья ВЛАСОВА. 

«Проблема возрастных учителей во многом надуманная»

— Сегодня часто можно услышать сетования на то, что в школах мало молодых учителей, которые могли бы общаться с ребенком на одном языке. Но давайте посмотрим на эту проблему с другой стороны.

В Воронеже появляется все больше центров и лагерей по работе с одаренными детьми. Но чтобы педагоги могли развивать одаренность, ребенок должен иметь определенную базу школьных знаний. Ведь, по сути, одаренность может и не проявиться только потому, что ребенка вовремя не заинтересовали предметом. Поэтому в школах должны работать не просто педагоги, а наставники, которые увлекут ребенка. И здесь, конечно, многое зависит от личности педагога и его жизненного опыта. Я убеждена, что даже самый талантливый педагог в 22 года, владеющий современными методиками, не сравнится с учителем, которому 30 или 40 лет. Это два разных человека с разным жизненным багажом. Но при этом если молодой педагог постоянно развивается и растет как профессионал, он в свои 30 лет будет сильнее, чем его коллега­сверстник, опирающийся только на знания, которые он когда‑то получил в вузе.

«Современному ребенку не нужен классический учитель, ему нужен проводник и наставник»

— Продолжая тему наставничества. Пандемия обострила эту проблему, назревавшую уже давно. С появлением коронавируса школы столкнулись с необходимостью онлайн­обучения. Технология не нова — о ней на всех уровнях говорили почти 10 лет. Но мы увидели, что педагоги в школах не до конца осознают, как меняется их роль с переходом на онлайн­режим.

Во­первых, теперь они конкурируют уже не только между собой — учителями­предметникам в школе N, — но и с педагогами по всему миру, чьи уроки есть в открытом доступе в интернете. Во­вторых, у педагогов появляется задача быть не просто учителем, а наставником, тьютором для ребенка — эдаким информационным проводником, который подсказывает детям, где и какую информацию они могут получить. Источников много, не все качественные, поэтому нужно подсказать ребенку, что именно ему стоит посмотреть или прочитать. Но пока мы видим, что условная Мария Ивановна по физике показывает в Zoom свои конспекты и считает, что этого достаточно.

«Ребенку важно живое общение, а не мультимедийная доска»

— У нас очень долго говорили о том, что в школах нет современной инфраструктуры, недостаточно техники. Но за последние несколько лет в Воронеже построили много новых школ с современным оборудованием. Однако помимо внешних изменений должны быть и внутренние. Школьник — это человек, а человеку прежде всего нужен человек, то есть педагог и одноклассники, а не только мультимедийная доска. Подтверждает этот тезис пресловутая дистанционка, которая и провоцирует разобщение детей. Они сидят за компьютером, общаются в основном с учителями, а потом, когда возвращаются в социум, не понимают, как друг с другом контактировать. Поэтому теперь перед школами стоит другая задача — среди всего этого современного оборудования грамотно выстроить общение детей как с учителем, так и друг с другом.

«Частные школы должны делиться методиками с общеобразовательными»

— Конечно, рано или поздно общеобразовательные школы адаптируются к современным вызовам, и система образования будет меняться. Но это могло бы произойти быстрее, если бы к процессу более активно привлекались частные школы, которые могли бы делиться эффективными методиками преподавания. Помните, еще 15 лет назад незнание иностранного языка люди объясняли тем, что у них нет к нему склонности. А сейчас это уже не аргумент, потому что правильно подобранная методика позволяет заговорить на иностранном каждому. Так в принципе и со всеми предметами.


Комментарии