16 Октября 2019 года, 12:06
Как пройдут выборы-2020 в гордуму Воронежа? 

Несмотря на то, что до выборов депутатов V созыва воронежской гордумы еще почти целый год, среди местных политологов уже развернулась горячая дискуссия: как они будут проходить. Дискутирующие разделились на 2 лагеря: за выборы по партспискам и за мажоритарную систему. В качестве арбитра в этом споре мы пригласили политконсультанта, известного на федеральном уровне — профессора Национального исследовательского университета Высшей школы экономики Олега Матвейчева.

Матвейчев.jpg

«Задача депутата-«одномандатника» — добросовестно отработать доверие избирателей» 

– Если мы говорим о выборах в городскую думу, на мой взгляд, голосование за депутатов-одномандатников будет гораздо эффективнее, чем выборы по партийным спискам. В основном муниципальный депутат решает небольшие, можно даже сказать «бытовые» проблемы людей. Но реально значимые для их комфортной жизни. Например, нужно засыпать лужу, которая мешает жителям дома N, или решить проблему с освещением в небольшом сквере, установить новую детскую площадку, потому что местным ребятишкам негде играть. Посодействовать, чтобы садик появился именно в этом районе. То есть депутат округа ходит по чиновникам, объясняет им, почему они должны что-то сделать именно на его территории, а не на какой-то другой. От его работы во многом зависит, насколько адекватно и своевременно власти отреагируют на проблему. Важна ли его политическая принадлежность или взгляды на то, как должна развиваться страна в целом? Это точно не определяющие факторы. Задача депутата — добросовестно отработать доверие избирателей и выдать результат. 

«При выборах по партийным спискам голосуют за бренды, а не за конкретных людей»

– Воронеж не будет новатором в отмене партийных списков – если это произойдет — на муниципальных выборах. Такая практика используется в половине регионов России, и довольно успешно. Говорить о необходимости смешанной системы – когда есть и «одномандатники», и партсписки – разумно, например, на выборах в Заксоборание, которые сейчас организованы по принципу «50 на 50». Или на субъектных выборах, где теоретически у депутатов могут возникать разногласия по политическим вопросам: в таком случае, конечно, важна партийная программа развития. Только партийные списки я бы оставил на выборах в Госдуму, хотя не все это мнение разделяют. Считается, что «одномандатники» позволяют не терять депутатам связь с землей. Но если по Госдуме можно дискутировать, то муниципальных депутатов стоит выбирать именно по мажоритарной схеме. При партийных списках идет конкуренция брендов, и по сути избиратели голосуют за имя партии, а не за людей. К тому же так недобросовестным депутатам проще спрятаться за спины коллег. 

При одномандатном подходе все наоборот: бренд партии вторичен — на первое место выходят заслуги человека. При такой системе люди голосуют за определенную личность, степень доверия к ней выше. Да и у самого депутата больше ответственность. Она становится личной. Поэтому такой народный избранник, как правило, активнее выполняет предвыборные обещания.

И по голосам жителей округа сразу будет понятно, как работал депутат: встречался ли он с ними, решал ли их проблемы, каких результатов добился. Если он перед выборами наобещал золотые горы, но за 5 лет так ничего не сделал, вряд ли ему стоит рассчитывать на поддержку избирателей в будущем. 

«При мажоритарной системе риск нарушений на выборах сводится к нулю»

– Нарушения на выборах сейчас случаются редко, и при мажоритарной схеме риск, что они останутся незамеченными, гораздо ниже. Конечно, я не говорю, что все безоблачно: при жесткой конкуренции, которая присуща одномандатным выборам, увеличивается количество попыток повлиять на ход голосования. У нас есть очень специфические партии, которые стремятся к победе любой ценой. Они могут умышленно идти на всевозможные нарушения: устроить скупку голосов, организовать карусель или, например, зайти в общежитие к неблагополучным избирателям, напоить их алкоголем и вытянуть из них голоса за «нужного» человека. При одномандатных округах каждый кандидат имеет право выставить своих наблюдателей. 

Соответственно, когда на округе 5 кандидатов, каждый привлекает по 2 наблюдателя — это 10 пар глаз в итоге. Человек будет заинтересован в победе, а, значит, внимание к конкурентам станет пристальнее и нарушить правила будет сложнее. Также при голосовании по партийным спискам кандидат может понадеяться, что партия его прикроет и все за него сделает, а он лишь по итогам сядет в депутатское кресло. При одномандатных округах эта схема не работает — здесь важно личное участие во всех процессах. 

Справка
Олег Матвейчев — российский политолог, политтехнолог, профессор Национального Исследовательского Университета Высшей Школы Экономики. С 2006 года работал сотрудником Администрации Президента Российской Федерации. Работал консультантом, а затем советником Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике. В 2018 году был членом предвыборного президентского штаба Владимира Путина. В 2008 году был сотрудником предвыборного штаба Дмитрия Медведева. 

Комментарий

Слатинов.jpgВладимир Слатинов, политолог

Мажоритарная система — общероссийский тренд

– Переход на мажоритарную систему выборов – общероссийский тренд, который вызван снижением рейтинга партии власти и доверия к ней, что особенно заметно в крупных городах. В свое время партийные списки вводились именно из-за популярности «Единой России» у избирателей, а сегодня ее не наблюдается. При одномандатных выборах партии власти будет проще найти ресурсного кандидата, который сможет стать фаворитом у избирателей.


Комментарии