25 Февраля 2020 года, 18:09
Безбумажный документооборот в банках: что изменится для клиентов?

Крупнейшие банки до конца года планируют полностью перейти на электронный документооборот. Как модный тренд на цифровизацию будет реализован на практике? Все ли для клиентов будет так просто, как заявляется? Или есть подводные камни? А что получат сами банки?

Как будет происходить подписание документов?

После перехода на безбумажный документооборот клиенты банков также будут подписывать документы онлайн. Как это будет происходить — рассмотрим на примере ВТБ, где в части операций безбумажный документооборот используется с IV квартала прошлого года.

По словам руководителя департамента розничного бизнеса – старшего вице-президента ВТБ Мигеля Маркарянца, процесс происходит следующим образом: сотрудник банка формирует операцию в системе и отправляет электронный документ на подписание клиенту в ВТБ-онлайн. В свою очередь, клиент получает смс/push уведомление. По ссылке из уведомления он авторизуется в ВТБ-Онлайн стандартным образом и попадает на страницу с оформляемой операцией. Клиент видит основные условия операции, а также сам договор в электронном формате. После ознакомления он может подтвердить операцию ПЭП (простой электронной подписью) в ВТБ-Онлайн. Такой документ хранится в электронном архиве и в любой момент времени доступен для просмотра пользователю в ВТБ-Онлайн. По новой технологии уже работают более 800 офисов по всей стране. Примерно по такому же алгоритму работа будет организована и в других банках.

Что получат клиенты, а что банки?

Клиенты, которые уже хотя бы раз воспользовались безбумажным обслуживанием, выбирают именно его, отмечают банки, где уже протестирована новая опция. Это экономия времени не только на печати и подписании каждой страницы, но и на ожидании визы контролера. Если речь идет о новых клиентах, то им подписать договор обслуживания в офисе собственноручно нужно лишь раз, после этого документы можно подписывать в электронном формате с использованием ПЭП. Например, в ВТБ уже подписано в электронном виде более 80 тысяч договоров.

Если для клиентов такой документооборот — прежде всего, сокращение временных затрат и удобство в обслуживании, то для банков — существенная экономия. К 2022 году ВТБ за счет внедрения новой технологии планирует сберечь около 1,5 млрд рублей.

Какие риски несет электронный документооборот?

Для обеспечения безопасности в банках предусмотрены меры, подтверждающие авторство и неизменность подписанного документа, а также системы хранения данных, ПЭП и электронных документов. Для большей надежности должна проводиться независимая экспертиза этих мер.

По мнению экспертов, риски клиентов снижаются, а не возрастают. Например, на замену бумаге пришли несколько способов подтверждения: через личный кабинет и по СМС, а в будущем по биометрии. Еще один очевидный плюс — минимизация человеческого фактора.

При этом клиент всегда может оформить операцию на бумаге или при необходимости получить бумажный экземпляр документа в офисе банка. Кроме того, все документы доступны в личном кабинете в мобильных приложениях банков.

В ЦБ считают, что в целом цифровизация повышает доступность финансовых услуг и оперативность совершения сделок. Вместе с тем заключение договоров без личного присутствия сторон — это повышающее риск обстоятельство, оно требует усиленного внимания со стороны банка в идентификации клиентов, отметили в пресс-службе регулятора.

Вне зависимости от формата составления документов кредитные организации должны доводить до потребителей информацию о предоставляемой финансовой услуге и ее основных характеристиках — причем делать это доступно и понятно, подчеркнули в ЦБ. Особое внимание финансовым организациям следует обратить на восприятие информации такими группами клиентов, как, например, пожилые граждане или люди с инвалидностью.


Комментарии