25 Сентября 2020 года, 10:00
Черный черствый хлеб тупой ломает нож,
Уставлены глаза в размытый горизонт.
Прямо с потолка идет бесшумный дождь,
Бегущая строка уперлась в переплет.

А во что уперлась жизнь Павла Прохоровича Оброшенова, роль которого филигранно, как и подобает большому мастеру, исполнил Константин Райкин? Кажется, в тупик. Да в такой, что тупиковее и не бывает. Нищета, куча долгов, роль шута — все ради того, чтобы обеспечить двух дочерей. Они — единственный смысл его существования.

«Ты, может, думаешь, что я всегда такой был? Ну, нет, брат. Смолоду я сам был горд. Ну, а там пошли дети, доходов стало недоставать — там уж всякая амбиция пропала. Сначала самому не сладко было, а там и привык, и сам стал паясничать и людей стыдиться перестал. Изломался, исковеркался, исказил себя всего, и рожа-то какая-то обезьянья сделалась».

В каком году Островский написал свою пьесу? Не спрашивайте «Алису» — в 1864 году. Но как актуально в 2020?! Недаром на пресс-конференции режиссер спектакля Евгений Марчелли отмечал вечность произведений Островского — «Все болевые точки его пьес сохранились и в наши дни». Это же стало и поводом сделать спектакль «растянутым во времени»: здесь есть фраки с цилиндрами, но также найдется место современным кроссовкам и джинсам. Про платье-пиджак Алены Разживиной (сыграла роль старшей дочери Оброшенова) промолчу – это надо видеть. Это еще один инструмент, которым пользуются авторы, чтобы прокричать — за 156 лет не поменялось ровным счетом НИ-ЧЕ-ГО! Одни считают копейки, чтобы оплатить проиндексированные в очередной раз коммунальные платежи, другие — выбирают мрамор для ванной комнаты: итальянский или все-таки греческий? Одни выискивают красные ценники в супермаркете, другие — вздыхают, что в этом году не запаслись севильским хамоном… Продолжать можно бесконечно.

И так каждый Божий день –
Больше денег, больше дел.

  • AndreyParfyonov0707 (1).jpg
  • AndreyParfyonov0835.jpg
  • AndreyParfyonov1249.jpg

Деньги уже не средство. И даже не цель. Это культ. Чем мог бы заниматься сегодня богатый купец Хрюков? Да чем угодно! Строительство, аграрный сектор, микрокредитная организация... Этот подвид Homo Zhadinus страстно любит деньги и власть — сцена, когда Хрюков (изумительно отвратный в исполнении Дениса Суханова) пересчитывает купюры, показывает это зрителю в caps lock. Он испытывает просто физическое наслаждение — «Деньги дадут мне все: статус, власть, женщин — ВСЕ!». И уже никто не готов, да и не хочет признать, что сам навеки стал рабом Золотого тельца.

Но может ли что-то противостоять этому спруту алчности, корыстолюбия и жажды власти? Кто знает… Любовь? Пожалуй. Но только настоящая, а не состоящая лишь из совместных селфи в Инстаграм или того хуже — видео в TikTok. За которыми пустота: сегодня одна — завтра другая: есть ли разница — непонятно. А по факту каждый сам отвечает на вопрос, вынесенный в заголовок. Можно ли обойтись без шутовства? Или ради комфортного места в этом обществе ты согласен преломить себя через колено и стать таким же поддонком, какого ты ненавидел всей душой и телом?

Валентин Васильев

Фото Андрея Парфенова


Комментарии