14 Октября 2020 года, 15:11
photo_2020-10-14_15-10-59.jpgКак сохранить штат и мотивировать кадры, несмотря на вторую волну коронавируса?

Если вывести за скобки туризм, сфера общепита, пожалуй, самая пострадавшая от коронавируса отрасль. Кафе и рестораны весной практически не работали, собственникам приходилось как-то решать проблемы, сокращая издержки. Самое простое решение в этой ситуации – сокращение штата. В компании «Стерх» («Шоколадница», «Воронеж кейтеринг», корпоративное питание) за все это время не был уволен ни один человек. Коллектив, а это более 100 сотрудников, удалось сохранить без потерь. На фоне вполне ожидаемой осенней «второй волны» о рынке кадров в общепите, его специфике и уникальности, мы поговорили с совладельцем «Стерха» Андреем Сувериным. 

– Как вам удалось сохранить штат, когда заведения несколько месяцев полностью простаивали, да и рынок корпоративного питания сократился в разы? 

– Первым делом мы решили перераспределить сотрудников по работающим подразделениям, добавили им дополнительные задачи. К примеру, повар, у которого во время пандемии рабочий день стал короче на 2 часа из-за того, что заказов стало меньше, начал делать списания и инвентаризацию. По факту он работал с той же нагрузкой, что и раньше, получая ту же зарплату, но его функционал расширился. Всех, кто не был загружен работой, мы отправили в оплачиваемые отпуска. При этом, главное, что мы сделали в это тяжелое время, мы дали понять людям, что компания их не бросит, что все под контролем, не нужно паниковать и нервничать. Мы сами, весь наш топ-менеджмент вел открытый спокойный диалог с сотрудниками, поэтому не было никаких срывов, демаршей с их стороны. Все понимали, что сейчас нужно пережить, перетерпеть этот период, а потом все будет, как прежде. Даже лучше. В результате мы достаточно быстро вышли на безубыточность, и обошлись без сокращений. 

– В интервью для проекта DF «Парад победителей» вы говорили, что 99% сотрудников остались работать в компании, но зарплаты пришлось немного сократить. Отразилось ли это на отношении сотрудников к своим обязанностям? Многие работодатели говорят о том, что надеялись на понимание сотрудниками сложившейся ситуации, на то, что люди будут держаться за работу и работать лучше. Но этого не произошло. А как было в «Стерхе»? 

– Сокращение зарплат у нас было временным, всего на один месяц. Затем мы ситуацию выровняли. Честно говоря, я не заметил каких-то кардинальных перемен в отношении людей к своей работе. Ни в лучшую, ни в худшую сторону. Понимаете, рынок общепита очень сложный, он всегда испытывал дефицит квалифицированных кадров. Это общая боль всех воронежских рестораторов. Найти и обучить специалиста — гораздо дороже, чем сохранить имеющегося. Поэтому мы ставили перед собой задачу — удержать сотрудников, не дать им уйти. Как это сделать? Понятно, что не только за счет материальной мотивации. 

Обратите внимание, что о нас как о работодателе практически нет отрицательных отзывов в интернете. Хотя зарплата наша — средняя по рынку, это не запредельные суммы. Значит, люди ценят в нас что-то помимо денег. Я думаю, что важную роль играет наша честность с сотрудниками – мы не обещаем золотые горы, но при этом платим ровно столько и при таких условиях, которые были оговорены при приеме на работу. И еще я как руководитель категорически против штрафов. Единственное, за что могут оштрафовать в «Стерхе» — за несоблюдение санитарной безопасности, за этим мы очень внимательно следим. А вообще я убежден, что штрафы демотивируют. Лучше отблагодарить человека за хорошую работу, чтобы его коллеги последовали примеру и приложили все усилия для достижения такого же результата. Они сами должны захотеть проявить себя. Выжать максимум из сотрудника, а потом его выбросить — это точно не наш стиль работы. К тому же, как правило, человек, получивший штраф, начинает злиться и строить планы, как отомстить начальнику. Он найдет, как обмануть работодателя и вернуть себе то, что у него отобрали. Давайте честно признаемся, никто не любит признавать себя виноватым. Если что-то не получается, всегда найдется оправдание самому себе. Редко кто может признаться домашним, что сам виноват в том, что в этом месяце принес домой меньше денег, чем обычно. 

В общепите, кстати, проблема оплаты труда сотрудников одна из наиболее острых. Есть, например, рестораторы, которые не платят официантам гарантированную зарплату или делают ее мизерной, ориентируя их в первую очередь на чаевые. И пандемия очень хорошо высветила эту проблему – люди фактически остались без денег, и неудивительно, что многие решили поменять сферу деятельности. У нас подход другой: мы обеспечиваем гарантированную часть, а чаевые — это премия официанта, которую он заработал свои трудом. Во время пандемии мы не изменили своим правилам, все обязательства выполнили. Сотрудники ответили нам тем же.

– Какие изменения произошли в организации работы сотрудников во время пандемии?

– Для нас пандемия стала временем экспериментов. Многие сотрудники теперь могут спокойно работать удаленно. Например, если у бухгалтера заболел ребенок, она может не уходить на больничный, а делать работу из дома.

А вообще для себя я сделал такой вывод: главное — не паниковать, потому что сотрудники прекрасно улавливают настроение руководства. У нас в привычном режиме проходили планерки, мы спокойно решали текущие задачи. Настрой у всех был боевой: наша компания на рынке давно, мы сталкивались за это время с разными проблемами, но всегда их преодолевали. Так почему в этот раз должно было быть как-то иначе? Сейчас хотим сделать наш персонал еще сильнее, поэтому планируем отправить людей на обучение. Для нас приоритет — качество услуг. Человек приходит в ресторан не только поесть, но и побыть в приятной атмосфере с хорошим уровнем сервиса. 

– Сейчас бизнес активно готовится ко второй волне. На ваш взгляд, как она отразится на кадрах рынка общепита?

– Конечно, к пандемии оказались готовы не все. И если вторая волна пройдет по тому же сценарию, что и первая, думаю, нашей отрасли придется очень тяжело. Возможно кто-то закроется, допускаю, что кто-то задумается о смене сферы деятельности. Но если наш сотрудник, профессионал, примет такое решение и уйдет на время в другую компанию или вообще сменит отрасль, а затем решит вернуться к нам, мы обязательно примем его обратно. Я не разделяю такой подход, что если вы расстались с сотрудником однажды, то ваши двери должны быть для него закрыты навсегда. В жизни бывают разные ситуации…


Комментарии