Индекс ОКБ Общая статистика по просрочке: активные кредиты 2014 г.

  1. Обзор тенденций 
  • Платежная дисциплина заемщиков ухудшалась на протяжение всего 2014 г., уровень просроченной задолженности вырос за год на 2,6% и в декабре составил 15,66%. 
  • Самый быстрый рост просрочки наблюдался в сегменте необеспеченных кредитов.  Просроченная задолженность по кредитным картам увеличилась в течение года на 3,5% и в декабре 2014 г. составила 14,15%.  Задолженность по кредитам наличными с января выросла на 3%, на конец года ее значение составило 17,34%. Просрочка по POS-кредитам колебалась в течение года в рамках 14-15%, но по сравнению с январем (15,4%) снизилась к декабрю на 1,2% (14,2%). 
  • Заметный рост просроченной задолженности в течение года показали и автокредиты. По ним просрочка за год увеличилась на 1,3% и к декабрю достигла значения 10,12%. 
  • Сегмент ипотеки остался довольно стабильным, несмотря на незначительные сезонные колебания, значение в пределах 3% сохранялось на протяжение всего года, а в декабре снизилось до 2,95%. 
  • Нужно отметить, что наиболее активный рост просроченной задолженности пришелся на I полугодие 2014 г., когда общая просрочка выросла на 1,87%, во II полугодии темпы роста значительно замедлились и составили 0,75%.   
  • Рост просрочки в первой половине года обусловлен низким качеством обслуживания кредитов, выданных в 2012-2013 гг., — период интенсивного роста рынка розничного кредитования. Также в 2014 г. почти вдвое сократились темпы роста рынка, в итоге сложилась ситуация, когда старые просроченные долги накапливались на балансах банков, а прироста новых заёмщиков было недостаточно для выравнивания статистики. 
  • Еще в конце 2013 г. ЦБ ужесточил требования к формированию резервов для банков, а банки в свою очередь внесли изменения в свои кредитные политики, пересмотрели требования к заемщикам и снизили уровень одобрения, т.н. approvalrate.  На данных ОКБ мы видим, что это принесло свои плоды: кредиты, выданные в течение 2014 г. обслуживаются лучше. Если в 2013 г. 10% новых владельцев кредитных карт уходили в просрочку через 3 месяца после выдачи, то в 2014 г. этот показатель снизился более, чем в 2 раза и составил 4%. Схожая тенденция наблюдается и среди владельцев кредитов наличными, где показатель выхода на просрочку через 3 месяца после получения кредита за год снизился с 8% до 6%. 
Даниэль Зеленский, генеральный директор, ОКБ: «Во II полугодии 2014 г. темпы роста просроченной задолженности сократились более чем в 2 раза и портфели банков взяли курс на очищение. Однако, события декабря, в том числе падение курса рубля и повышение ключевой ставки ЦБ ударили по рынку розничного кредитования. С одной стороны, многие заемщики в порыве потребительского бума пытались успеть взять кредит, чтобы приобрести товары и услуги по старым ценам на фоне стремительного падения курса рубля, не всегда адекватно оценивая свои возможности. С другой стороны, некоторые банки вообще приостановили выдачу кредитов во второй половине декабря, что также может негативно сказаться на качестве кредитного портфеля.Очевидно также, что части заемщиков будет сложнее выполнять свои кредитные обязательства в связи со снижением реально располагаемых доходов и ростом инфляции.
Все эти факторы, безусловно, окажут влияние на качество кредитных портфелей банков и рост просроченной задолженности. Однако, оценить их реальное влияние можно будет только в конце I кв. 2015 г». 

     2. Динамика просрочек по всем типам активных кредитов

tabl.JPG
graph.JPG
  2.1. Динамика просрочек по кредитам наличными
tabl.JPG
graph.JPG
  2.2. Динамика просрочек по кредитным картам
tabl.JPG
graph.JPG
  2.3. Динамика просрочек по POS-кредитам (кредиты в точках продаж)
tabl.JPG
graph.JPG
  2.4. Динамика просрочек по ипотечным кредитам
tabl.JPG
graph.JPG
  2.5. Динамика просрочек по автокредитам
tabl.JPG
graph.JPG

Объединенное кредитное бюро (ОКБ)

Создано в 2004 году, входит в тройку крупнейших кредитных бюро России. Учредители — ОАО «Сбербанк России», ведущий мировой оператор кредитных бюро Experian, и ЗАО «Интерфакс». По данным на январь 2015 г. в базе данных ОКБ хранится 166,5 млн. кредитных историй по более чем 57 млн. физических лиц.

Бюро уделяет большое внимание не только количеству кредитных историй в базе данных, но и качеству их обработки. ОКБ является лидером в сфере сервисов по оценке кредитных рисков и борьбе с мошенничеством. Бюро предоставляет своим клиентам сервис уведомлений об изменениях в поведение заемщиков Триггеры, сервис по ID верификации клиента, уникальный сервис по созданию унифицированного портрета заемщика Скоринг Бюро, сервис Национальный Хантер для противодействию мошенничеству на банковском и страховом рынках, сервис для оценки текущей ситуации на рынке кредитования РФ и места финансовой организации в нем — Бенчмаркинг и сервис Экспресс Скоринг, который позволяет провести быструю проверку заявки на кредит без запроса кредитной истории заявителя.

В числе клиентов ОКБ — более 500 кредитных организаций, МФО, страховых компаний и операторов мобильной связи. 


Комментарии





+18