Итоги автомобильного рынка России в 2014 и прогноз на 2015

В день открытия Женевского автосалона, 3 марта 2015 года, в Москве состоялась V ежегодная конференция для аналитиков и маркетологов «Автомобильный рынок России: итоги и прогнозы», организованная аналитическим агентством «АВТОСТАТ» и
порталом AutoMarketolog.ru. Мероприятие собрало более 150 участников, среди которых
эксперты автомобильного рынка, топ-менеджеры и руководители направлений компаний-
игроков автобизнеса. В конференции приняли участие, в том числе представители более
20 СМИ: федеральных и профильных изданий, как печатных, так и Интернет-порталов,
телекомпаний.

В ходе конференции были подведены итоги ежегодного конкурса на самый точный
прогноз авторынка по трем сегментам: PC (легковые автомобили), LCV (легкие
коммерческие автомобили) и грузовые (CV+HCV). В сегменте PC победителем признан
Валерий Тараканов (КИА Мотор Рус), в сегменте LCV — Роман Гуляев (GG Force), в
сегменте CV+HCV — Евгений Савельев (ДАФ Транс Рус). Победители были награждены
дипломами и ценными призами.

В рамках конференции также состоялось торжественное вручение памятных знаков
лидерам рейтинга «Сохранность остаточной стоимости автомобиля».
Подробнее о выступлениях спикеров.

Директор АА «АВТОСТАТ» Сергей Целиков познакомил участников конференции
с ключевыми цифрами российского рынка. Из двухсот с небольшим стран в мире
российский рынок — в первой десятке. Несмотря на кризис, этот рынок остается
привлекательным для многих производителей. Автопарк, хоть и старый, но по объему
вскоре может стать самым крупным в Европе. При этом в России на начало года — 
284 автомобиля на 1000 жителей. Из 52 млн «домохозяйств» в стране реально имеют
автомобили лишь половина. Что касается кризиса, С.Целиков склоняется к тому, что 2015
год будет очень тяжелым для автобизнеса, его прогноз продаж – от 1 до 1,5 млн. шт. Три
главных тренда на сегодняшнем авторынке – увеличение срока владения автомобилем
(с 4,5 до 5 лет и выше); «дауншифтинг» (когда владельцы снижают для себя планочку
статусности в потреблении); снижение планки «статусностиNo в сервисном обслуживании
(клиент начинает искать альтернативу дорогому официальному сервису). 

Выступление Олега Мосеева, вице-президента РОАД, было посвящено теме кризиса
на авторынке. Он проинформировал сообщество о тесной работе РОАД с профильными
министерствами, в результате которой правительство обещало скоро принять программу
льготного кредитования со ставкой до 15%, субсидирование ставок может поддержать
продажи 200 тысяч автомобилей. Не исключено, что к этим тысячам добавятся еще 10
— в рамках тестового проекта по лизингу для физических лиц. Мосеев прогнозировал
продажи в 2015 году в районе 1,38 млн. шт. и высказал опасения, что при ожидаемых
объемах с рынка могут уйти до 30% дилеров. 

Владимир Мирошников, директор по развитию компании РОЛЬФ, поделился с
участниками форума опытом, благодаря которому его компания неплохо чувствует себя
даже в кризисный год. РОЛЬФ просто сделал выводы из кризиса 2008-2009 года. Здесь
вовремя провели глобальную реструктуризацию, завершили недострои; «уплотнили»
имеющиеся центры, реализовали стратегию развития премиальных брендов (в 2008
доля премиальных брендов в портфеле компании была 4,5%, к 2014 она увеличилась до
18%) и стратегию кумулятивной маржи; увеличили продажи автомобилей с пробегом;
внедрили новые финансовые продукты; разработали стратегию корпоративных продаж.
Позже еще один представитель компании РОЛЬФ, Татьяна Форнасова, руководитель
дивизиона РОЛЬФ-Премиум, поделилась инструментарием, благодаря которому
компания сумела занять лидерские позиции в продаже автомобилей целого ряда
брендов: только в 2014 году по Audi продажи выросли на 3%, по Mercedes — на 24%,
Lexus - на 24,2%, Toyota — на 2,6%, Land Rover - на 39,3%. Среди инструментов —
  реструктуризация бюджета на рекламу, минимизация потерь входящих звонков,
партнерские программы с банками, крупными торговыми центрами, организация досуга
клиентов (в том числе вертолетная площадка, SPA-салон), программы лояльност,
основанные на бонусах и многое другое. 

В своем докладе «Региональный взгляд на рынок легковых автомобилей в России»
Вячеслав Зубарев, генеральный директор «ТрансТехСервис», высказал мнение,
что кризис 2015 года будет затяжным и по регионам ударит гораздо сильнее, чем в
столице. В регионах меньшие продажи на один дилерский центр (далее — ДЦ); ниже
уровень доходов у населения и, как следствие, — ниже прибыль одного ДЦ, несмотря
на меньший объем инвестиций (из-за стоимости земли); больший срок окупаемости;
большая уязвимость к кризисным явлениям. 

Свое видение текущей ситуации на авторынке высказал Сергей Савицкий,
генеральный директор холдинга «Атлант-М». Он отметил, что у дилеров
сокращаются и поток входящих контактов (от 20 до 60%), и количество контрактов,
и поток клиентов на сервис. Но единых рецептов для всех не существует, и каждому
придется выстраивать свою стратегию. На первый план необходимо вывести
сокращение дебиторской задолженности, формирование новой системы в области
закупок и управления запасами, улучшение управления персоналом и повышение
эффективности продаж. 

О том, как чувствуют себя сейчас на российском рынке представители китайских марок,
рассказал Александр Штода, директор департамента маркетинга и рекламы
Lifan Motors Rus. Он привел аргументы, доказывающие, что в современной стратегии
китайских брендов есть многое, чтобы пережить нынешний кризис в России лучше многих
других. 

Алексей Волков, директор по маркетингу Национального Бюро Кредитных 

Историй(НБКИ) выступил на конференции с докладом «Автокредитование. Торможение
или разворот?». Выдача автокредитов сокращается: в 2013 году на заемные средства
покупалось 48% автомобилей, в 2014 году было уже в среднем 40,5% (в конце 4
квартала — 35,5%). В декабре 2014 года многие банки остановили выдачу автокредитов,
некоторые не восстановили ее до сих пор. Сегодняшняя ситуация по автокредитованию
характеризуется отсутствием стратегии, отсутствием стабильности (когда один месяц
ставки повышаются, другой — понижаются), непонятной ситуацией со стоимостью
фондирования. 

Александр Колошенко, президент «Тойота-Банк», участвуя в дискуссии, отметил: 

«Все смотрят на нас как на источник низких ставок, но это не так. Наша главная миссия
— сделать так, чтобы клиент возвращался в дилерский центр. — Это достигается за счет
определенного взаимодействия с клиентом и дилером, в том числе, через продажу с
остаточным платежом...». На примере прошлых кризисов в России Колошенко также
заметил, что обычно кризисный спад на авторынке длился примерно шесть месяцев и
значит, самым тяжелым периодом может стать май 2015 года. 

Выступление Татьяны Малыгиной (АВТОСТАТ) было посвящено потребительским
предпочтениям на автомобильном рынке, которые компания исследует с 2013 с
помощью онлайн и телефонных опросов автовладельцев, а также опросов экспертов
автомобильной отрасли. 

Очередной опрос владельцев новых автомобилей, проведенный в ноябре 2014 года
(около 2 тысяч респондентов, не менее 50 анкет на каждый бренд) показал, что 56 %
автовладельцев не доверяют работе сервиса официального дилера и при обращении
на сервисный центр испытывают ряд страхов. Это лишь один из показателей… В ходе
анализа полученных данных было рассчитано множество индексов: по 16 показателям
был рассчитан индекс удовлетворенности автомобилем, по 11 пунктам — индекс
удовлетворенности обслуживанием в дилерском центре. По каждому бренду был определен индекс потребительской лояльности (NPS) и многое другое. 

В конце февраля 2015 года совместно с AVITO.ru специалисты «АВТОСТАТ» провели
опрос «Планы по покупке автомобиля в 2015 году» — чтобы изучить причины, из-за
которых автовладельцы, желавшие приобрести автомобиль в 2015 году решили отложить
свою покупку. 

Сергей Удалов (АВТОСТАТ) в своем выступлении отразил сегодняшние реалии
на рынке LCV. Парк LCV в России сегодня — 3,94 млн. шт., из них меньше миллиона
принадлежит юридическим лицам. В сегменте LCV — 58,7%, автомобилей старше 10 лет
— т.е. потребность в замене автомобиля на новый, для тех, кто активно эксплуатирует
коммерческую технику, большая. Судя по динамике продаж этого сегмента на рынке — он весьма отзывчив к программам утилизации и в нем хорошие возможности для лизинга. 

Эксперты полагают, что по среднему сценарию рынок LCV в 2015 году будет на уровне
105 тысяч. 

Марина Петрикина, начальник отдела прогнозирования и исследования рынков
компании «Соллерс», выступила по теме «Взгляд производителя легких коммерческих
на текущую ситуацию и тенденции на рынке», представив динамику основных
показателей рынка, прогнозы на 2015 год. Компания ожидает объем рынка LCV в 2015
году на уровне 103 тыс. шт (-33% к результату 2014г.). 

Александр Михайлов, вице-президент по развитию бизнеса компании Европлан,
выступил с докладом на тему «Автомобильный лизинг» на рынке легких коммерческих
автомобилей. 

Андрей Топтун (АВТОСТАТ), в своем докладе акцент сделал на сегменте
среднетяжелых и тяжелых грузовиков. Очевидно, что падение в данном сегменте идет
с конца 2012 года и продолжается. Еще один тренд наращивание долей иностранными
брендами. И это при том, что в ТОП-10 лидируют отечественные автомобили. Как и в
сегменте LCV, здесь тоже, как только экономическая ситуация в стране ухудшается -
падение продаж в большей мере касается физических лиц. 

Ситуация по тяжелым грузовикам в целом пока такова: в 2014 продажи их упали на 22%
до 60,7 тысяч штук. Это уровень примерно 2006 года. 

Ашот Арутюнян, директор по маркетингу и рекламе КАМАЗа, рассказал о рынке
грузовых автомобилей, об изменениях прогноза рынка в конце 2014 года и о том, что
получили в реальности. А также показал в цифрах основные параметры (инвестиции,
trade-in, уровень сельского хозяйства, экспорт/импорт и т.д.), на которые необходимо
обращать внимание участникам рынка.


Комментарии





+18